Ассоциация компаний информационных технологий (АКИТ), зарегистрированная как юридическое объединение в 2000 году, зарекомендовала себя организацией с вяло текущей деятельностью, намного уступающей в своих возможностях и желаниях большинству профессиональных объединений нашей республики. Ситуация становится понятной, если взять в расчет тот факт, что в экономической структуре нашей страны предприятия информационно-коммуникационных технологий даже не определяются как отрасль. То есть юридически IT для Министерства экономики - это просто не сфера деятельности, а некое непонятное образование, не имеющее никакого статуса. Нет понятия IT-индустрии в нашей стране. Деятельность хардверных компаний по сбыту находится в компетенции Минторга, сборка компьютеров - Минпрома, строительство сетей передачи данных лицензирует Министерство связи и т.д. В то время как стало привычным фактом, что одна компьютерная фирма занимается одновременно всеми этими видами деятельности, даже в рамках одного несложного проекта информатизации. В результате, если, скажем, частные предприниматели и отечественные заводы через созданные ими общественные объединения умело лоббируют свои интересы на уровне государства, IT-компании даже в понятной форме изложить свою значимость для государства не могут. Показателен пример начала выпуска отечественных ЖКИ-мониторов. То разрешение на производство, за которое боролись долгое время многие компьютерные фирмы, идя по одиночке на самый невозможный демпинг, буквально на глазах получило отечественное предприятие, просто действуя через отлаженно работающее отраслевое профессиональное объединение. Имея разные цели и задачи своей деятельности, компании информационно-коммуникационного профиля даже за много лет не смогли договориться о совместной политике, стратегии действий и долгосрочных планах. Несмотря на то, что миссия и направления деятельности АКИТ сформированы и декларированы перед общественностью. Как это часто бывает, вся работа Ассоциации строится на энтузиазме нескольких людей, долгое время пытающихся вывести профессиональное объединение на значимый уровень.
Прежде всего стоит упомянуть В. В. Басько, председателя правления научно-технологической ассоциации "Инфопарк". "Инфопарк" хоть и является только дружественной организацией по отношению к АКИТ, но именно Владимир Басько всей своей многолетней работой пытается наладить диалог между IT-бизнесом и государственными структурами. Этим он достаточно сильно помог членам ассоциации в их хозяйственной деятельности, начиная еще с карьеры своего президентства на заре становления АКИТ. До сих пор Владимир считает, что основная проблема придания веса статусу IT-компаний в Беларуси заключается в неумении наладить грамотный конструктивный разговор с представителями власти. Как и во время возникновения первых компьютерных компаний в Беларуси, все попытки совместного диалога скатываются к взаимным обвинениям и нежеланию понять проблемы и условия работы друг друга.
Между тем, 30 ноября на открытой конференции АКИТ во Дворце профсоюзов Владимир Басько объявил, что АКИТ становится публичной организацией, желающей тесно наладить взаимоотношения с органами государственной власти. Чем вызван такой всплеск оптимизма и желания активных действий? Прежде всего, тем, что появились первые подвижки признания со стороны государства информационных технологий как выделенного направления в экономике. В Минсвязи даже создается отдельный департамент информатизации, призванный курировать проекты информационно-коммуникационных технологий в Беларуси. А министерство получило новое название с добавлением: "Министерство связи и информатизации Республики Беларусь". Курирует направление информатизации заместитель министра Н. М. Струков. От этого подразделения начала формироваться структура головных проектных предприятий, рабочих групп и советов, призванная продвигать реализацию проектов информатизации в нашей стране. То есть, вполне возможно, что через такое движение информационно-коммуникационные технологии займут свой признанный сектор в экономике на государственном уровне. А коммерческие IT-компании в Беларуси уже достигли того развития, что вполне могут участвовать в проектах информатизации республиканского масштаба. По крайней мере, хотелось бы признания министров, что обслуживание автоматизированных CRM-систем не совсем подходит под квалификацию бытовых услуг.
В этом ключе Владимир Басько пытался модерировать конференцию АКИТ'2006. Однако популизма и взаимных перепалок среди участников мероприятия также было предостаточно. Для людей, знающих состояние нашего IT-сектора и реальную работу субъектов рынка, было много не особо интересных эпизодов конференции. Наиболее же информативными и познавательными выглядели выступления представителей государственных структур. Некоторые моменты из них хотелось бы осветить подробней.
Директор Администрации Парка высоких технологий (ПВТ) В. В. Цепкало изложил ожидаемые сценарии развития IT в РБ. Известно, что на ПВТ возложены задачи создания системы экспорта программного обеспечения, разрабатываемого белорусскими программистами. Однако, это не все. ПВТ также занимается аналитикой внутреннего потребления информационно-коммуникационных технологий в РБ, в том числе оценкой целесообразности производства тех или иных видов информационно-вычислительной техники. Особым влияющим фактором на состояние IT в РБ считается стремление России войти в ВТО. Соглашение по информационно-коммуникационным технологиям в рамках ВТО предполагает, что ввоз техники на территорию Российской Федерации будет происходить без таможенных пошлин. Несомненно, что надо готовиться к мерам тарифного и нетарифного регулирования, чтобы избежать контрабандных и иных злоупотреблений с вычислительной техникой в Беларуси в случае не совсем благоприятного развития международных событий. Из ожидаемых IT-сообществом Беларуси событий - встреча в первой половине декабря Цепкало с Президентом РБ, где будет вестись дискуссия о состоянии IT-сектора.
Выступление Николая Михайловича Струкова акцентировалось на направлениях развития информатизации в Беларуси в 2006-2010 гг. Основным механизмом осуществления проектов являются государственные программы. Приоритет отдается созданию автоматизированных систем для государственного управления. В тройке самых важных первичных задач: формирование государственных информационных ресурсов (регистр персонального учета населения, база юридических лиц, кадастр собственности и т. д.), создание эффективной надежной системы телекоммуникаций, развитие нормативно-правовой базы и технической стандартизации. Многие существующие уже сегодня распределенные информационные ресурсы невозможно объединить без адаптирования. Поэтому будут в соответствии с международными нормами разрабатываться стандарты информационной интеграции. Многие касательные информатизации законопроекты готовятся к внесению на рассмотрение, в том числе и по электронной торговле. Интересны некоторые данные по развитию республиканских телекоммуникационных сетей передачи данных. В качестве основной системы доступа планируется использовать не так давно введенный в эксплуатацию дата-центр РУП "Белтелеком". В основе опорных каналов предполагается задействовать VPN на базе сети интернет с размещением дата-центров в региональных филиалах РУП "Белтелеком". Ресурс, необходимый для внедрения системы абонентского широкополосного доступа в Беларуси, оценивается исходя из числа в 500 тыс. абонентов. Как считали потенциальных пользователей? В 100 тыс. портов оценили возможности услуг провайдеров, 40 тыс. пользователей просматриваются в домашних сетях, а доминирует в предоставлении услуг широкополосного доступа предприятия РУП "Белтелеком". Выданные в РБ юридическим лицам порядка 350 лицензий по предоставлению услуг на рынке сетей передачи данных Николай Михайлович охарактеризовал как слишком большое число для реальных нужд республики. В заключение господин Струков дал оценку информатизации в РБ как стабильно развивающейся и подтвердил ее довольно неплохой уровень данными международных организаций. По мировому рейтингу МСЭ, Беларусь занимает 76-е место (для сравнения Россия - 60-е, Болгария - 115-е), а по индексу цифрового доступа Беларусь на 66-м месте.
Начальник отдела Управления организации борьбы с контрабандой и АТП Государственного Таможенного Комитета Владимир Анатольевич Гарифов подтвердил, что проблема незаконного ввоза вычислительной техники индивидуальными предпринимателями на территорию РБ без уплаты таможенных пошлин существует. При этом доля конфиската от тех средств, что таможенные службы приносят в бюджет, составляет всего 1,5%. Также В. А. Гарифов выразил мнение, что индивидуальные предприниматели в части защиты своих интересов перед государством организованы намного лучше, чем нынешние крупные белорусские IT-компании. Между тем, по словам господина Гарифова, есть и достойные примеры успешного лоббирования интересов IT-предприятия перед государством, например, инициативы "Белхард" по разработке программного обеспечения. Сообщил также Владимир Анатольевич то, что, несмотря на Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети интернет", количество интернет-магазинов остается невообразимо большим. И также продолжают встречаться их владельцы, не зарегистрированные в качестве участников экономической деятельности. Пожелание в заключении: надеемся, что АКИТ будет помогать в работе таможенных органов по выявлению нарушений законодательства.
Более подробно об официальной деятельности Ассоциации компаний информационных технологий можно узнать по ссылке www.akit.niks.by.
Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by
Горячие темы