В августе 2020 Беларусь присоединилась к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между государствами-участниками СНГ для осуществления налогового администрирования. Как Протокол может повлиять на стратегии налогового планирования белорусского бизнеса рассказывает адвокат, налоговый консультант и партнер юридической фирмы Legaltax Роман Шпаковский.
Участниками Протокола стали Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекиста. К моменту присоединения к Протоколу у Беларуси уже был ряд соглашений с этими странами о двустороннем обмене информацией по налоговым вопросам, в том числе она является участником Соглашения между государствами СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи в сфере соблюдения налогового законодательства.
Однако эти Соглашения предполагали обмен налоговой информацией по запросу налогового органа. Протокол же предполагает автоматический обмен данными — он будет производиться ежегодно.
В результате такого обмена налоговые службы стран-участниц будут иметь в распоряжении налоговую информацию о юридических и физических лицах, включая ИП, у которых есть доходы и имущество в других странах СНГ.
Какая информация о компаниях и ИП будет в доступе у налоговых органов?
Данные о доходах, которые будут подлежать обмену между налоговыми органами СНГ:
– дивиденды;
– роялти, в том числе доходы от объектов интеллектуальной собственности;
– доходы по долговым обязательствам;
– доходы от сдачи в аренду/отчуждения имущества, ценных бумаг, акций, долей, паев;
– другие доходы.
Также в поле зрения налоговых органов автоматически попадают данные о доходах компаний, получаемые через постоянное представительство, в том числе о суммах дохода, применяемых налоговых ставках и размере начисленных налогов.
Имущество: какие данные попадают под обмен?
Налоговые службы получат доступ к данным об отдельных видах имущества, включая транспорт и недвижимость, которое физически находится или зарегистрировано на территории одной страны (например, России) и его собственниках, которые являются резидентами другой страны (например, Беларуси).
В частности, компетентные службы получат сведения о виде имущества и его спецификациях (транспорт — дата постановки на учет, вид и марка; недвижимость — дата регистрации, местонахождение), сумме налоговой базы, сумме начисленного налога.
Для чего будет использоваться налоговая информация?
Основная цель Протокола — контроль за соблюдением налогового законодательства, содействие в судебных и административных разбирательствах и при принудительном взыскании.
Протокол позволяет госорганам использовать налоговые сведения о бизнесе и «в других целях», но только после получения согласия налогового органа. В коммерческих целях использовать информацию не разрешено.
При этом обмен данными будет происходить ежегодно — в текущем году за предыдущий. Так, в 2021 году произойдет первый обмен — за 2020 год.
Как протокол будет работать для налогоплательщика?
Допустим, белорусская ИТ-компания получает дивиденды от своей дочерней компании в России.
Выплата дивидендов в России облагается налогом на доходы у источника и взимается с нерезидентов, которые получают на территории иностранного государства доход без открытия своего постоянного представительства в этом государстве – например, в виде дивидендов, процентов или роялти. В нашем случае налог будет взиматься с белорусской материнской компании в России.
В таком случае у компании-источника выплаты, то есть российской дочерней компании, которая выплатила дивиденды белорусской материнской компании, есть обязанность подать налоговую декларацию и уплатить налог за материнскую белорусскую компанию.
Далее Федеральная налоговая служба России отправляет в Министерство налогов и сборов Беларуси все необходимые сведения. В эти данные включена сумма начисленных дивидендов, дата начисления, применяемые ставки налогов и сумма начисленного налога по соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному между Беларусью и Россией.
Дальше белорусские налоговые органы могут действовать следующим образом. Они могут проверить, есть ли расхождение между информацией, полученной от российских коллег, и данными, которые уже есть в их распоряжении об этом налогоплательщике.
В случае расхождений белорусская налоговая служба может начать стандартную контрольную деятельность: например, запросить у компании пояснения о расхождении и начать плановую или внеплановую проверку.
Чего ждать от обмена налоговой информацией?
Автоматический обмен налоговой информацией в первую очередь нацелен на то, чтобы оптимизировать контроль со стороны налоговых органов. Он значительно уменьшает шансы налогоплательщиков «спрятать» свои доходы и имущество в других странах.
Благодаря Протоколу налоговые органы смогут проводить сравнительный анализ своих данных и данных, полученных от своих коллег в СНГ в отношении иностранных счетов, контролируемых белорусскими компаниями. Из плюсов для налогоплательщиков — Протокол станет еще одним инструментом, который поможет предотвращать двойное налогообложение.
Однако возникают вопросы, как налоговые органы восьми стран смогут оперативно обработать такой массив данных, которые будут поступать к ним в результате обмена. Такого же мнения придерживается и налоговая служба России. Так, ФНС сообщает, что в рамках международного стандарта налоговой отчетности (CRS) ей не известны прецеденты доначислений налогов и штрафов по результатам обмена налоговой информацией для лиц, которые не задекларировали прибыль, полученную от иностранных компаний.
Горячие темы