Мы часто сталкиваемся со стереотипами как в повседневной жизни, так и на профессиональном поприще. Некоторые из них мешают строить карьеру и “питают” синдром самозванца, другие — оказываются точкой роста. Мы поговорили с Натальей Баль, Product Manager приложения Fonts Art в минском офисе разработки компании AIBY, чтобы выяснить, какие мифы окружают профессию “продакта” сейчас, как их разрушить и стоит ли.
— Расскажи, пожалуйста, о себе: с чего начинала, как пришла в профессию и чем сейчас занимаешься
— Моя карьера начиналась с работы в продажах, но в какой-то момент осознала, что эта сфера не совсем моя. И мне было бы интереснее развиваться дальше в направлении информационных технологий, которые мне всегда казались чем-то крайне притягательным. Двигаясь к своей цели, я окончила курс по бизнес-аналитике в ИТ, а также ряд курсов, включающих в себя графический дизайн, продакт-менеджмент и прочее. В то время я старалась находить как можно больше полезной для себя информации.
В итоге я окончила пять или шесть курсов в интересующих меня сферах. Это позволило сформировать необходимый бэкграунд. Мое первое место работы в ИТ было связано с бизнес-аналитикой. В этой же роли я попала в BP Mobile, однако спустя некоторое время перешла на позицию продакт-менеджера в новый паблишер. Теперь выступаю в этой же роли для приложений Fonts Art на iOS- и Android-платформах.
— Сейчас есть масса курсов “Product Manager c нуля”. Получается, достаточно отучиться и можно претендовать на должность PM?
— Нет. Проблема в том, что устроиться на свою первую работу менеджером продукта довольно сложно: большинство открытых вакансий — это уровень middle, а чаще senior. Сейчас требования и конкуренция очень высокие. Легче всего в эту должность перейти из маркетинга или технических специальностей. Наша компания, например, практикует должность помощника продакт-менеджера. Но если все же опыта в ИТ нет, но очень хочется начать развиваться и расти в этой профессии, могу посоветовать следующее:
- Начните читать книги про различные аспекты управления продуктом (BABOK, «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» (Элияху Голдратт), «Никаких компромиссов» (Крис Восс), "Думай медленно... решай быстро" (Канеман Даниэль), «Психбольница в руках пациентов» (Алан Купер).
- Посещайте конференции и встречи менеджеров по продукту (например, Product Sense).
- Определитесь с направлением в ИТ сфере, какое вам больше всего нравится.
- Получите образование на одном из курсов по этой специальности.
- Попробуйте устроиться стажером/помощником продакта в какую-нибудь ИТ-компанию, чтобы получить первый опыт, даже если придется работать бесплатно.
— Релиз не вышел в срок. Виноват Product?
— Всю ответственность за невыполнение сроков, ошибки и прочее по проекту берет на себя продакт. Чтобы минимизировать количество ошибок во время релиза, необходимо прорабатывать детальное техническое задание с требованиями к функционалу. Помимо требований очень важно доносить до команды контекст реализуемого функционала: рассказать, почему мы его делаем, его цель и важность для продукта.
Следует выстроить коммуникацию внутри команды таким образом, чтобы все понимали, что мы движемся к одной цели и находимся в одной лодке. Очень важно давать и принимать фидбек от команды, мотивировать ее, делиться результатами работы продукта. Например, мы в конце каждого месяца обсуждаем со всеми членами команды итоги работы нашего приложения за месяц: как отработали новые фичи, что было хорошо, что было плохо, что стоит улучшить. Это повышает вовлеченность команды в процесс.
— ИТ-сфера практически свободна от гендерного перекоса. Однако мнения о “мужской” и “женской” профессии бытуют до сих пор. Расскажи, сталкивались ли с гендерными стереотипами ранее и будучи PM, ведь эта позиция считается управленческий и по классике “мужской”. Был ли страх не справится и с чем он связан?
— Лично я не сталкивалась. Я пришла в сферу ИТ, когда она уже была достаточно развита на рынке РБ и в ней уже работало много девушек. В целом могу сказать, что поведенческие характеристики не зависят от пола.
Был страх больше из-за недостатка знаний. Когда я приходила в эту сферу, не было такого разнообразия курсов по продакт-менеджменту. Все знания и опыт мы получали посредством общения с коллегами, совершая ошибки и набивая на них шишки. И таким образом получали знания. Но для меня это был невероятно крутой опыт, я рада, что прошла именно такой путь к продакт-менеджеру. А сейчас я подкрепляю свои знания различными курсами, конференциями, книгами.
— В некоторые тестовые задания для PM добавляют технические вопросы. Как ты считаешь, должен ли Product Manager уметь программировать?
— Продакт не должен уметь программировать, но знание основ разработки помогает выстраивать эффективную коммуникацию с командой разработки. Должно быть глубокое понимание функционирования и принципов работы продукта, его технических возможностей и ограничений. Если нет понимания, как и для чего можно использовать продукт, нет понимания взаимосвязи модулей и сущностей, а также, на что может повлиять изменение той или иной фичи — будет очень сложно сделать успешный продукт. Еще очень важно, чтобы продакт умел анализировать аудиторию, формулировать и приоритизировать гипотезы, проводить эксперименты и взаимодействовать с командой.
— Product Manager обязан использовать свой продукт. Так ли это или можно обойтись аналитикой приложения?
— Продакт не обязан использовать свой продукт, но как писала выше — должен знать свой продукт от и до. Так, например, даже в рамках моего приложения для создания уникального оформления сторис и постов я активно пользуюсь клавиатурой со шрифтами, шаблонами для Instagram, в то время, как функционал с Темами мне не так релевантен. Однако это не означает, что я как продакт уделяю меньше внимания работе с этим. В целом, использование приложения в личных целях — несомненно бонус, который помогает привносить новые идеи в проект.
— Для развития приложения важно опираться исключительно на метрики/big data.
— Добавляя новый функционал в продукт, нужно опираться не только на числа, но и на собственный опыт и интуицию. Бывает так, что какая-то фича не очень хорошо показывает себя на iOS-версии приложения, а на Android пользуется большой популярностью. Так, например, у нас было с фичей Cartoon Avatar (прим. трансформация фото в мультяшную анимацию): она плохо себя показала в тестах на iOS. Интуиция подсказала попробовать ее в Android-версии приложения — и после внедрения пользователи активно стали ею пользоваться. Но интуиция не всегда срабатывает верно, в этом случае нужно уметь принимать ошибки. Потому что это ещё один способ чему-то научиться и стать лучше.
— Product Manager много общается с людьми. Интровертам здесь не место?
— Я интроверт и неплохо себя чувствую в роли продакт-менеджера. Да, я люблю проводить больше времени изучая, анализируя информацию, рынок, конкурентов, но при этом хорошие коммуникативные навыки позволяют мне эффективно взаимодействовать с командой и работать успешно на проекте. То, что интровертам приписывают неумение общаться, стеснительность и замкнутость — это стереотипы в нашем обществе.
— Самые странные стереотипы о профессии Product Manager, с которыми сталкивалась.
— 1.Продакт должен уметь программировать.
2.Продакт обязан быть пользователем своего продукта.
3.Продакт-менеджер, проджект-менеджер и продакт-оунер — это одно и то же.
Комментарии
Боже, как любят приайтишненные журналисты который день жевать один и тот пельмень, не утруждаясь думать, для кого пишут.
Да, пиэм не обязан разбираться в софтинге, но вот вопрос: должен ли он владеть флюент инглиш?
))
Вы, писатели, не пятёрки бы ставили, а на вопрос ответили.
))
Главное, чтобы у него не было инФЛЮЕНцы
Петро, не каламбурь. Слитные предлоги меняют значение слова. Например: vent -- выпускать газы, invent -- изобретать. Инглиш, млять.