«Компьютер – это электронный кокаин. Он стимулирует фазы маниакального возбуждения, после которых приходят фазы депрессии», - предостерегает нейролог из Лос-Анджелеса Питер Уайброу (Peter Whybrow). Миллионы людей в мире не могут вообразить свою жизнь без интернета, мобильного телефона, смартфона, iPad и прочих электронных диковинок. День, даже час без смс-сообщений или посещения сайта социальной сети кажутся им потраченными впустую.
Подрастает поколение digitale natives, рожденных в цифровую эпоху и не помнящих времен без глобальной паутины. Люди, которые попали в зависимость от электронных игрушек, превращаются в киборгов, разговаривающих с собственным смартфоном при помощи программы Siri. Среднестатистический американский подросток отправляет в месяц 3700 смс, в два раза больше, чем в 2007 году.
Многочисленные исследования доказывают, что интернет отупляет и даже может довести до депрессии и психологических расстройств. Известно, что пользователи смартфонов в ожидании звонка чувствуют фантомную вибрацию, думая, что им кто-то звонит или пришло сообщение. Умные молодые люди превращаются в рабов экрана. «Интернет крадет наши души, мозг теряется в облаках данных, жесткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти», - сетовал Билл Келлер (Bill Keller), который был в 2003-2011 годах главным редактором New York Times.
Цифровое слабоумие
В Германии списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Ее автор – профессор Манфред Спицер (Manfred Spitzer) – медицинский директор психиатрической университетской клиники в немецком Ульме. У него есть также философское образование, он преподавал в Гарварде, и считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», - говорил Спицер. А интернет и прочие электронные игрушки в первую очередь наносят вред детям.
Когда началась эра телевидения, ученые предостерегали, что три часа проведенные у экрана повышают риск роста массы тела и склонности к агрессии. И это действительно произошло. Что же сказать сейчас, когда молодежь пребывает в цифровом мире 7,5 часов в день?
Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Как раз это происходит в голове зависимого от интернета человека. Исследования ученых из Колумбийского университета в Нью-Йорке доказали, что люди, пользующиеся Google и Википедией запоминают не информацию, а только то, где ее можно найти. Конечно, сеть является сокровищницей уникальных данных, однако мусора в ней гораздо больше. Нужно уметь отделять зерна от плевел, а для этого требуются знания. Люди, не учившиеся традиционными способами, обычно ими не обладают.
Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Лондонские таксисты должны были раньше знать наизусть 25 тысяч названий улиц и тысяч площадей, во время обучения у них увеличивались те области мозга, которые отвечают за ориентирование. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте. Интернет плохо влияет и на память: телефонные номера и адреса записываются в компьютеры и мобильные телефоны, о днях рождения родных и знакомых напоминает Facebook. «Мнемонические процессы уже не происходят в нашем мозге, так как мы переносим их на электронные аппараты», - обращает внимание Манфред Спицер. Сложнее становится учиться. Тот, кто работает методом Ctrl-C+Ctrl-V не предпринимает никаких умственных усилий и быстро все забывает.
Дети не получают сенсорных стимулов (вкус, запах, прикосновение). При помощи видео невозможно научиться хорошо говорить, потому что звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни. Поэтому профессор Спицер советует: детей до трех лет стоит держать подальше от любых экранов, а компьютеры в детских садах вредны.
Интернет приводит к одиночеству. Согласно исследованиям Стенфордского Университета американские девочки 8-12 лет посвящают он-лайн контактам почти семь часов в день, а реальным встречам - только два часа (а во время них они, конечно, отправляют смс). Электронные гаджеты делают нас нетерпеливыми, лишают способности спокойно размышлять. Если человеку приходится постоять даже пару минут в очереди в кассу, он сразу же достает телефон.
Ослабляется концентрация: ведь люди включают одновременно интернет, телевизор, музыку, а мозг может быть занят в каждый конкретный момент только одной мыслью. Профессор Спицер подчеркивает, что в мозгах поколения интернета соединения между нейронам становятся слабее. Так что выросшим он-лайн наверняка придется раньше столкнуться с болезнью Альцгеймера, слабоумием и другими дегенеративными заболеваниями мозга.
Атрофия мозга
Спицера удивляет, что эта проблема замалчивается. «Мы устраиваем панику, когда несколько человек получает расстройство желудка от бактерий в салате, но никого не беспокоит то, что 250 тысяч молодых людей (в Германии), страдающих компьютерной зависимостью, в прямом смысле устранились из реальной жизни. Они несчастны и ни к чему не годны», - возмущен ученый. Он обвиняет в сложившемся положении вещей политиков, которые хотят быть избранными и поэтому не вступают в конфликт с интернет-пользователями. Огромная доля вины лежит также на концернах: Google, Apple, Microsoft, IBM, Facebook и другие стремятся к обогащению, поэтому им удалось убедить людей, что цифровым счастьем нужно пользоваться даже дошкольникам.
Тезисы немецкого специалиста, как кажется, подтверждают исследования китайских ученых. В Китае, на Тайване и в Сингапуре компьютерную зависимость считают серьезной угрозой здоровью нации. В специальных клиниках в Пекине пациенты подвергались избиениям и ударам электрошока, пока в это не вмешались власти. Китайские ученые утверждают, что в мозге интернет-хроников были обнаружены «аномалии в белом веществе», а также «негативные изменения в сером веществе» - уменьшение на 10-20% области, отвечающей за речь, память и моторику. Чем больше времени проводил конкретный человек в виртуальном мире, тем больше признаков атрофии мозга можно было у него обнаружить.
По результатам многих исследований, цифровые технологии могут вызвать тревожность и даже психические нарушения. Ученые из американской Педиатрической академии создали термин «Facebook-депрессия». Дети, которые видят на этом портале фотографии своих счастливых улыбающихся сверстников, расстраиваются, потому что чувствуют, что не могут с ними равняться. «Такой опыт может стать более болезненным, чем сидение в одиночестве в школьной столовой, так как Facebook искажает действительность. Онлайн невозможно увидеть выражение лица, язык тела, которые создают контекст событий», - объясняет выдающийся бостонский педиатр, одна из соавторов исследования, Гвен О'Киф (Gwenn O’Keeffe).
Интерент-писхозы
Связь между интенсивным использованием интернета и депрессивными расстройствами открыли также британские ученые из университета города Лидс, которые изучили 1319 человек в возрасте от 16 до 51 года. Руководитель научной группы доктор Катриона Моррисон с осторожностью заявляет: «Для относительно небольшой группы людей интенсивное пользование сетью может, несомненно, служить предостерегающим сигналом о наличии склонности к депрессивным расстройствам». Исследователи из кливлендского Case Western Reserve University обнаружили взаимосвязь между отправкой многочисленных смс-сообщений, посещением социальных сетей и стрессом, депрессией или суицидальными мыслями. Израильские ученые из тель-авивского университета утверждают, что открыли первые случаи психозов, вызванных интернетом. Данные случаи касаются трех женщин в возрасте от 30 до 50 лет, которые завязывали в сети отношения с мужчинами. Они не встречались с ними в реальном мире, проводили много часов онлайн, в основном ночью. Всем трем пришлось прибегнуть к психиатрической помощи и лекарствам. «Эти пациентки нашли в интернете эмоциальное убежище и источник положительных ощущений. Их психическое расстройство проявилось в нарушении познавательных способностей, состоянии тревожности, невозможности функционировать в обычной жизни. У одной женщины начались галлюцинации. У нас есть описания пациентов, которые страдали галлюцинациями, вызванными компьютером. Одному мужчине казалось, что кто-то хочет его отравить, а яд проникаете в его пальцы через клавиатуру», - рассказывает психиатр Ури Ницан.
Ученые предостерегают, однако бурное развитие современных технологий остановить невозможно. Какое оно будет иметь последствия, предвидеть сложно. Будущее покажет, какие изменения произойдут в эволюции человека. Автор данной статьи по профессиональным обстоятельствам интенсивно пользуется интернетом, но у него нет смартфона, которому он решительно предпочитает хорошую книгу, что он и советует читателям.
Переведено: тут
Оригинал статьи: на сайте
Комментарии
Страницы
жуть какая-то,прогресс не остановить, нас не запугать... Сидели в интернете и будем сидеть!
а книги все-же люблю читать настоящие - бумажные :)
Да, Интернет отупляет. Как говорил Митрофанушка -- "Зачем географию учить, коль извозчик довезёт?", так и сейчас современные митрофанушки рассуждают: "Зачем знать, коль можно спросить?" Сталкивался.
С другой стороны, можно вспомнить Холмса, не знавшего, что Земля крутится...
При чём тут вымышленный Холмс? Технологический прорыв был совершён не благодаря Интернету. Заметьте: в Интернете вообще практически нет ценной технологической информации. Вывод: митрофанушки, на Интернет уповающие, обязательно отстанут технологически. Иной раз думается, а не специально ли нам подсунули Интернет?
Ошибаетесь, Интернет ему весьма способствует. Когда-то читал статью, в которой приводился факт: до появления Интернета, если [американскому] ученому, конструктору или технологу нужна была какая-то информация, которую можно получить путем исследования, то при себестоимости этого исследования до $100.000 проще было его провести самому, чем искать, не сделал ли это кто-нибудь до того.
Не согласен. Лично мне кажется, что вся ценная информация в Инете есть. Просто она составляет 0.0001% от его объема, и ее трудно найти среди фэйсбуков и котиков, особенно если не знать, где искать.
>>Заметьте: в Интернете вообще практически нет ценной технологической информации.
Можно подробнее, какой именно не хватает?
Глядя на это глазами не журналиста, а исследователя (а ваш покорный слуга таки закончил физфак БГУ), могу сказать, что как раз всякой информации для исследователя море, другое дело, уметь её найти в общей горе поисковой выдачи... Но на то есть специальные не совсем бесплатные поисковики и такие же небесплатные библиотеки. А уж посмотреть на видео, а не просто почитать о ходе эксперимента - это точно можно только в Сети.
Может, конечно, в чисто технологических вопросах не всё так просто - таки наука менее закрыта от посторонних глаз. Но, думаю, и здесь кто ищет, тот найдет.
Ага. Электричество, радио, связь, автоматизация производства, ракетостроение, вычтехника, вообружения и проч. развились только благодаря Интернету. :)
Всем так поначалу кажется. Пока не вкусят, как следует. Попробуйте-ка найти состав сплава турбины танка "абрамс", ну? Да ладно, вот попроще: попробуйте найти бесплатную принципиальную схему какой-нибудь годовалой мамки.
Написать можно, что угодно. Когда-то читал статью, в которой приводился факт, что онанизм вреден.
О, разумно. Потому что это бабки.
Ну, вы бы еще каменный топор и колесо вспомнили. Мне казалось, мы говорим об ускорении развития технологий за время существования Интернета, т.е. за 10-20-30 лет, не?
А это каким боком к Интернету? Информация, составляющая военную или коммерческую тайну, по дефолту не будет в открытом доступе - что в Интернете, что не в Интернете.
Я говорю про открытые научные источники, типа arxiv.org - читай, не хочу.
И какие же именно технологии, удовлетворяющие насущные потребности, развил Интернет?
И технологическую тоже. :)) Ну, кроме информации об устаревших технологиях. (Специально для инхабитан отсталых стран, что-то там выискивающих.)
Не кормят они пипл.
Страницы