Информация обесценивается. Обесценивается стремительно. Стремительно настолько, что вскоре её станет невыгодно производить.
Посмотрите, какова была раньше ценность книг. В Советском Союзе, чтобы достать приличную книгу, приходилось собирать центнеры макулатуры. Сейчас, благодаря цифровым технологиям, любую книгу можно скачать в Интернете. Из-за этого терпят убытки и издатели, и авторы книг. В самом буквальном смысле стоимость информации снижается, что отражается, между тем, и на таком сугубо субъективном параметре, как качество книг. Основная их масса выпускается для того, чтобы побыстрее получить прибыль - это также издержки избытка информации.
Уменьшается не только стоимость как денежный эквивалент, но и ценность информации для каждого отдельного пользователя. Происходит это из-за всё большей доступности практически любой информации для любой аудитории. Если раньше для получения сведений об интересующей проблеме человеку было нужно искать информацию в библиотеке, перерывая массу соответствующей литературы, то сейчас достаточно грамотно составить поисковый запрос в Google, Yandex или MSN и получить всё на блюдечке.
Точно так же, как высокоразвитые в технологическом отношении страны страдают от кризиса перепроизводства, теперь уже всё человечество страдает от перепроизводства информации. Перепроизводства в двояком смысле: с одной стороны, увеличиваются её объёмы, с другой стороны, содержание. Лёгкость копирования информации в современном мире привела к тому, что сведения дублируются и тем самым чисто формально увеличивается количество информации. В то же время, поскольку в современном обществе стало очень легко производить информацию, то этим занимается практически каждый. Что приводит к тому, что потреблять информацию становится просто некому. Многие ли блогеры всерьёз интересуются тем, что пишут другие блогеры? Сомневаюсь. А ведь именно они стали наиболее ярким примером производителей практически никем не потребляемой информации.
Вполне очевидно, что избыток информации и её обесценивание - следствия развития информационных технологий и, в первую очередь, технологий передачи информации. Именно они помогают порождать всё больше пустой информации (информации, для которой не существует потребителей), не вкладывая ни в её производство, ни в её получение практически никаких средств.
Что из всего этого следует? О, это, на самом деле, очень интересный вопрос. Очевидно, что за любым бумом идёт депрессия. То есть, нас, возможно, ждёт кризис перепроизводства информации, который уже не за горами. Первые его весточки - убытки газет из-за онлайновых изданий. К кризисам, чтобы их пережить, следует заблаговременно готовиться. Поэтому всем, кто сейчас занимается производством информации профессионально, за деньги, стоит подумать о "запасных аэродромах". Потому что, как говорят англичане, не стоит складывать все яйца в одну корзину.
Но возникает вопрос: а кто именно производит информацию? Да фактически все люди умственного труда, включая программистов, журналистов, инженеров, преподавателей и переводчиков. Именно им нужно постараться создавать максимально востребованную и минимально дублирующуюся информацию. Это невозможно без исследовательской работы. Поэтому в будущем легче всего кризис смогут пережить именно те, кто больше времени отводит исследованиям проблемы, а не пользуются готовыми шаблонами. Самый простой путь - не всегда самый стратегически выгодный.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]
Комментарии
Страницы
Интернет иногда похож на мусорную свалку. Но нужную и ценную информацию так же сложно найти как и раньше. Так что все относительно. Ценная информация не обесценивается. Пардон за некоторую тавтологию.
Единственное, что Станкевич правильно написал:
"Но возникает вопрос: а кто именно производит информацию? Да фактически все люди умственного труда, включая программистов, журналистов, инженеров, преподавателей и переводчиков. Именно им нужно постараться создавать максимально востребованную и минимально дублирующуюся информацию."
Только что значит нужно? Дело в том, что все эти категории имеют тенденцию превращаться в блоггеров. Увы.
Как ни странно, "раньше" было даже немного лучше - если под "раньше" иметь в виду компьютерные сети ДО Интернет-бума (1995 год). Средний компьютерный пользователь той эпохи мел образовательный уровень выше, чем современный - просто потому, что сетей было мало и доступны они были только высокооплачиваемым профессионалам.
Не переживайте, культурные достижения в СССР, которым до сих пор нет равных, бесплатные произведения Л.Толстого и еще туча других примеров подтверждают, что какраз за денежки создавалась и продолжает создаваться имитаторами творчества всякая чушь. Давайте посмотрим, что станет, например, лет через 5-10 с "шедеврами" кино типа дневных дозоров и платными шедеврами типа заменителей блокнотов или часов для Win...
18 января 2008 года, 22:51
>>Не переживайте, культурные достижения в СССР, которым до сих пор нет равных,
Культурные достижения в СССР - самые культурные достижения в мире? ;)
Между прочим книги и музыку вполне реально продавать в интернете как и другую инфу. Доказательством тому - акции софтверных компаний. Они все растут и растут. А продают они ведь все те же байтики, из которых состоят книги и музыка. Вопрос пиратства их конечно бескопокоит, но не настолько чтоб тот же микрософт изза пиратов обанкротился. А медиа-перекупщикам, коими являются медиа-корпорации нужно просто перестраиваться под такую же модель. Или уходить на свалку истории.
Вывод: автор, переводчики и издательство получили свои деньги, причем не единожды - и все благодаря инету: иначе бы я вообще не узнал про эту книгу. А где пиратство? Я честно покупал книги в магазине... Что, издательству (в данном случае "Азбука-Классика") интернет помешал книгу продавать? Оно упустило выгоду? Наоборот!!!
Теперь ищу бумажный вариант Майка Суэнвика "Дочь железного дракона". Еще желающие про пиратство поговорить есть?
Страницы