Рынок телекоммуникационных услуг в последние несколько лет переживает небывалый подъем. Мы становимся свидетелями внедрения передовых технологий, возрастания роли «облаков» и прихода скоростного интернета не только в города, но и в сельскую местность. Развитием этих направлений занимается первый белорусский инфраструктурный оператор beCloud. Генеральный директор компании Сергей Поблагуев в подробном интервью KV.by рассказал о проблемах отрасли, либерализации рынка и возможности внедрения 5G.
– Сергей, расскажите, когда появилась компания beCloud?
– Это было в конце 2012 года. В прогрессивно мыслящих головах появилась светлая, но сложно реализуемая идея – создать абсолютную конкуренцию в сфере телекоммуникаций. Раньше была следующая ситуация: каждый оператор занимался прокладкой медных кабелей. Чей кабель – того и клиент. И каждый абонент был привязан этим «шнурком» к определенному провайдеру фактически без права выбора альтернативы.
Задача НЦОТ была в том, чтобы прекратить инфраструктурную конкуренцию среди поставщиков. Ты вовсе не царь горы, если закопал километр меди в землю. Собственно говоря, потребитель должен видеть следующую картину: есть некий сервисный портал, на котором человек может выбирать нужные ему услуги от всех поставщиков, представленных в его регионе. Модель монетизации заключалась в том, чтобы получать доход с операторов за пользование проложенной сетью, а те в свою очередь – уже с конечного потребителя за предоставленные услуги. Тем самым, наконец-то, должно закончиться это «противостояние кабелями».
– При создании beCloud учитывался чей-то опыт или это уникальный белорусский проект?
– Нет, это не уникальный проект. Мы изучили нескольких десятков стран, в которых применялся подобный опыт в разных отраслях. Если говорить про LTE, то таких примеров не очень много. Например, в Великобритании операторы создали общую компанию, которая занималась прокладкой инфраструктуры. Тем самым они решили конкурировать услугами, сэкономив средства на создании сетей. Однако «фишка» у нас все же есть. Уникальность состоит в том, что в рамках одной компании реализуются три взаимосвязанных проекта: строительство сети LTE, облачная платформа и сеть передачи данных. Во всех странах, которые мы посетили, такого не было.
– Как создавалась компания?
– Процесс регистрации помню очень хорошо. Хочу сказать, что регистрация компании в нашей стране – это достаточно простая процедура, в последние лет десять так точно. Указ о создании предприятия был подписан 17 декабря 2012 года. Через 2 дня мы были официально зарегистрированы. Это время ушло на заключение договора с бухгалтером и директором.
– Ваше появление на рынке повлияло на ситуацию в отрасли?
– Естественно. Стоит сказать, что любая среда консервативна, какой бы инновационной она не была. Выход из зоны комфорта заставляет среду сопротивляться изменениям. К операторам вдруг пришло осознание того, что больше не нужно ничего строить и не получится всем управлять.
Самый главный посыл, который мы внесли с самого появления компании, – не нужно конкурировать инфраструктурой. Наших клиентов она не интересует и не будет интересовать. Пользователю важны конечные услуги. И только они. Ведь каждый из нас, будучи потребителем, скажет: «Какая мне разница, по какому каналу идет YouTube, если он показывает видео с задержками?». И будет прав. Поэтому кардинально изменилось понимание всех процессов.
– Каким был первый проект, который реализовал beCloud?
– Наш первый проект – это разработка Единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД). Ее создание было предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь №514 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных Республики Беларусь».
Она был запущена в коммерческую эксплуатацию в июле 2014 года в 40 городах. Это означает, что в этих регионах у частных операторов появилась альтернатива, благодаря которой произошла либерализация рынка. Несомненно, это был громкий проект в нашей отрасли.
– Если оператор не будет тратиться на прокладку сети, значит, цены могут уменьшиться?
– Цены для потребителей формирует непосредственно оператор исходя из своих затрат. Да, мы повысили рентабельность операторам за счет экономии денег, которые они могли потратить на строительство сетей. Дело в том, захочет ли он делиться этой рентабельность с потребителем? Тут уже все зависит от руководства и бизнес-планов того или иного поставщика. Наша цель - заставить рынок развиваться.
– Новости о запуске 4G в Беларуси появлялись в СМИ еще за несколько лет до ввода сети в эксплуатацию. Все это время вы готовились к запуску проекта?
– Проект по внедрению сети LTE был изначально в нашем пакете. Вопрос в том, готов ли был рынок к внедрению данной технологии. В 2013 году он был еще не готов. Для успешного запуска проекта важен интерес со стороны потребителя и наличие у него устройств, которые поддерживали бы эту технологию. Если на отечественном рынке мобильных устройств отсутствовали смартфоны с технологией 4G, то какой был смысл запускать его несколько лет назад? В 2012 году, когда мы с коллегами обсуждали минимальный порог стоимости устройства с поддержкой 4G, многие из нас считали, что это будет сумма в 200 долларов США. При такой стоимости девайса можно рассчитывать на популяризацию услуги. Сейчас же технику с поддержкой 4G можно приобрести от 100 долларов США. Это говорит о том, что сейчас услуга быстрее найдет своего клиента, потому что у него есть больше возможностей для того, чтобы ей воспользоваться.
Справочно: В Минске каждый восьмой гаджет поддерживает технологию LTE, сообщил в мае 2016 года представители Министерства связи и информатизации. Проникновение LTE-устройств в столице Беларуси составило 13,5%.
Количество этих устройство не доминирующее, но оно быстро растет. Крупнейшие вендоры устройства без LTE уже даже не выпускают. Все это время мы не готовились, а ждали рынок. Технически построить сеть было не так уж и сложно. Стоит понять, что наши прямые партнеры – операторы. Их клиенты – конечные лица. Операторы ждали потребности со стороны клиентов, а мы – звоночка от операторов. В конце 2015 года созрели все.
До появления нашей компании тендер на частоты под LTE проводился несколько раз. И все в один голос заявляли: «Дорого!» Как только beCloud начал создание сети LTE, все вдруг встрепенулись и не сразу поняли, что происходит. А происходят «несложные» вещи, меняющие картину рынка – в Беларуси появился инфраструктурный оператор: ЕРСПД построили, ЦОД сдали, 4G запустили в Минске, а до конца года запустим и в областных центрах.
– Некоторые пользователи не понимают, зачем им нужен 4G. Обосновывается эта позиция тем, что и сейчас все хорошо работает. Стоит ли убеждать белорусов переходить на новый стандарт?
– Да, вместе с операторами мы будем стараться популяризировать технологию. Хотя, странно убеждать людей в том, что, если дорога ровная и скоростная – это хорошо. Наверное, здесь больше должны стараться маркетологи операторов, которые продвигают 4G. LTE - это очень модная технология. Первыми на нее «подсаживаются» молодые люди. Они готовы потреблять много «тяжелого» контента. Люди, которые говорят, что у них сейчас «видео хорошо грузится», не пробовали запускать его на экранах с большим разрешением.
Запуск сети 4G также положительно отразился на работе 3G-сети. Так как многие активные пользователи мобильного интернета начали генерировать трафик в 4G, нагрузка на столичную 3G-сеть снизилась, а средние скорости в ней повысились. Таким образом, от запуска LTE выиграли не только владельцы гаджетов с поддержкой 4G, но и те, кто по каким-то причинам пока продолжает пользоваться мобильным интернетом третьего поколения.
– Когда же можно ожидать появления 4G у всех отечественных операторов?
– Мне кажется, что в этом вопросе лучше вспомнить прошлое. Когда-то, во времена зарождения первых операторов, мои товарищи имели к этому непосредственное отношение. Когда они приходили защищать в соответствующие госорганы бизнес-план, на них смотрели с удивлением: «Что вы пишете? Целых 4 миллиона абонентов! Что, у школьников появятся телефоны?». Сегодня мы над этим смеемся, а тогда смеялись над моими коллегами.
Мне кажется, что вопрос дней или месяцев важен для конкретного оператора. Для потребителей эта тема совсем не интересна. То, что 4G появится по всей Беларуси – несомненно. Появится также и контент, который заполнит «трубы» 4G.
Захотят ли операторы? Думаю, ответ очевиден. Вопрос в том, насколько сильно на них надавит рынок, а не мы. beCloud в этой ситуации стоит впереди - на паровозе прогресса. Тот, кто хочет быть инновационным, к нам присоединится.
До появления LTE рынок телекоммуникационных услуг стагнировал более 5 лет: количество инвестиций в отрасль уменьшалось с каждым годом. Своим появлением мы дали толчок рынку, он был неизбежен. Пользователю же надо осознавать, что ему не придется платить трижды. Ему важен качественный сервис, который мы и стараемся делать.
– Замминистра связи Дмитрий Шедко рассказал, что 5G может появиться в Беларуси к 2025 году. Как вы оцениваете его высказывание и будете ли иметь отношение к строительству данной сети?
"Что касается 5G, разговоры об этом ведутся. Через 2 года предлагается, что стандарт будет окончательно сформирован, утвержден и надо будет думать о его внедрении", - считает замминистра.
– Стоит отметить то, что семейство стандартов 3G и 4G проходили соответствующую стандартизацию, которой занимается консорциум 3GPP. Он существует с 1998 года и разрабатывает спецификации для мобильной телефонии. После того, как он утвердит такой стандарт как 5G, можно будет об этом говорить предметнее. Тогда и вендоры возьмут это на вооружение, мы сможем видеть на прилавках магазинов смартфоны с поддержкой новой технологии.
Сейчас же 5G – это популярный термин, общее описание технологий без стандарта, который периодически всплывает в разных новостях. Уже была информация о том, что 5G отдельные операторы запустили в Москве, Корее, Европе и т.д. Однако это проприетарное решение, которое стандартом не является. Иначе у каждого будет свой 5G. Вы можете быть владельцем флагманского смартфона, но не сможете воспользоваться таким 5G.
Стоит принять во внимание тот факт, что большинство технологий в последнее время теряют актуальность в течение нескольких лет. Однако некоторые из них по-прежнему имеют место на жизнь. Так, GSM живет уже более двадцати лет и это еще не предел.
Мы будем прилагать усилия для развития 5G-сетей в нашей стране. С точки зрения инфраструктуры эта технология еще более удобна, чем 4G. Насколько я помню, к 2020 году в вопрос о стандартизации 5G должна быть внесена ясность. Тогда и можно будет говорить о первых планах.
– Продолжится ли тренд на строительство ЦОДов в Беларуси?
– Мы становимся свидетелями того, что строительство ЦОДов в Беларуси в последнее время идет полным ходом. Маленькие центры обработки данных появляются у крупных игроков рынка, IT-компаний и других значимых организаций.
Наш ЦОД уникален для Беларуси тем, что имеет сертификат TIER III. Сертификат Uptime Institute по уровню отказоустойчивости Tier III Facility свидетельствует о высокой степени надежности и безопасности центра обработки данных. Маленькие ЦОДы такой сертификат получить не могут, потому что там слишком высокие требования. Наш объект инспектировали представители из США, Европы и России, они производили соответствующие тесты.
– Кто основные клиенты ЦОДа?
– Услуги Республиканского центра обработки данных beCloud ориентированы на компании и организации, однако наибольшие выгоды от его использования получат государственные органы.
– На сколько хватит текущих мощностей?
– На данный момент задействовано порядка трети построенных ресурсов дата-центра beCloud. Текущих мощностей хватит на ближайшие год-два.
РЦОД beCloud модульный, мы можем без проблем расширить его еще как минимум в четыре раза. Сейчас там 156 стоек, их пока хватает. Как только будет необходимость – расширимся. Уже забетонированы места для будущих дизель-генераторов, создана необходимая для расширения инженерная инфраструктура.
РЦОД является индикатором того, что рынок начал меняться с точки зрения услуг. Должен сказать, что востребованность в облачных услугах популярна как никогда. Организации нуждаются в качественных сертифицированных дата-центрах, которые до недавнего времени были в Беларуси в дефиците.
– Как вы относитесь к тому, что многие высказываются о вас как о госконторе с присущими ей типичными качествами?
– Нет ничего плохого в том, что у нас есть доля государства (51%). Если говорить в негативном контексте, мол «совок», то такое, конечно же, смущает. В позитивном смысле мы, как и все государственное, ассоциируемся со стабильностью. Ведь у нас не может быть ценового волюнтаризма, как, допустим, в частных компаниях. В государственных организациях потребители всегда застрахованы от разных непредвиденных ситуаций, не стоит об этом забывать. От работы с партнерами мы получаем только положительные отзывы, это радует.
– У вас есть задача рассказать о себе обычному белорусу?
– Наша задача состоит в том, чтобы заставить рынок телекоммуникационных услуг развиваться. Мы хотим, чтобы в этой отрасли появилось как можно больше участников. Простому белорусу наша деятельность напрямую не видна, мы будем рады, если о нас узнают через успешные проекты наших партнеров, которые оказывают услуги конечным потребителям.
– Есть ли конкуренты в вашей отрасли?
– Для того, чтобы стать инфраструктурным оператором, нужны значительные капитальные вложения. Мало у кого есть такие возможности. И бизнес-модель здесь не предполагает быстрой окупаемости. Самая тяжелая работа – это создать рыночную нишу.
– Трудно ли вам справляться с сопротивлением госорганов, юридических лиц при внедрении новых технологий?
– У нас есть проект по электронным счетам-фактурам, который подтверждает мои слова о сопротивлении среды. Внедрение цифровых счетов-фактур по НДС – важный этап в цифровизации экономики. Бухгалтеры привыкли работать определенным образом и изменить эти подходы достаточно сложно. Конечно, многим непривычно и довольно сложно адаптироваться к изменениям.
Однако никто не сомневается, что через какое-то время, когда все привыкнут к электронному обмену документами, люди забудут о том, что когда-то все работали с обычными бумагами. Это будет как страшный сон, ведь можно будет подписать документы электронной цифровой подписью и заключить сделку за считанные секунды с компанией из любой точки мира.
Самое тяжелое – менять сложившиеся модели поведения потребителей и операторов.
Никто не задумывается о том, как оплатить счет за мобильную связь: с использованием банковского терминала или интернет-банкинга, это происходит как само собой разумеющееся.
Но вот в вопросах использования облачных сервисов у многих возникает сопротивление. А на самом деле, каждый из нас, владелец смартфона, уже использует облачные технологии.
Однако многие организации пока предпочитают, чтобы их серверы и информационные системы находились на расстоянии «вытянутой руки», чтобы удобнее было дотянуться до кнопки reset. Но процент таких организаций падает. В первую очередь потому, что облака – это гибкое управление рабочими задачами, скорость, безопасность, оптимизация трудозатрат, и все больше компаний это осознают.
Комментарии
Да-да-да... Для каждого приложения и счета своя примочка. Знаем, плавали. Замучаешься все эти примочки дружить на одной машинке.
Угу, было бы совсем хорошо, если бы каждый квартал в киосках интерфейс не менялся и они данные не сбрасывали.
Ну, наверное цена кусачая, да канал хороший до такого хранилища немало стоит. И еще, наверное, не все готовы коммерческую тайну хранить у "дяди". Не доверяют. Почему-то.
Не знаю, что вы имеете ввиду. Разработчики, наученные горьким опытом, уже самые популярные платежи (в тч и мобильную связь), ставят на самое видное место.
Так а что с 4G у velcom? Будет или нет?
Как же мы без них жили-то...
Не знаю, каких разработчиков Вы имеете в виду, но их опыт слаще не становится. :)
Я имею в виду, что в этом году раза четыре у меня в инфокиске после изменения интерфейса сбрасывались все сохраненные платежи. Возможно, плата за газ, свет и кредиты это не очень популярные платежи, но найти их очень нелегко. Зарыты в третий уровень и непонятно по какой логике.