С 12 января этого года одна небольшая местная газета из штата Массачусетс стала взимать плату за просмотр статей на своем веб-сайте. Посетители будут (если будут?) платить $3,37 в неделю за доступ к статистике футбольных матчей команды местной школы и подробное освещение длящейся 20 лет судебной тяжбы о мельнице на отшибе поселка. Даже те, кто подписан на бумажную версию издания, обязаны будут дополнительно выложить еще около $0,40 за доступ к сайту. Газета небольшая, но решение это очень важное для всей газетной индустрии. Это первый кирпич в стене, которая должна вырасти в этом году. Ее называют paywall - "стена оплаты", если дословно перевести слово с английского - и это слово имеет все шансы стать самым популярным словом в Интернете в 2010 году.
К такому повороту событий дело шло достаточно давно. Производители контента (прежде всего, газеты и журналы) часто выражали недовольство тем, что бесплатная публикация собственных новостей в Интернете себя не окупает. Люди приходят и читают информацию, но реальной финансовой отдачи от этого издание не получает. На протяжении многих лет журналисты надеялись, что их затраты будут покрывать доходы от онлайн-рекламы, однако этим надеждам не суждено было сбыться. Реклама в Интернете сегодня все в большей и большей степени ориентируется на контекст, а продажи традиционных баннеров падают. Эффективность баннеров тоже падает, что, конечно, отражается и на цене рекламы - клиенты настаивают на снижении цен. И если до 2008 года можно было выезжать просто за счет роста всего рынка (который измерялся двузначными цифрами), то во время кризиса стало ясно - окупать подготовку и доставку новостей потребителям только за счет рекламы невозможно.
В прошлом 2009 году также впервые дошло до открытых столкновений между производителями контента и агрегаторами новостей. Примерно в одно и то же время резкой атаке со стороны Международной ассоциации газет и газетных издателей (World Association of Newspapers and News Publishers) подвергся Google, а в Беларуси разгорелся конфликт между агентством Interfax и порталом Tut.by. Хотя до серьезных разборок дело не дошло, лейтмотив ясен - средства массовой информации явно недовольны существующим положением дел.
Журналисты из Массачусетса не единственные, кто решил начать брать деньги за доступ к своим новостям. Компания Jonston Press, которая владеет более чем полутора сотней "районок" в Великобритании, приняла аналогичное решение, начав с трех изданий, в течение следующих месяцев сделать платными все свои локальные веб-сайты. В июне в Великобритании к делу подключается "тяжелая артиллерия" - платными станут сайты газеты The Times, принадлежащие Руперту Мердоку.
Примеры успеха
Несмотря на то, что пользователи Интернета почти единодушно утверждают, что не собираются платить за чтение новостей в Интернете, существуют примеры, когда платная модель доказывала свою эффективность. Речь идет, прежде всего, о деловых изданиях. Британская Financial Times выставляет на бесплатный доступ только несколько статей свежего номера, остальные материалы доступны только за деньги. Аналогичным образом поступает и ее американский коллега-конкурент The Wall Street Journal. Скептики могут сказать, что оба издания ориентированы на состоятельную аудиторию, для которых вопрос цены далеко не самый важный. Однако сам прецедент успешного перехода к платной модели СМИ в Интернете убеждает многих, что это осуществимо. Главное - предложить пользователю контент, который нужен именно ему и существует только на этом веб-сайте.
Поэтому эксперимент с местными газетами вполне может быть успешным. Не думаю, что те новости, которые мы читаем на новостных порталах (цунами в Таиланде, революция в Киргизии или очередной концерт Киркорова), так уж интересны для нас. Именно поэтому читатели считают, что брать деньги за это - смертный грех. Но если речь идет о рецензии на выступление футбольной команды, в которой играет ваш сын, о прокладке дороги через парк рядом с вашим домом или постановление местного органа власти о закрытии вашего любимого бара за антисанитарию - думаю, никто не пожалеет $3,37 за то, чтобы узнать, что действительно случилось. Именно на это и рассчитывают те, кто защищает идею paywall.
Развитие событий
Несмотря на то, что большинство пользователей Интернета против введения платы за чтение новостей, никто и ничто не может помешать журналистам выстроить "стену" и требовать деньги за свои материалы. И, скорее всего, именно так они и поступят. Сначала за дело возьмутся люди Мердока, а затем его примеру последуют все остальные.
Все начнется с традиционной продажи доступа по паролю и логину, но уже сегодня издатели рассматривают варианты взимания повременной оплаты или оплаты за отдельную прочитанную статью. Ход мысли понятен - не всем нужен постоянный доступ, некоторых интересует только пару материалов. Главной проблемой может быть только отсутствие подписчиков.
И тогда самым важным фактором станет приход на рынок крупных игроков, таких, как Apple. В начале 2000-х эта калифорнийская компания своими продуктами iPod/iTunes полностью переформатировала рынок продаж музыкальных файлов и теперь готова сделать то же самое с электронными текстами (будь то книги или новости). Успешный дебют iPad - прибора, предназначенного, прежде всего, для чтения электронного контента, - показал, что в мире всегда найдется пару миллионов преданных фанатов "надкусанного яблока", чтобы обеспечить критическую массу пользователей, готовых заплатить.
В любом случае следующие несколько лет станут самыми интересными для средств массовой информации с момента изобретения Гуттенбергом печатного пресса. Смогут ли газеты и журналы сохранить свое значение именно как индустрия, смогут ли они обеспечить производство и доставку качественного контента и одновременно сохранить прибыльность - этот вопрос волнует не только журналистов и издателей, но и всех нас.
Юрий А. ДРОЗДОВ,
Yuridrazdow@gmail.com
Своими ответами на вопросы об
инициативе Мердока и перспективах
взимания платы за контент
поделились представители
белорусской прессы. Вопросы были
следующие:
- Издатель Руперт Мердок объявил, что с июня доступ к сайтам его газет The Times и The Sunday Times станет платным. Как Вы можете прокомментировать данное решение?
- Имеет ли смысл для газет вообще переходить на модель взимания оплаты с читателя?
- Имеет ли смысл делать это в Беларуси?
Юрий Довнар, руководитель
онлайн-версии газеты
"Прессболл"
- Это решение несколько не продумано по срокам. Хотя Мердоку, конечно, виднее, что делать со своим контентом, но стоило, наверное, не так резко менять существующую политику и дать пользователю альтернативный вариант. В любом случае, я уверен, за этим решением стоят только финансовые интересы.
- Не думаю, что это произойдет в течение ближайших нескольких лет. Могу сказать, что слухи про смерть бумажных изданий сильно преувеличены. В Европе тиражи газет уже не падают - произошло определенное разделение в способах потребления новостей. В Интернете читают последние новости и заголовки, в газетах - аналитические материалы. Взимание оплаты за чтение материалов имеет смысл при наличии большого количества читателей, которые живут за пределами территории распространения тиража.
- Переход на взимание платы за чтение новостей в Беларуси - все равно, что строить адронный коллайдер в ванной комнате :). Сам процесс взимания оплаты (посредством тех же электронных денег) настолько неотработан, а количество пользователей настолько невелико, что это только создает дополнительные проблемы.
Андрэй Скурко, галоўны рэдактар
газеты "Наша Ніва"
- Казаць зараз цяжка, можа не спрацаваць, а можа і атрымацца. Напэўна, Мэрдак ўсеж-такі добра ўсе пралічыў. У гэтых выданняў вялікая аудыторыя, таму, напэўна, знойдзецца шмат людзей, якія знойдуць на гэта грошы.
- Логіка ў гэтым есць. Калі на падрыхотоўку матэрыяла, на зарплату журналіста патрэбны грошы - то грошы гэтыя трэба дзесьці браць. Доступ за плату для газетаў можа быць істотным сродкам даходаў.
- Не, для Беларусі пакуль гэта не актуальна. Папросту таму, што людзі ў нас бяднейшыя. Доступ да Інтэрнэту нават ня кожны мае. Таму размову пра "навіны за грошы" весці яшчэ ранавата.
Вячеслав Ходосовский, главный
редактор газеты "Белорусы и
рынок"
- Такого рода эксперименты идут сейчас по всему миру. Причем как в сторону введения платы за информацию, так и наоборот - предоставление контента бесплатно. Трудно сказать, насколько успешной окажется инициатива Мердока. Только практика покажет, прав он или нет.
- Я пока не могу говорить о перспективности той или иной модели. Думаю, для того, чтобы пользователь начал платить за информацию, нужна мотивация - предоставление в удобном формате: PDF, того же нового iPad, популярный автор, дополнительные данные о сути вопроса. Тогда это будет перспективно.
- Для Беларуси подобная модель пока вряд ли актуальна - все-таки сам процесс требует определенной культуры потребления.