Как и зачем Microsoft поглощает Nokia?

Это событие, безусловно, стало главным бизнес-событием нынешней недели – причем не только для IT-бизнеса, но и для мировой экономики в целом. Одна из крупнейших IT-корпораций мира – Microsoft – покупает бизнес финской компании Nokia по производству мобильных телефонов. Причем всего за $7,17 млрд – для сравнения, два года назад Microsoft купила VoIP-сервис Skype за $8,5 млрд.

 

Хроника громкой сделки

Ожидается, что сделка будет завершена в I квартале 2014 года; она еще должна быть одобрена акционерами Nokia, а также регулирующими органами как США, так и Финляндии. (Внеочередное общее собрание акционеров Nokia, на котором будет рассмотрено соглашение с Microsoft, состоится 19 ноября.)

При этом речь не идет о продаже всей компании целиком. За $7,17 млрд американский гигант получает собственно производство мобильных телефонов и смартфонов (за $5 млрд), а также права на использование соответствующих патентов и картографические сервисы. Выручка подразделений, которые Nokia передаст в Microsoft, составила в 2012 году около 14,9 млрд евро и сформировала 50% от продаж компании. В частности, Microsoft получит подразделение Nokia, производящее смартфоны, в том числе и смартфоны под брендом Lumia, работающие на платформе Windows Phone. Их продажи во II квартале 2013 года достигли 7,4 млн. штук, что составляет 4,3% мирового рынка смартфонов.

Помимо прочего, Nokia передаст в Microsoft долгосрочное лицензионное соглашение с производителем процессоров Qualcomm и другие лицензионные соглашения. Microsoft предоставит Nokia право на использование патентов Microsoft в картографическом сервисе Nokia Here. Microsoft станет стратегическим лицензиатом сервиса Here и будет отдельно платить Nokia за четырехлетнюю лицензию. В то же время, Nokia продолжит владеть и управлять своим брендом.

Кроме того, американцы предоставят Nokia дополнительное финансирование, купив их облигации в общей сложности на полтора миллиарда евро. Это финансирование будет обеспечено, даже если сделка по каким-то причинам сорвется. В совместном пресс-релизе компании также объявили, что около 32 тыс. сотрудников Nokia войдут в состав Microsoft.

Соответственно, бизнес самой Nokia теперь сводится к производству телекоммуникационного оборудования для операторов фиксированной и мобильной связи, а также к построению и эксплуатации фиксированных, мобильных и конвергентных сетей связи. Напомню, что с 2007 года в Европе работала компания Nokia Siemens Networks – один из крупнейших производителей телеком-оборудования в мире. Но 7 августа 2013 года Nokia объявила о том, что полностью выкупила долю Siemens в совместной компании, и что Nokia Siemens Networks переименована в Nokia Solutions and Networks. Вот, собственно, теперь это и будет основным бизнесом финской компании. Резко уменьшившись в размерах, Nokia теперь может, наконец, стать прибыльной. Не случайно же во вторник на открытии торгов на фондовой бирже в Хельсинки акции Nokia взлетели в цене сразу на 47,2%.

Конечно, как и положено в таких случаях, участники сделки демонстрируют показной оптимизм. Председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа выразил уверенность в том, что сделка по продаже стала самым правильным решением для компании и ее акционеров. «По итогам тщательной оценки того, как максимизировать стоимость компании и рассмотрения различных альтернатив, мы посчитали, что эта сделка – наилучший шаг вперед для Nokia и ее акционеров», – заявил Ристо Сииласмаа. Кстати, он станет временным гендиректором компании Nokia – ведь Стивен Элоп перейдет на работу обратно в Microsoft.

А готовящийся уйти в отставку глава Microsoft Стив Баллмер заявил: «Объединение великолепных команд увеличит долю и прибыли Microsoft на рынке телефонов и в целом возможности во всей линейке устройств и сервисов. В дополнение к своим инновациям и сильным позициям во всех ценовых сегментах рынка телефонов, Nokia привносит проверенные возможности и таланты в таких важных областях, как дизайн и инжиниринг, управление поставками и производством, продажи, маркетинг и дистрибьюция».

Кстати, эта сделка будет иметь важные последствия еще и по той причине, что глава Nokia Стивен Элоп придет на смену Стивену Баллмеру. Вообще, слухи о том, что вероятно именно такое развитие событий, ходили среди отраслевых экспертов давно, еще с того момента, как Стивен Элоп перешел в Nokia и подписал договор об использовании в устройствах финского производителя мобильной ОС Windows Phone.

Как результат, теперь руководитель последнего периода Nokia оказался идеальным кандидатом на должность гендиректора Microsoft. С одной стороны, Стивен Элоп знает внутренние механизмы работы Microsoft – ведь с 2008 по 2010 годы он руководил подразделением Microsoft Business (разработка бизнес-приложений). С другой стороны, у него теперь высокая компетенция во всем, что касается рынка мобильных устройств и собственно мобильных технологий. А это именно то, в чем «провалился» Стив Баллмер, который, по единодушному мнению экспертов, «прозевал» быстрое смещение приоритетов пользователей с ПК к мобильным устройствам.

Впрочем, сейчас все те же аналитики сомневаются в светлых рыночных перспективах нового союза. И рынок отреагировал соответствующим образом: если акции Nokia поднялись в цене на 47%, то акции Microsoft потеряли в цене почти 5%. На закрытии торговой сессии Nasdaq в пятницу (в понедельник американские биржи не работали) акции софтверного гиганта стоили $33,4. На открытии торгов во вторник они упали практически на 5% – до отметки в $31,76.

 

«Засланец» Элоп

«И Nokia, и Microsoft действительно в свое время упустили шанс со смартфонами», пишет австралийский консультант в сфере коммуникаций Пол Бадд в своей статье на сайте Bloomberg. Представители Microsoft уже признали, что заключают сделку с Nokia, пытаясь трансформировать свой бизнес в мобильную эру, которая в значительной степени прошла мимо них. Именно поэтому, повторюсь, на смену Стиву Баллмеру, вероятнее всего, придет Стивен Элоп.

В последние годы цены на акции Microsoft и Nokia изменялись разнонаправленно. Если за пять лет, прошедших с кризиса 2008 года акции Nokia (учитывая нынешний взлет) упали почти на 80%, то Microsoft – выросли почти на 17%. Созданная Биллом Гейтсом корпорация, несмотря на все неудачи, остается третьим по величине технологическим гигантом мира, уступая по капитализации только Apple и Google.

А вот Nokia, которая еще недавно была глобальным лидером на рынке мобильников, за последние несколько лет сильно сдала рыночные позиции под натиском таких гигантов, как Samsung и Apple. Они, в отличие от финнов, раньше уловили перспективы развития рынка в сторону смартфонов. Nokia, тем не менее, лидировала на рынке, пока в 2012 году его не завоевал Samsung. В июле 2013 года финский производитель отчитался о падении продаж на 27% во II квартале.

Капитализация Nokia, исходя из котировок ее акций, с января по апрель упала на треть. А за последние девять кварталов, по оценке Bloomberg, потери в продажах превысили $6,6 млрд. В попытке выправить финансовое положение компании в январе Элоп уволил более 20 тыс. сотрудников и приостановил выплаты дивидендов.

Однако, несмотря на все неудачи последних лет, Nokia все же не может продаваться практически за бесценок. Так, аналитик Forbes Теро Куттинен заявил, что предложенная за Nokia цена вызвала у него «внутреннее потрясение»: «Конечно, дни славы Nokia миновали, и капитализации в 110 млрд евро уже нет, но все же это потрясение – увидеть, как подразделение устройств и сервисов продается за 5,5 млрд евро». Напомню, что в 110 млрд евро Nokia оценивалась в 2007 году. Для сравнения: аналогичное подразделение Motorola Mobility вместе с меньшим числом патентов (17 тысяч) было в мае 2012 года приобретено Google за $12,5 млрд.

Кроме того, Теро Куттинен пытается рассмотреть картину происходящего в масштабе нескольких лет – и отмечает, что действия Стивена Элопа на посту главы Nokia требуют тщательного анализа. Пока все выглядит так, что Элоп пришел из Microsoft в Nokia в 2010 году, и очень быстро понял, что единственная надежда для Nokia, продававшей на тот момент 24 млн. устройств в квартал – это переход на платформу Windows Phone. Ликвидировав в компании направление разработки альтернативной ОС MeeGo, Стивен Элоп выпустил удачные линейки Lumia и Asha, но в итоге продал смартфонное подразделение Nokia за невысокую цену в Microsoft. То есть туда, откуда он вышел и куда теперь вернется.

Кажется, в наших краях это называется «засланный казачок».

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!