Один из крупнейших американских интернет-торговцев - компания Amazon - планирует выпустить в обращение виртуальную валюту Amazon Coins. Она предназначается для оплаты приложений и игр, покупаемых через Amazon. По мнению топ-менеджеров Amazon, собственные электронные деньги помогут компании увеличить средний чек покупок, совершаемых в онлайне пользователями планшетов.
На собственную е-валюту руководство Amazon делает очень большие ставки - об этом говорит и то, что на продвижение новой валюты компания планирует направить десятки миллионов долларов.
Уже в мае нынешнего года Coins станут доступными для американских владельцев планшетов Kindle Fire. Курс виртуальной валюты (по крайней мере, на первых порах) будет жестко привязан к американскому доллару и составит 1:1 - 1 цент будет эквивалентен 1 Coin. Разработчики будут получать стандартные 70% выручки от продажи приложений. При этом рядовые пользователи по-прежнему смогут оплачивать виртуальные товары обычной кредитной картой.
"С помощью Coins клиенты смогут оплачивать покупки в Amazon Appstore. Для разработчиков это станет еще одной возможностью стимулировать трафик, загрузки и увеличить монетизацию", - говорится в сообщении пресс-службы Amazon.
То есть пока виртуальную валюту можно потратить исключительно на приложения и игры для планшета Amazon Kindle Fire. Однако аналитики практически уверены, что уже достаточно скоро Amazon расширит использование Coins - на них можно будет купить песни и фильмы, а позже и обычные товары в интернет-магазине.
Обмен реальных денег на виртуальную валюту будет производиться через учетные записи владельцев планшетов Kindle. Сначала Coins будут пользоваться только американские покупатели, но затем компания планирует расширить географию пользователей.
Что же касается разработчиков приложений, то для них новый способ оплаты рекламируется как "еще одна возможность для привлечения трафика, количества загрузок и увеличение дохода от монетизации приложений". Они получат долю 70% от потраченных на их продукцию виртуальных "монет", а Amazon будет конвертировать их в реальные доллары. Доплачивать за переход на новую валюту разработчикам не придется.
Зато немало заплатит сама компания. Вице-президент Amazon по приложениям и играм Пол Райдер заявил журналистам, что онлайн-ритейлер планирует в этом году отдать разработчикам "десятки миллионов долларов" в виде Coins, чтобы помочь стартовать инициативе. "Разработчики продолжают сообщать о более высоком коэффициенте переходов пользователей на Amazon по сравнению с другими платформами", - утверждает Райдер.
Пока сложно судить о том, что выйдет из всей этой затеи Amazon. С одной стороны, пока Coins можно потратить только на приложения и игры. Это означает, что пользователи вряд ли массово начнут конвертировать реальные доллары в электронную валюту. С другой стороны, Amazon уже пообещала подарить "десятки миллионов бесплатных Coins" не только разработчикам, но и пользователям - чтобы привлечь их в свой AppStore.
"Amazon получила солидную клиентскую базу, выпустив в продажу дешевый планшетный ПК. Так как сам гаджет, как и готовящийся к выходу в этом году смартфон, низкоприбылен, теперь компании нужно заставить людей покупать приложения. Чтобы увеличить продажи, ей надо расширить ассортимент - для этого требуются разработчики, которым важно показать, что в Amazon AppStore можно заработать деньги", - так разъяснил суть бизнес-модели аналитик BGC Partners Колин Джилис. Действительно, пока магазин приложений Amazon не может похвастаться большим ассортиментом: у него всего 68 тыс. приложений - сравните с 700 тысяч у Google и Apple. Количество активных пользователей платформы Amazon в настоящее время превышает 200 млн человек. Но главного Колин Джилис не сказал: виртуальная валюта идеально вписывается в стратегию Amazon по созданию альтернативной мобильной экосистемы, способной конкурировать с экосистемами, созданными Google и Apple.
У введения виртуальных денег Amazon есть, конечно, и мощная психологическая подоплека - причем достаточно противоречивая. Дело в том, что виртуальные валюты никогда не пользовались особой популярностью среди пользователей приложений. Причина - их определенная непрактичность. Дело в том, что после использования виртуальных средств, пользователи очень часто не знают, куда и как потратить остаток. Например, если приложение стоит 310 виртуальных монет, а пользователь обменял доллары, эквивалентные 500 монетам, у него останется 190 невостребованных виртуальных монет. В этой ситуации Amazon однозначно останется в прибыли, так как пользователь конвертировал больше, чем ему требовалось для покупки.
С другой стороны, оплата виртуальными деньгами облегчает процесс покупки приложений и игр - пользователю не требуются дополнительные способы подтверждения своей личности и кредитки. Да и психологически решиться на такую покупку намного проще, так что пользователи тратят виртуальные деньги с большей легкостью. "У людей странное отношение к виртуальным деньгам - они не воспринимают их как настоящие деньги, поэтому, не задумываясь, тратят больше", - цитирует Technology Review профессора Университета Индианы Эдварда Кастронова.
Зато отдельный виртуальный счет для ребенка с возможностью ежемесячного пополнения и контроля за расходами наверняка будет востребован многими технологически продвинутыми родителями.
Теперь Amazon Coins остается "немногое" - прижиться на рынке. По данным консалтингового агентства Javelin Strategy & Research, в 2012 году рынок виртуальной валюты в США (про весь мир мы пока не говорим) составил $3,7 млрд. Вполне вероятно, что развитие Amazon Coins будет прямо связано с выпуском новых устройств под брендом Amazon.
Напомню, что еще летом 2012-го сообщалось, что Amazon работает над созданием собственного смартфона - сотрудничает с этой целью с китайской корпорацией Foxconn International Holdings. Согласно популярной сейчас бизнес-модели, Amazon может получать прибыль от продаж не столько самого устройства, сколько контента для него, в том числе книг и музыки. Отраслевые эксперты оценивают стоимость такого устройства в пределах $150-170. То есть оно, в случае выхода, будет ориентировано на сегмент бюджетных смартфонов и на рынки развивающихся стран.
Пока же масштабы Amazon не настолько уж велики: по оценкам экспертов, с момента запуска Kindle Fire в продажу в 2011 году было продано 10-15 млн планшетов. Для сравнения: в одном только IV квартале 2012 года Apple продала 23 млн iPad.
Напомню, что не так давно крупнейшая социальная сеть Facebook закрыла возможность оплаты виртуальных товаров в своих приложениях валютой Credits. Нужда в использовании единой валюты исчезла после того, как разработчики приложений стали активно создавать собственные виртуальные валюты для оплаты товаров.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы