Lechpol: история успеха "электронной" компании
По роду деятельности мне часто приходится бывать в Вильнюсе. Нынешним летом, в ходе одной из поездок, я встретил в литовской столице своего знакомого. Знакомый этот был участником президентских выборов 2010 года, после которых бежал в Европу, где получил политическое убежище. Теперь живет и работает в Варшаве, регулярно посещая Вильнюс по делам. Посидели в кафе, поговорили. Тогда я обратил внимание на его Android-смартфон - достаточно ординарного дизайна, но совершенно неизвестной мне марки Krueger & Matz. "А он производится в Польше, собственная польская марка, - пояснил мой знакомый. - Они еще и планшеты производят. Мой сотрудник недавно сыну купил такой".
Белорусским потребителям более-менее известны "отечественные" мобильники "Промсвязь" и Snami - по сути, снятые с производства китайские модели позапрошлого поколения; родившийся в наших краях бренд Prestigio, российские марки TeXet и LEXAND, польские GSM 2G телефоны MyPhone и украинские мобильные устройства марки PocketBook. Но вот марка Krueger & Matz, как выясняется, у нас неизвестна практически никому. Между тем, у этого производителя смартфонов и планшетов есть чему поучиться - как создать успешную марку потребительской компьютерной электроники в нашем регионе.
Все началось 23 года назад с поездки на производство электронных компонентов в Чехословакию. А сегодня в компании Lechpol работает более ста человек. В целом же вся эта история напоминает воплощение "американской мечты", вот только произошла она над Вислой.
В 1990 году Збигнев Лешек оставил работу менеджера спортивной школы и стал индивидуальным предпринимателем. На первых порах он зарабатывал, покупая оптом в бывшей Чехословакии электронные чипы и телевизионные системы PAL-SECAM и продавая их в Польше. Через несколько лет к его ассортименту добавились факсы и сотовые телефоны, которые тогда были размером с кирпич.
Развитие шло быстро. Уже в 1991 году Лешек купил два павильона на Варшавской фондовой бирже, где начал торговать электронным оборудованием. Три года спустя Lechpol имел в своем ассортименте сотни электронных продуктов, таких как транзисторы, фильтры, видеоголовки и CD-плееры, колонки, наушники, а также различные кабели.
"Наконец, мой папа полетел в Сингапур, чтобы найти поставщиков электроники прямо там, - рассказывает Михал Лешек, сын Збигнева, который в семейном бизнесе работает директором по маркетингу. - Это было естественным шагом в изучении рынка. Далее он отправился в Гонконг, а затем в Китай. Сегодня это намного легче, но в те годы поездка на фабрику где-нибудь в Китае напоминала фильмы про Индиану Джонса. Но в конце концов ему удалось найти там надежных партнеров".
Сейчас в ассортименте компании - семь тысяч электронных продуктов. "За эти годы мы продали много продуктов, которые прежде были совершенно неизвестны в Европе. Прекрасный пример сотрудничества с азиатскими компаниями - это измерительное оборудование Uni-T, которое мы успешно продаем в течение 18 лет, - рассказывал Збигнев Лешек в одном из интервью. - Но в последние годы мы делаем ставку, в основном, на свои собственные бренды. Прежде всего - на Krueger & Matz. Это, безусловно, легче - ведь мы несем полную ответственность за продукты, которые мы продаем, и их обслуживание, без необходимости отвечать за ошибки партнеров. Именно такова теперь стратегия нашей компании".
Продукты под брендом Krueger & Matz появились на рынке в 2010 году. Название родилось благодаря популярному производителю гитар Gallien-Krueger. На первых порах бренд был тесно связан с музыкой, под маркой Krueger & Matz выпускались колонки, усилители и автомобильные радиоприемники. Следующим шагом стала продажа аудиотехники для дома. Интересно, что большинство оригинальных моделей наушников Krueger & Matz включали в себя элементы из дерева.
Далее последовал вывод на рынок под маркой Krueger & Matz планшета и смартфона. Планшет появился на рынке несколько месяцев назад, Android-смартфон поступил в продажу в IV квартале 2012 года. За квартал компания продала около 50.000 единиц смартфонов, из которых почти половина пошла на зарубежные рынки.
"Мы рассчитываем на успех благодаря тому, что продукты очень высокого качества мы предлагаем по относительно низкой цене, - говорит Збигнев Лешек. - Наш смартфон в зависимости от версии стоит 600-700 злотых и, по крайней мере, так же хорош, как продукты сторонних производителей, которые стоят больше полутора тысяч. Мы можем предложить аналогичное качество по такой низкой цене, потому что экономим на затратах на дистрибуцию и маркетинг. Как создаются эти современные телефоны? Это результат сотрудничества между производителями в Китае и инженерами в Польше. На китайских фабриках производится продукция, которая является уникальной, так как создана в соответствии с нашими требованиями и заказами. Это не тот случай, когда на аппарате из нашего только логотип. Но все же проектирование ведется не с нуля, мы используем уже существующие компоненты. Мы определяем технические характеристики и набор функций устройстве, и исходя из этих данных, компания-партнер для нас готовит прототип".
Далее инженеры компании Lechpol изучают этот образец, готовят свои предложения по улучшению модели и направляют партнерам список желаемых изменений. Через некоторое время получают улучшенную модель - и этот цикл повторяется, пока аппарат не начинает полностью отвечать потребностям польского заказчика. Тогда следует заказ большой партии устройства. Однако в самой Польше производство смартфонов либо планшетов Krueger & Matz разворачивать не планируется. "У нас нет такой технологии, по сборке подобной электроники. А строить завод и закупать производственные линии - это слишком большие затраты для нас", - говорит представитель Lechpol.
Как же дальше планирует развиваться компания? "Мы хотим, чтобы Krueger & Matz имел такой же имидж, как Samsung - то есть поставщика хорошей электроники по доступным ценам. Мы будем расширять наш ассортимент новыми продуктами. Мы считаем, что под брендом Krueger & Matz также стоит выпускать телевизоры и компьютеры - говорит Михал Лешек. - Проблема с созданием собственного бренда в том, что вы не можете сразу прыгнуть вверх, развитие нового бренда требует времени. Нам нужно охватить большое количество клиентов, и они должны быть убеждены в качестве нашей продукции. Это не может быть сделано за одну ночь".
В чем главная идея компании Lechpol? "Мы уверены, что продаем не только товары, но и что-то дополнительно - удовольствие от использования нашей техники, довольство и удовлетворение", - говорится на сайте Lechpol.eu . "Я не хочу просто соответствовать ожиданиям клиентов, мы стараемся быть на шаг впереди них. Этого недостаточно, если мы получаем такое же удовлетворение, как и наши клиенты. Мы хотим, произвести на них впечатление", - говорит Збигнев Лешек. Если судить по тому, как идут продажи смартфонов Krueger & Matz, по-видимому, эта идеология работает.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Годная статья. Есть и у нас головастые и предпринимательные парни. Примеров много. Один из них: mikron.by. Наши освоили бы и смартфоны, и планшеты, но... Не хочу развивать тему.
Ну, в общем-то та же схема, что и у
> родившийся в наших краях бренд Prestigio, российские марки TeXet и LEXAND