На прошлой неделе крупнейшие мировые IT-корпорации дружно отчитались за минувший квартал. Должен признаться, копание в их финансовых отчетах оказалось весьма интересным занятием. По крайней мере, после него начинаешь иначе относиться к рекламным завываниям на тему нового гаджета от Apple или недавно представленного публике Android 4. Итак, давайте посмотрим, с чем к середине года подошли IT-гиганты, все более определяющие течение нашей жизни.
Google
Квартальная отчетность этого интернет-гиганта разочаровала инвесторов. Так, выручка Google без учета расходов на приобретение интернет-трафика составила $11,1 млрд. Это меньше ожиданий аналитиков, прогнозировавших $11,37 млрд. Чистая прибыль Google во II квартале 2013 года выросла на 13,7%, составив $3,23 млрд против $2,79 млрд годом ранее. Операционные расходы компании достигли $4,92 млрд, или 35% от общего объема выручки. В прошлом году этот показатель составлял $3,89 млрд, или 33%.
Согласно отчету, средняя стоимость рекламного клика во II квартале 2013 года снизилась на 6% по сравнению с прошлым годом. В то же время в годовом исчислении общее количество кликов увеличилось на 23%.
После публикации квартальной отчетности акции компании подешевели сперва на 1%, а на следующий день потеряли еще 1,6%. Инвесторов также расстроил рост операционных убытков принадлежащей интернет-гиганту Motorola Mobility - с $199 млн год назад до $342 млн.
Главный вывод, который следует из отчета Google, таков: новая система управления рекламой, рассчитанной и на традиционные ПК, и на мобильные устройства, увеличила общие продажи. Однако Google не смогла увеличить стоимость переходов по коммерческим ссылкам на мобильных устройствах, из-за чего стоимость клика начала снижаться. Замечу, что цены на рекламу Google начали падать еще в конце 2011 года из-за массового распространения смартфонов и планшетов. Клиенты Google настороженно относились к этому каналу доставки рекламы и платили за него меньше.
В феврале этого года Google серьезно доработала свой сервис AdWords, представив так называемые усиленные кампании. Они позволили клиентам размещать рекламу для ПК, планшетов и смартфонов, а также управлять ею разом. До этого каждый сегмент заказывался и управлялся отдельно. За II квартал новые возможности использовали 3/4 из 6 млн рекламных клиентов Google. В результате общее число переходов по рекламным ссылкам выросло за квартал на 23%.
И все бы хорошо, вот только продолжила падать цена клика - сумма, которую рекламодатели платят за каждый переход по коммерческой ссылке с сайтов Google. Она упала на 6% по сравнению с тем же кварталом 2012-го, и это наложилось на 4%-е снижение в I квартале. Ставка на объединение контекстной рекламы для ПК и мобильных устройств не смогла повысить расценки на мобильную рекламу. По крайней мере, пока.
Apple
"Яблочная компания" в финансовом плане чувствует себя все хуже. Доход Apple за II квартал 2013 года (III квартал 2012/2013 финансового года) снизился на 22% и составил $6,9 млрд - $7,47 на акцию. Объем выручки незначительно повысился, составив $35,3 млрд против $35 млрд год назад. За II квартал Apple продала 31,2 млн iPhone (рост на 20%) и 14,6 млн iPad (снижение на 14%).
Интересно, что после оглашения квартальной отчетности акции компании выросли на 5,5%, до $442 за ценную бумагу. Все дело в том, что аналитики ожидали еще худшего результата. Эксперты полагали, что высокая конкуренция на мобильном рынке не позволит Apple улучшить свои показатели. Многие исследования показывали, что пользователи делают выбор в пользу бюджетных решений, однако имиджевые устройства от Apple все же смогли достойно конкурировать с дешевыми Android-смартфонами и планшетами. Свой вклад внесли продажи обновленной линейки MacBook Air и планшетов iPad Mini.
За квартал Apple удалось продать 31,2 млн смартфонов - на 20% больше показателя за аналогичный период прошлого финансового года, но на 17% меньше показателей предыдущего квартала.
"Учитывая, что iPhone 5 был выпущен еще в прошлом году, корпорация показывает довольно позитивные результаты. Пользователи все еще готовы заплатить немного больше за качественный продукт", - считает аналитик Piper Jaffray Джин Мюнстер.
Facebook
Соцсеть Facebook во II квартале показала успешные финансовые показатели, превзойдя ожидания экспертов. Залогом хорошей отчетности стало агрессивное вхождение на рынок мобильной рекламы.
Чистая прибыль Facebook составила $333 млн, говорится в сообщении компании. А ведь год назад, за II квартал 2012-го, компания отчиталась о чистом убытке в $157 млн. Теперь чистая прибыль на одну обыкновенную акцию составила $0,13. Выручка Facebook с апреля по июнь 2013-го составила $1,813 млрд (год назад - $1,184 млрд).
После публикации квартальной отчетности стоимость акций Facebook на Нью-Йоркской бирже выросла на 20%, до $26 за акцию. Капитализация компании составила $64 млрд.
В структуре выручки преобладает реклама, на которую пришлось 88% выручки, или $1,6 млрд. Число активных рекламодателей на Facebook превысило 1 млн. Количество ежедневно активных пользователей сети в июне 2013-го составило в среднем 699 млн человек, что на 27% больше показателей годичной давности.
Быстрее всего растут доходы от мобильной рекламы - они уже составили 41% ($656 млн) в совокупной выручке (против 30% во II квартале 2012 года). Получается, что полностью оправдала себя стратегия увеличения доходов за счет рекламы на смартфонах, о которой Марк Цукерберг говорил еще более года назад. Тогда рекламы в мобильных приложениях социальной сети не было вообще. Однако создатель Facebook объявил, что поменяет подход к размещению мобильной рекламы, чтобы она приносила больше прибыли.
Microsoft
Корпорация Microsoft также отчиталась за IV квартал 2013 финансового года, который для нее соответствует II кварталу календарного 2013-го. За весь 2013 финансовый год Microsoft заработала $77,849 млрд, что на 5,4% больше, чем годом ранее (тогда выручка составила $73,723 млрд). Чистая прибыль на одну акцию составила $2,58. Выручка за IV квартал 2013 финансового года составила $19,9 млрд, что на 10% больше аналогичного показателя прошлого года. Квартальная прибыль на акцию составила 59 центов.
Несмотря на общий рост, результаты Microsoft оказались хуже ожиданий рынка. Так, выручка Windows-подразделения Microsoft выросла за год до $19,239 млрд, но операционная прибыль за год снизилась с $11,6 млрд до $9,5 млрд. За квартал же операционная прибыль Windows Division упала более, чем вдвое: с $2,4 млрд до $1,1 млрд. Слабые показатели Windows-подразделения прямо связаны со снижением спроса на ПК. По словам финансового директора Microsoft Эми Худ, продажи ПК за квартал снизились на 20%.
Большую роль в ухудшении результатов Microsoft сыграло списание в затраты $900 млн из-за плохих продаж планшетов Surface. По данным IDC (данных от самой М$ нет), с момента старта продаж осенью 2012-го и по март 2013-го Microsoft сумела продать всего 900 тыс. планшетов Surface. После этого цены на Surface RT были снижены с 14 июля в среднем на 30%.
В то же время выручка подразделения Business Division (отвечает за офисное ПО) за квартал выросла на 14%, достигнув $7,21 млрд. Также Microsoft смогла за год в шесть раз снизить операционнный убыток подразделения онлайн-сервисов, куда входят Bing, Skype, MSN, Office 365 и Outlook. В 2013 финансовом году убыток составил $1,3 млрд против $8,1 млрд в 2012-м.
Все прочие
Выручка производителя процессоров и графических карт AMD во II квартале 2013 года составила $1,16 млрд. Это на 7% выше, чем в предыдущем квартале, но на 18% ниже, чем во II квартале прошлого года. Операционный убыток составил $29 млн, чистый убыток - $74 млн (10 центов на акцию). Но эти результаты оказались лучше, чем прогнозировали аналитики Уолл-стрит.
В AMD рассчитывают вернуться к прибыльности к концу текущего года. "Реструктуризация позволила нам улучшить финансовые результаты, - говорит президент и гендиректор AMD Рори Рид. - Высокие показатели во II квартале объясняются возможностями как в новых быстрорастущих бизнесах, так и в традиционном компьютерном. В будущем мы продолжим выходить на новых потребителей по мере диверсификации нашего бизнеса. Мы ожидаем, что в III квартале мы сможем существенно повысить выручку и вернуться к прибыльности".
Чистая прибыль Intel во II квартале составила $2 млрд, ровно как в предыдущий квартал. Но в сравнении со II кварталом 2012-го этот показатель уменьшился на 28,5%. Выручка Intel по итогам II квартала зафиксирована на уровне $12,8 млрд - это на 5,2% меньше, чем годом ранее ($13,5 млрд), и на 2% больше предыдущего квартала ($12,6 млрд). Операционная прибыль компании уменьшилась на 28% и остановилась на отметке $2,7 млрд.
Чистая прибыль российской интернет-компании "Яндекс" по итогам II квартала составила $89,1 млн, что на 47% больше аналогичного показателя за II квартал 2012 года. Консолидированная выручка компании в отчетном периоде выросла по сравнению с аналогичным показателем того же периода прошлого года на 35%, до $281,2 млн. Доля компании на российском поисковом рынке по данным LiveInternet во II квартале 2013 года составила в среднем 61,7%. Количество хитов на поиске (SERPs) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2012 года на 22%.
"В этом квартале у "Яндекса" высокие финансовые и операционные показатели. Мы выпустили мобильный браузер и разработали новый почтовый интерфейс, который позволяет по-разному работать с разными типами писем, - прокомментировал результаты гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож. - Мы также анонсировали новую концепцию поисковой платформы с интерактивными ответами - "Острова".
Чистая прибыль интернет-аукциона eBay во II квартале сократилась на 7% в сравнении с уровнем аналогичного периода 2012-го и составила $640 млн. Выручка компании за апрель-июнь этого года достигла $3,87 млрд, что на 14% превышает показатель 2012 года, когда она составила $3,39 млрд. Чистая прибыль на обыкновенную акцию составила $0,49.
Чистая прибыль IBM во II квартале сократилась на 17% и составила $3,2 млрд, тогда как год назад этот показатель составил $3,9 млрд. Как указано в финансовом отчете корпорации, выручка International Business Machines по итогам отчетного периода сократилась на 3,3% - до $24,9 млрд. Прибыль IBM в пересчете на одну акцию во II квартале составила $2,93, что на 13,3% меньше аналогичного показателя годичной давности, когда прибыль на акцию составила $3,38.
Чистая прибыль нидерландской компании Royal Philips Electronics N.V., крупнейшего в Европе производителя бытовой электроники, за II квартал составила 317 млн евро (102 млн евро год назад, рост в 3,1 раза). Объем продаж Philips за отчетный период вырос на 3%, достигнув 5,65 млрд евро. Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов) - 603 млн евро. Все эти цифры оказались выше прогнозов экспертов. Росту поспособствовали сильные результаты всех трех подразделений (здравоохранение, потребительская электроника, световые решения).
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы