Недавно стало известно, что с сентября текущего года 11 образовательных школ столицы опробуют на себе проект «Электронная школа». Но что под ним подразумевается? И какие нововведения ждут работников и учащихся этих учебных заведений?
Электронная школа: что это?
Новый проект «Электронная школа» представляет собой перевод разнообразных школьных документов в виртуальное пространство. Другими словами, ученики, их родители и преподаватели ведут отчетность не в обычных журналах, дневниках и графиках успеваемости, а в электронных. А также общаются на школьные и смежные темы на специальном веб-ресурсе.
Реализуется данный проект в рамках Национальной стратегии развития информационного общества Беларуси. В частности – согласно Концепции информатизации системы образования, рассчитанной до 2020 г. Координацию и научно-методическое сопровождение проекта осуществляет Минский городской институт развития образования.
Этапы реализации проекта «Электронной школы» в Минске
- Апробация российской платформы «Дневник.ру» (http://dnevnik.ru/) в 8 столичных школах (2012 г.).
- Создание собственной платформы «Schools.by» по российскому аналогу (http://schools.by/) (2012-2013 гг.).
- Апробация новой белорусской школьной платформы «Schools.by» в 11 столичных школах (начало – осень 2013 г.).
Принципы работы платформы Schools.by
Главная задача платформы «Schools.by» – обеспечить возможность онлайн-работы с различными школьными документами. Для этого для каждой категории пользователей: учеников, родителей, учителей – устанавливается свод правил. И в соответствии со статусом предоставляется различный уровень доступа к информации.
К примеру, электронный журнал с оценками, пропусками и комментариями к занятиям могут просматривать лишь преподаватели, классный руководитель и директор. Для остальных же посетителей сайта этот раздел закрыт. Правда демо-версию журнала может посмотреть любой желающий: http://demo.schools.by/journal/100121.
Часть информации из журнала дублируется в индивидуальных дневниках учащихся (демо-версия http://demo.schools.by/pupil/100140#dnevnik), доступ к которым предоставляется непосредственно родителям ребенка. А таблица успеваемости доступна для просмотра всем.
Помимо электронных дневников и журналов, на платформе размещается смежная информация об учебном процессе:
- классное и учительское расписание;
- расписание звонков;
- даты начала/окончания четвертей/триместров;
- график успеваемости классов и учащихся;
- персональные страницы пользователей.
К тому же у платформы «Schools.by» есть элементы социальных сетей. Директор и учителя, ученики и их родители – все могут общаться в данном виртуальном пространстве: оставлять сообщения, комментировать видео и фотографии и т.д.
Платформа «Schools.by» бесплатна для школ и ее сотрудников. А вот родителям за такое нововведение придется отдать определенную сумму. Оплата производится каждую четверть, при этом предлагается два тарифа на выбор:
- «Только WEB» - 20000 бел. руб/месяц.
- «WEB +SMS» - 25000 бел. руб./месяц.
Сверх своей непосредственной задачи, белорусская платформа «Электронной школы» предоставляет следующие дополнительные услуги (http://schools.by/sites/paid-modules#tests):
- online-разработка тестов и контрольных работ с помощью специального конструктора (стоимость услуги 500000 бел. руб./год);
- размещение сайта школы на собственном домене (стоимость услуги 200000 бел. руб./год).
Преимущества проекта «Электронная школа»
Новый электронный формат для общеобразовательных учреждений призван:
- расширить возможности использования привычных школьных документов: дневников, журналов и т.д.;
- улучшить взаимодействие между учениками, их родителями и учителями;
- увеличить активность вовлечения родителей в образовательный процесс (оповещать о школьных делах ребенка, доносить всю необходимую информацию и т.д.);
- научить школьников с детства цивилизованно и продуктивно использовать Интернет для решения определенных задач (для реализации учебных проектов, участия в исследовательской деятельности и т.д.);
- сформировать культуру виртуального общения;
- организовать общение учителей-родителей вне стен школы.
Недостатки проекта «Электронная школа»
На сегодняшней стадии развития, спустя год после начала реализации, проект сталкивается со следующими проблемами:
- В Беларуси нет нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление электронных услуг.
- Отсутствует системный характер предоставления электронных услуг в учреждениях образования: «электронификацию» осуществляют лишь отдельные школы по собственной инициативе.
- Платформу Schools.by пока еще трудно назвать единой образовательной средой – сетевым сервисом, однако к этому следует стремиться.
- Чаще всего под электронными услугами подразумевается предоставление информации, что же касается сложных сервисов, обеспечивающих интерактивность, на сегодняшний день они встречаются редко. Фактически отсутствуют ресурсы, позволяющие получить результат выполнения электронных услуг в виде специального документа. Другими словами, наблюдается нехватка транзакционности.
- Отсутствует постоянный доступ к ПК у многих учителей (в Минске в среднем 4,3 учителя на 1 ПК), а также наблюдается явная нехватка необходимых навыков владения компьютером и Интернетом.
Для решения данных вопросов Беларуси стоит проанализировать опыт ближайшей соседки. В вопросе реализации проекта «Электронная школа» Россия ушла на несколько шагов вперед, и успешно продвинулась во многих вышеупомянутых вопросах (сетевой сервис Дневник.ру, единая нормативно-правовая база и т.д.).
Что же касается подготовки учителей, этот вопрос полностью лежит на плечах Минского городского института развития образования. Решить его позволит система специальных программ, включающих обучающие семинары, совещания, консультирование и т.д.
Статистика проекта «Электронная школа»
Согласно опросу на главной странице платформы Schools.by, 61 % респондентов считает, что электронные дневники и журналы для школьников – это «очень удобно». Ведь многие родители в виду специфики работы, каких-либо привычек проводят немало времени в Интернете, а значит проект «Электронная школа» позволит им с максимальным удобством и оперативностью следить за жизнью своего ребенка. Однако оправдает ли проект их надежды, будет видно лишь в наступающем учебном году.
Вероника Юренкова