В то время, когда в США через Facebook выигрываются выборы, а в России обличают коррупционеров в ЖЖ, белорусские политические силы практически полностью игнорируют возможности общения через социальные сети.
Различные социальные медиа практически с самого начала своего существования начали выполнять не только коммуникационную функцию. Совершено логично, что подобные ресурсы активно начали использоваться для рекламы, продвижения и создания определенного имиджа людей и товаров.
Победа через Facebook
Одними из самых заинтересованных выглядят политические деятели. Действительно, где еще можно бесплатно получить многомиллионную аудиторию, которая к тому же имеет возможность обратной связи, т.е. интерактивности. Более того, использование Интернета способно привлечь в число своих сторонников молодую аудиторию, в большинстве своем аполитичную и не следящую за новостями в традиционных СМИ, но в то же время являющуюся полноправными избирателями.
В Западной Европе и США это поняли еще несколько лет назад, когда социальные медиа только начинали набирать популярность. Например, практически вся президентская кампания Барака Обамы в 2008 году была выстроена с помощью Интернета. Его страничка в Facebook набрала сумасшедшее число читателей и, как утверждают некоторые аналитики, именно за счет поддержки молодого поколения Обама и стал президентом США. Его "друзья" из Facebook`a даже организовали сбор средств на избирательную кампанию.
Практически вся президентская кампания Барака Обамы в 2008 году была выстроена с помощью Интернета.
Подобным образом нынешний президент США выстраивает и избирательную кампанию 2012 года. Рекламные плакаты уже активно курсируют в Сети, к тому же, по сравнению с прошлыми выборами, в распоряжении новоиспеченного юбиляра (4 августа Обаме "стукнуло" 50) есть еще и Twitter, которым он лично, и его пресс-служба, активно пользуются каждый день. Интересно, что его страничка одна из самых популярных во всей социальной сети - 9,5 млн подписчиков.
На постсоветском политическом пространстве моду на Twitter ввел президент России Дмитрий Медведев. Всем известна, например, его встреча с тогдашним губернатором Калифорнии Арнольдом Шварцнегером, о которой два политика договорились как раз в Twitter.
На постсоветском политическом пространстве моду на Twitter ввел президент России Дмитрий Медведев.
У Медведева в Twitter сразу три экаунта - "частный" микроблог (около 400 тысяч подписчиков) и два официальных (на русском и английском языках), имеющие около 100 тыс. читателей. Любопытно, что параллельно существует и микроблог, пародирующий сообщения Медведева (@KermlinRussia). Причем количество его читателей также перевалило уже за 100 тысяч человек.
За Медведевым в сервис микроблогов потянулись и другие российские чиновники. В последнее время их примеру последовали и украинские коллеги. Бывший премьер-министр Юлия Тимошенко до своего ареста, например, активно обсуждала в микроблоге ход расследования уголовного дела, которое на нее завели. Читают лидера БЮТ (Блока Юлии Тимошенко) более 30 тысяч пользователей социальной сети.
Свои экаунты в другой социальной сети, "В контакте", имеют и такие российские политики, как Сергей Миронов, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский. Помимо этого, в социальных сетях существует множество групп политической направленности - групп сторонников того или иного депутата и политика, политической партии или общественно-политической организации и т. д.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов пошел еще дальше. В прошлом году он обязал всех министров и глав республиканских агентств открыть на сайтах ведомств персональные блоги. Специально для этого была создана "Блог-платформа руководителей государственных органов Казахстана" (www.blogs.e.gov.kz). Сайт включает в себя блоги всех высших чиновников страны и служит своеобразной альтернативой выходу министров "в люди" через социальные сети. Да и самому премьер-министру Масимову легче контролировать исполнение своего поручения. Сам премьер завел свой блог еще в начале 2009 года и сразу отметил, что посетители очень активно жалуются и задают ему вопросы.
За простоту общения
Именно возможность прямого контакта с чиновником и привлекает большую часть посетителей на "государственные" страницы и блоги. Понятно, что человеку легче оставить комментарий или личное сообщение в Интернете, в краткой форме изложив свое пожелание или проблему, чем писать официальные бумаги в канцелярию и неизвестно сколько ждать ответа.
Именно возможность прямого контакта с чиновником и привлекает большую часть посетителей на "государственные" страницы и блоги.
Сетевое общение "без галстуков" весьма способствует улучшению имиджа того или иного чиновника. В то же время существует довольно распространенная среди политиков-интернетчиков проблема - они активно включаются в новое для себя занятие, но через некоторое время по разным причинам забрасывают его. В итоге получается обратный эффект - потенциальные избиратели видят наплевательское отношение в Сети и проецируют это и на реальный мир.
Люди хотят быть услышанными. И понимающие политики умело этим пользуются, не перегружая свои страницы в социальных сетях унылой официальной информацией. Ведь даже самые конструктивные и полезные данные, поданные в слишком большом объеме и серьезной форме, неизбежно вызовут волну скепсиса и отторжения.
Интернет, в целом, и социальные сети, в частности, весьма перспективны как площадка для политической деятельности, поэтому можно с легкостью предположить, что неформальное общение в Сети в ближайшее время все активнее начнет распространяться и приобретет даже профессиональную форму. Хотя пресс-секретари уже и сейчас ведут интернет-странички чиновников.
Интернет, в целом, и социальные сети, в частности, весьма перспективны как площадка для политической деятельности.
Чиновник.by - процесс недвижим?
Как же складываются отношения с социальными сетями у белорусских политиков и государственных служащих? Не боясь ошибиться, можно смело сказать: очень плохо. Найти представителя власти в какой-либо социальной сети практически невозможно. Разве что наткнешься на различные "фейковые" странички (у Александра Лукашенко подобных, например, больше десятка), которые создают "поклонники".
Найти представителя власти в какой-либо социальной сети практически невозможно.
Приятным исключением в вопросе интернетизации белорусской власти является минское ГУВД, пресс-секретарь которого, Александр Ластовский, ведет активную Twitter-жизнь. Есть у силового ведомства и собственный канал на Youtube. Кстати, периодически выкладывает на YouTube разные познавательные видеоролики и гродненская ГАИ.
Также в Twitter представлен Государственный пограничный комитет, однако в данном случае страничка обновляется автоматически (туда просто передаются последние новости с сайта). А вот экаунт КГБ, хоть и ведется от имени сотрудника ведомства, официально комитетом госбезопасности не подтвержден (хотя и не опровергнут).
Еще в прошлом году звучали робкие заявления от представителей Минобразования и Минсельхозпрода о том, что министры, возможно, создадут свои блоги. Однако воз и ныне там.
Этим кратким списком, в принципе, можно обозначить все представительство белорусских чиновников в социальных сетях. Хорошо это или плохо? Некоторые могут заявить, что хорошо, потому что чиновники слишком заняты реальной работой, поэтому им некогда "играться в Интернете".
Однако гораздо более реальной выглядит версия о простом нежелании представителей власти навязывать себе дополнительную общественную нагрузку. Ведомства ограничиваются официальными сайтами с разделами обратной связи.
Ведомства ограничиваются официальными сайтами с разделами обратной связи.
Противоположная ситуация у белорусских оппозиционных политиков. В поисках новой аудитории и в ситуации, когда доступ к традиционным видам СМИ весьма ограничен, они активно используют Сеть для продвижения своих идей. В социальных сетях "Вконтакте", Facebook, Twitter, например, представлены гражданская компания "Говори правду", Объединенная гражданская партия, создающаяся партия БХД и другие политические силы.
Есть свои странички "Вконтакте" у Либерально-демократической партии, Коммунистической партии Беларуси и Белорусской социал-демократической партии. Однако все эти ресурсы давно не обновляются.
Каким-либо образом повлиять на представительство чиновников в социальных сетях сможет, наверное, лишь указка сверху. Тогда белорусские чиновники начнут приобщаться к Интернету подобно тому, как в Сеть приходят сейчас российские и казахские представители госвласти. Однако каких-либо попыток или собственных примеров в Беларуси пока не просматривается. Хотя в кризисной ситуации это было бы неплохим способом успокоить население, показать, что чиновники - такие же люди, которые работают для народа.
Каким-либо образом повлиять на представительство чиновников в социальных сетях сможет, наверное, лишь указка сверху.
Тем не менее, если смотреть на нынешние позиции, рост в любом случае будет. Возможно, этому поспособствует и реализация до 2015 года национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Евгений ВАРАКСА
Комментарии
Для того, чтобы чиновник общался с народом, он должен хоть как-то зависеть от этого народа. А пока это не так - все эти твиттеры-шмиттеры ему нафиг не нужны.
Весь прогресс в сфере IT со стороны государства (в.т.ч. и расширение каналов и т.п.) подгоняется со стороны кредиторов БТК и МинСвязи.
Еслиб не западные кредиты на развитие - до сих пор бы за скайп сажали.