Зимняя выставка NAMM 2011

Выставки под эгидой Национальной Ассоциации Музыкальных Торговцев (National Association of Music Merchants - NAMM) проводятся уже 109 лет. Сейчас же зимнее мероприятие от этого объединения по праву считается одним из самых крупнейших и значимых в мире, если говорить о профессиональных технологиях в области звука и музыкального творчества. В 2011 году NAMM Show Winter прошла с 13 по 17 января в Anaheim Convention Center (Анахейм, Калифорния) и, помимо выставки, включала много интересных событий. Отдельное внимание в последние годы уделяется сегменту разработки игр и мультимедийного контента. При этом стоит отметить, что в этом году было зарегистрировано 90114 посетителей, что на 3% больше, по сравнению с 2010-м, из них 10400 приехало из других стран (не США), что также показало 2% рост. Количество фирм, принявших участие в выставке, составило 1417, причем 217 из них представляли новые имена. А вообще, если описывать ситуацию в целом, рынок встрепенулся после кризиса, демонстрировались новые технологии и ключевые продукты, которые станут актуальными в 2011 году. При этом даже старые известные бренды, которые в докризисный период буквально сходили с рынка из-за отсутствия актуальной продукции, например, такие, как Alesis или AKAI, на NAMM Show продемонстрировали интересные новинки. Очень много продукции было увязано на совмещении с устройствами от Apple - главным образом, iPad, а также iPhone и iPod Touch. Теперь для них выпускаются полноценные аппаратные звуковые интерфейсы, есть возможности подключения инструментов и создания музыки. Причем складывается впечатление, что в последние годы производители оборудования и разработчики ПО думали, в основном, о наполнении этого сегмента, поскольку улучшение характеристик АЦП/ЦАП'ов не наблюдается, решения в области многоканальных систем (главным образом, алгоритмы обработки) остались на уровне 2005-2007 гг., а софт топ-класса фактически не развивается, потому как достиг пика своей формы. В последнее время проявилась еще одна интересная тенденция - производители профессионального оборудования начали переносить свои устройства в программный вид. Главным образом, мы говорим о Line6, SPL и Lexicon, эффект-процессоры и устройства обработки которых сейчас можно встретить в виде плагинов.

Отдельно стоит отметить успехи бостонской компании iZotope, которые в начале 2000-х стартовали с выпуска плагина для мастеринга Ozone, содержащего множество алгоритмов обработки собственного написания. Потом спектр их ПО значительно расширился, а несколько лет назад компания пошла на беспрецедентный шаг - они начали продавать свои алгоритмы сторонним разработчикам. В результате на этой базе, во-первых, обновилось множество существующего профессионального ПО, включая Roland Cakewalk SONAR и Adobe Audition (вообще, на самом деле, их гораздо больше), во-вторых, написаны новые программы для Apple Macintosh, в числе которых звуковые редакторы и плагины для этой платформы. Другими словами, iZotope является во многом "серым кардиналом" обновления рынка программного обеспечения в последнее время.

Что касается других ноу-хау, много интересного технического креатива сейчас у производителя микрофонов Blue. Они не боятся идти на эксперименты, при этом выдают великолепное качество. Ключевой новинкой этого года стала их модель USB/XLR-микрофона Yeti Pro, который может подключаться через USB, при этом задействуется собственный АЦП (24 бита/192 КГц), или обычно - через XLR. Отдельного внимания заслуживает структура. В Yeti Pro используется не один, а три конденсаторных капсюля, при этом сам микрофон может сразу записывать стерео.

Итальянская компания IK Multimedia, которая несколько лет подряд ставила только на профессиональный сегмент, в 2011-м несколько поменяла ориентиры. В последнее время основным направлением является интеграция с упомянутыми выше iPad, iPhone и iPod Touch. Они выпустили специальный микрофон iRig Mic с вокальным процессором Vocal Live, для гитаристов предусмотрели специальную разновидность эффект-процессора Amplitube - Amplitube Fender. Ну а самый интересный момент - это специальная версия Groovemaker Cool&Dre для iPad, iPhone и iPod Touch. Напомним, что это программная дэнс-машина (дэнс-мэйкер), в рамках которой музыкальное произведение составляется из "кирпичиков" с музыкальными и ритмическими фразами. Groovemaker интересен еще и тем, что это была самая первая программа итальянской фирмы, благодаря которой многие пользователи РС впервые узнали имя IK Multimedia, хотя наибольшую популярность они получили благодаря T-RackS. Саму компанию мы привели в качестве примера того массового интереса со стороны производителей, который был проявлен к устройствам от Apple.

Чуть ли не главной новацией зимней выставки NAMM этого года можно назвать переезд в ее стан церемонии награждений Technical Excellence&Creativity Awards (TEC Awards), которая раньше проходила в рамках осеннего съезда Общества Аудио-Инженерии (AES), проходящего обычно в октябре. TEC Awards имеет довольно большую историю, в 2001-м она проводилась в 26-й раз. При этом организаторы NAMM с ее переездом во многом решили одну из проблем конкуренции со второй крупнейшей выставкой в области профессионального звука - европейской Musikmesse, у которой уже давно есть своя, очень уважаемая среди специалистов церемония Musikmesse International Press Award (MIPA). Другими словами, крупнейших выставок в мире две, наиболее значимых церемоний награждений - тоже две. Только TEC Awards и NAMM до этого года не проходили вместе. Что изменилось в самой церемонии именно в 2010-2011-м? Во-первых, в связи с переездом на другой месяц (январь) изменилось время опубликования списка для голосования и непосредственно сместился период самого голосования. В 2010-м они (списки номинантов) появились 8 сентября. Во-вторых, если раньше выбор лучших зависел от читателей и подписчиков журнала "Mix", в этом году к голосованию были дополнительно подключены члены других профессиональных сообществ. Что касается самих номинаций, которые традиционно делятся на технические и творческие, произошли некоторые перестановки. В технических - номинация "Лучший музыкальный инструмент" ("Musical Instrument Technology") была разделена на две части (аппаратные инструменты и программные), в творческих - убрали номинацию "Surround Sound Production".

С компьютерной точки зрения, наиболее интересными для наших читателей являются следующие технические номинации:

  • Программные музыкальные инструменты. Победитель - Celemony Melodyne Editor. Номинация выиграна у Ableton Max For Live, IK Multimedia Amplitube 3, Line 6 POD Farm 2, Native Instruments Maschine, Spectrasonics Trilian Total Bass Module. В прошлом году разделения музыкальных инструментов на программные и аппаратные не было.
  • Программные процессоры обработки. Победитель - Lexicon PCM Native Reverb Bundle. Номинация выиграна у CEDAR DNS One, iZotope Alloy, Sonnox Restore Suite, Universal Audio Manley, Massive Passive Plug-in, Waves Vocal Rider. Победитель прошлого года - iZotope Ozone 4 Mastering Suite.
  • Рабочие станции. Победитель - Apple Logic Studio. Номинация выиграна у Ableton Live 8, Cakewalk SONAR 8.5 Producer, Harrison Mixbus, PreSonus Studio One Pro 1.5, Sony Creative Software Sound Forge Pro 10. Победитель прошлого года - Avid Digidesign Pro Tools 8.

Что касается творческих номинаций, то лучшим звуком в сингле/треке и альбоме признана группа Green Day (в прошлом году выиграла Coldplay). Лучший звук в кино - "Аватар", который обошел фильмы "Район №9", "Стар Трек", "Трансформеры: месть падших", "Вверх" (в прошлом году выиграл "Темный рыцарь", т.е. последний "Бэтмэн"). Что касается лучшего звука в играх, победила "Call of Duty: Modern Warfare 2" (Activision), при этом номинировались также "Batman: Arkham Asylum" (Eidos Interactive/Warner Bros Interactive), "Battlefield: Bad Company 2" (DICE/EA), "Red Dead Redemption" (Rockstar Games), "Uncharted 2: Among Thieves" (Sony). В прошлом году в этой номинации выиграла "World of Warcraft: Wrath of the Lich King" (Blizzard).

В целом, следует отметить, что NAMM, которая во многом диктует моду на звуковые технологии на американском рынке в течение следующего года, в 2011-м показала отличные результаты. При этом многие ниши сейчас являются слабо заполненными, что дает пространство для маневра молодым именам. Что касается цен на технологии, то они сейчас после кризиса не только не уменьшились, но и начали расти.

Кристофер,
itcs.3dn.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2011 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!