“Взломайте систему и заставьте её работать на вас”. Дмитрий Кайгородов 14 лет в IT, но часть его опыта можно усвоить за 2 месяца

Дима пришёл в IT студентом 14 лет назад. Прошёл разные школы: работу в крупной аутсорсинговой компании, в продуктовой фирме, сайд-проекты и свой стартап Kuoll, которому посвятил 3 года жизни, включая акселерацию в Хельсинки и Нью-Йорке. Дмитрий вкратце рассказал KV.by, чему он научился за эти годы в IT-сфере, и как можно получить большую часть его опыта за пару месяцев.

 

Не обязательно быть тимлидом, чтобы распасовывать мяч

На 5 курсе я пришёл в EPAM middle-разработчиком. Проект, на который меня поставили, стартовал месяц назад, на нём было 10 человек, но реальной работы не велось. Я стал вникать и увидел, как можно начать разработку. Так я фактически стал вести команду и меня, ещё студента, быстро повысили до senior’а. К тому времени у меня было 2 года опыта работы в другой компании.

С одной стороны я был разработчиком, развивал технические скилы, а с другой — вёл команду и прокачивал лидерские навыки. Но тимлидом меня не назначили. В команде уже было два тимлида, и, бывало, они ругались, потому что работали вдвоём на одном проекте. Они были, но за технические вопросы отвечал я. И я стал тем, кто распасовывает мяч: не обязательно быть тимлидом, чтобы делать это.

Тогда же я научился распределять задачи. Интересной работы хватало не на всех, к тому же она часто и самая ответственная. Приходилось “жонглировать”, чтобы всем было интересно, но чтобы эти “заинтересованные” не подвели команду.

 

Продуктовая компания — совсем другой уровень ответственности и качества работы

Когда после EPAM я пришёл в MyNetDiary, то первый год смотрел на всё широко открытыми глазами. Работа в продуктовой компании сильно отличается от работы в аутсорсе.

В MyNetDiary у нас была очень крутая команда, и технические задачи не перерастали в проблемы. Сложным было другое: делать всё с прицелом на пользователя, его удобство и удержание. Для этого нужно понимать ценность, которую ты доставляешь, создавать классные интерфейсы и вообще делать больше и лучше, чем конкуренты.

В продуктовой компании ты учишься смотреть на продукт глазами реального клиента. Ведь нет никакого абстрактного “юзернейма”, общего для всех продуктов. Есть конкретные люди в конкретных жизненных сценариях. Это простая домохозяйка, которая пользуется твоим браузером. Или спортсмен, который тренируется с помощью твоего приложения. Ты должен понимать, как и о чём думают эти люди, когда взаимодействуют с твоим продуктом. К чему они привыкли, какие другие продукты используют, и чем твоё решение должно быть лучше.

Мы выпускали релизы каждый день без тестирования. Это серьёзная ответственность, которой не бывает в аутсорсинговой компании. Как product owner ты болеешь и переживаешь за то, что ты делаешь — это значительно отличается от работы на заказчика. Здесь твой заказчик — пользователь.

Есть поговорка: “Если тебе через 5 лет не стыдно за то, что ты делал 5 лет назад, то ты не развиваешься”. В продуктовой компании мне уже через год было очень стыдно за то, что я делал до этого.

 

Иногда нужно работать как ошпаренный

Параллельно я вёл свои проекты. Одним из них было расширение для Firefox, блокирующее картинки, которых нет на экране. Решение достигло максимального успеха на пятый день, у него было 20 000 установок. Но для сайта я взял дешёвый хостинг, и сервера “легли”. Я отключил их в надежде, что после перезапуска рост установок продолжится. Но этого не произошло, я упустил огромную часть трафика. Это был внезапный успех на пятый день и полный провал на восьмой.

Тогда мне стоило работать как ошпаренному. Но я не понимал, что трафик не берётся из ниоткуда. Обычная ситуация для разработчика: когда приходят пользователи, он не понимает, откуда они взялись, для него это нечто мистическое.

В том расширении можно было сделать меньше опций.

Чем проще продукт, тем быстрее его выпустить, тем легче сделать его качественным и поддерживать работу.

 

Успех ослепляет, а пользователи сами не знают, что им нужно

После этого со мной произошла ошибка, которую я называю “ослепление успехом”. Тогда мне показалось, что расширения для браузеров — отличная идея для бизнеса. Но большинстве случаев всё наоборот, историй успеха расширений для браузеров очень мало.

Но я был вдохновлён и мне казалось, что новый трафик придёт также легко. Ослепление успехом мешает видеть такие вещи объективно.

Люди “слепнут”, когда пытаются повторить свой или чужой успех, скопировать решение, выточить тотем, повторить “правильные” действия которые приведут к такому же результату. Но сделать это не получается почти никогда.

Пытаясь повторить историю первого расширения, я по наивности стал спрашивать у пользователей, какой продукт они хотят. Это была очень плохая идея: пользователи не знают, чего они хотят. С ними нужно разговаривать, но спрашивать напрямую “что мне сделать, чего ты хочешь?” не стоит.

Хороший продакт-менеджер узнаёт проблемы от пользователей. Но решения этих проблем находит и создаёт вместе с командой. У пользователей есть проблема: какой-то дракон на них напал и похитил, как принцесс. А мы их освобождаем и дарим свободу. Вот история хорошего продукта.

 

Развитие своего стартапа — это фантастический опыт, но нужен он не всем

Для многих условия жизни и работы, которые подразумевает стартап, будут слишком некомфортными. Толкать себя на них специально ради какого-то опыта не стоит. Но если желание есть, пробуйте. Люди чаще жалеют о том, чего они не сделали, чем о том, что сделали.

Стартап Kuoll занял следующие 3 года моей жизни. Я начинал его как сторонний проект параллельно с основной работой, но постепенно перешёл на него полностью. У нас собралась отличная команда из 5 человек и мы сделали продукт, который помогал находить и исправлять баги в работе сайтов. С этим стартапом я и мой кофаундер прошли через 2 акселератора: Startup Sauna в Хельсинки и Starta Accelerator в Нью-Йорке.

Стартап научил меня выживать. А ещё — исследовать рынок и понимать, что по-настоящему нужно людям. Ты учишься думать, что делаешь это для кого-то, соотносишь трудозатраты и эффект. В Kuoll мы полагали, что нашим клиентам нужен инструмент аналитики багов на сайте. И это была большая ошибка. Мы сделали прекрасное решение, но потратили на эту работу недопустимо много времени и денег. Поэтому стартап пришлось закрыть.

С работой над стартапом приходит смелость, дерзновение и понимание того, из чего состоит наше общество. Многие парадигмы в нём — просто условности, их можно взломать и прийти к нужному тебе результату быстрее. Нужно только найти способ, как это сделать. Почему люди будут говорить про тебя? Как устроены СМИ? На чём люди часто ошибаются? Чего они хотят? Важно понять систему и заставить её работать на себя. Сделайте это!

В стартапе ты становишься специалистом, который отвечает за всё. Учишься запуску продуктов, документообороту, маркетингу, продажам, операционке. Ты просто делаешь всё, что нужно, чтобы привести компанию к успеху, и в процессе осваиваешь инструменты.

Отдельно стоит стратегия. Правильно строить её и применять в работе в Беларуси умеет катастрофически мало специалистов. Большинство продакт-менеджеров у нас — это продакт-аналитики. Они разбираются в таблицах и цифрах, но не могут построить стратегию, обозначить ключевые точки развития и приоритеты. Они хорошо работают, но могут не заниматься приоритезацией всерьёз. Ты можешь позволить себе такую роскошь, когда перед тобой не стоит вопрос выживания. Но тогда и стараешься ты не в полную силу.

 

Место менеджера в продуктовой компании между разными людьми

И это место определяется не зафиксированным перечнем задач, а ответственностью. Разработчики написали код, дизайнеры отрисовали дизайн, а менеджер должен сделать, чтобы продукт на всех этапах работал как надо. Продакт-менеджер не вездесущий, но если вдруг где-то что-то ломается, он должен там быть. Будь то кривой код, падающие продажи или плохая поддержка клиентов.

Хороший продакт-менеджер — мини-CEO стартапа “на минималках”. Если что-то не работает, то он не просто сообщит об этом и пойдёт домой, а найдёт решение. Даже если это не его прямая обязанность.

 

Многое из того, чему я научился за 14 лет в IT, можно постичь за пару месяцев

Я учу этому на своём курсе “Управление программным продуктом. Product Manager” в IT-академии Белхард.

На курсе есть два уровня. Первый — начальный. На нём учатся люди, которые хотят познакомиться с концептом продакт-менеджмента как такового. Продакт-менеджмент многогранный, он затрагивает и управление, и операционную работу, и стратегический маркетинг, и UX в самом широком смысле. Это обзорный курс по всему передовому, что есть в IT: от бизнес-модели, воронки продаж и жизненного цикла продукта — до UX/UI, методологий ведения проектов и развития стартапов.

Второй уровень — профессиональный. В нём мы глубже копаем в управление продуктом, стратегию, анализ рынка, тестирование, маркетинг, монетизацию, пользовательский опыт и продвижение продукта. Это насыщенная выжимка всего, чему я сам научился за 14 лет, и что должен уметь хороший продакт-менеджер.

На первом уровне 9 занятий, на втором — 10. Каждое длится по 3 часа, плюс я всегда на связи для своих учеников, помогаю им как ментор.

Курс будет полезен простым разработчикам, проектным менеджерам, ИТ-предпринимателям, основателям стартапов. Те, кто занимаются интернет-маркетингом и хотят войти в “настоящее ИТ”, получат много ценной информации. Руководители IT- и телеком-компаний или отделов в них тоже найдут для себя новое и полезное на этом курсе.

Ближайшая группа начального уровня стартует 22 января 2019 года, продвинутого — 16 января. Если вы хотите начать новую профессиональную жизнь уже сейчас (или знаете того, кто мечтает об этом), регистрируйтесь на курс по этой ссылке.

 

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 2
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

Сдуру прочёл эту статью, оказавшуюся банальной рекламной погремушкой: "Все в продакт-манагеры!" Да не "за так".

А оно вам нужно? laugh

И, что характерно, "Вести" предлагают эту рекламу ... оценить.

Аватар пользователя Piton

mike пишет:

Сдуру прочёл эту статью, оказавшуюся банальной рекламной погремушкой: "Все в продакт-манагеры!" Да не "за так".

А оно вам нужно? laugh

Раз это продаётся, значит, это кому-то нужно.

(Еле удержался, чтобы не добавить (Ц) в конце :))

Аватар пользователя mike

Раз это продаётся, значит, это кому-то нужно.

yesЗачёт. (С обратным курсивом.)