Уходящий 2011 год выдался для мирового геймдева вполне удачным. Индустрия, кажется, окончательно пробудилась от кризисной спячки, в которую она впала несколько лет назад.
Правда, на горизонте замаячили признаки новой рецессии. Страшно даже представить, как отразится на индустрии грядущий коллапс. Но это всё будет не скоро (да и не факт, что будет). А пока попытаемся подвести итоги уходящего года.
Пожалуй, сразу следует сделать поправку на то, что практические все представленные в этом предновогоднем обзоре игры (за исключением одного непривычно крутого шутера) являются серийными. Тут ничего не поделаешь, это тренд, который несколько лет назад был просто заметен, а сейчас приобрёл действительно угрожающие масштабы. Разработчики предпочитают не рисковать и хотят иметь доход, который гарантированно обеспечит базис фанатов прошлых игр серии. Так что, как говорилось в известной киношутке, придётся расслабиться и получить удовольствие.
Лучшие гонки
Самое интересное, что жанр racing сиквельный тренд, наоборот, только спас. Позволив в один год выпустить большое количество приличных игр богатого консольного уровня. Особенно порадовала внеочередная игра серии Need for Speed - Shift 2: Unleashed, идеально выступив в жанре гоночных игр со спортивно-симуляторным уклоном. Чего не скажешь о флагманском NFS: The Run - технологически очень навороченном, но в целом недоделанном тайтле. Больше всего геймеров возмутила смехотворная длительность одиночной кампании. Разработчики сделали очень яркую, но слишком уж маленькую игру, которая в лучшем случае тянет на демо-версию. Автомобильное детище EA неплохо смотрится как концепт. Но как это с концептами часто бывает, дальше красивой и правильной с точки зрения маркетинга идеи дело не пошло.
Хорошо, что другие игроделы, специализирующиеся на автосимах, были в ударе. Так студия Codemasters решила устроить своему раллийному франчайзи небольшой ребрендинг. Долгие, но романтичные раллевые заезды в Dirt 3 сменились более короткими отрезками. Хотя особо хардкорных геймеров, разумеется, такое положение не устроило. Кстати, любители романтики не прочь погонять по красивому острову на шикарных авто (ну и пусть, что пока только виртуально). Наверняка в этом году пришёлся ко двору Test Drive Unlimited 2. Отдельной строкой хотелось бы отметить F1 2011: знаменитый формульный спортсим наконец-то соизволил, кроме консолей, выйти ещё и на PC.
Лучшие стратегии
А вот поклонников стратегий ждал в этом году неприятный сюрприз. Для них сезон выдался особенно неурожайным. Нам, по большому счёту, и вспомнить-то нечего. В этом году на публику вышли всего три достойных упоминания стратегии. Две из которых принадлежат к поджанру экономических стратегий. Tropico 4 и Anno 2070 - для своей ниши игры отнюдь неплохие. Этакие серийные середнячки, заимствующие геймплей у самих себя. Как говорится, ничего нового в жанр не привносят, лишь умело оттаптываются на пройденной теме, вызывая интерес у ограниченного круга игроков. А третья вообще имеет статус дополнения. Warhammer 40,000: Dawn of War II - Retribution. Разработчики аддона в этом смысле прыгнули выше головы, выпустив богатый на различные улучшения тайтл, который вполне может сойти за отдельный проект. Особенно для тех, кто не играл в оригинал.
Лучшие RPG
В сегменте ролевых игр на протяжении всего года наблюдалась движуха. Для начала выносим за скобки Deux Ex: Human Revolution - долгострой от Eidos Montreal, который наконец-таки добрался до прилавков и торрент-трекеров. Потому что детище канадцев к жанру RPG можно причислить лишь отчасти. На самом деле, оно намного сложнее и затрагивает много разных жанров. И поэтому её место в разделе лучших игр года.
Вспомним противоречивую Dragon Age 2, создатели которой в надежде заинтересовать более широкие геймерские категории решили злоупотребить любовью своих фанатов, сильно упростив игру. В итоге сиквел Dragon Age очень сильно потерял в глубине, масштабе и реиграбельности. Не хочется верить, но, скорее всего, эту легендарную RPG-серию ждёт незавидная участь с мнимым маркетинговым благополучием на фоне постепенно стагнирующего геймплея. Подстраиваться под массового игрока, конечно, нужно. Но не такой дорогой ценой. Тут, мне кажется, нужно выбирать из двух зол меньшее. И казуальность среди всего этого меньшего зла - по-любому, вариант, не самый лучший. У Питера Мулиньё в случае Fable 3 ведь получилось выпустить не слишком сложную и хардкорную (каноны консольного рынка обязывают) игру, которая, несмотря на свою легкость, обладает глубоким геймплеем и интересной историей с богатым бэкграундом.
Но даже великому кудеснику ролевых игр Мульньё далеко до полноправных ролевых дуумвиров уходящего года. Разумеется, речь идёт об The Elder Scrolls 5: Skyrim и долгожданном сиквеле "Ведьмака", который паразитирует на недостатках любого нормального геймера - любви к алкоголю и противоположному полу. Но наряду с генетической "ведьмачьей" сермяжностью пытается сделать серьёзное лицо спасителя мира и жанра в целом. Умело сочетая идеальную игровую механику, верную канонам, заданным в оригинале, и максимальную зрелищность и атмосферность. Как говорится, что ещё для настоящего геймерского счастья нужно.
Scyrim же просто является лучшей RPG года. Разработчики вернули нас в прошлое, когда не было никакого ультрамодного Mass Effect. А существовали глубокие, сложные и необъятные по величине мира ролевые игры, предоставляющие полную свободу в действиях. Именно такими и должны быть настоящие RPG. Плохо только, что уже давно так никто не делает. Поэтому выход Scyrim нам дорог вдвойне.
Лучшие экшены
Достаточно противоречиво сложился 2011 год для традиционно самого популярного игрового жанра - экшена. Ноябрьское соперничество главных шутерных тяжеловесов - Battlefield 3 и CoD: MW 3 - совершенно не впечатлило. Настоящую волю к победе проявили разве что разработчики Battlefield 3. Хотя и к ним есть вопросы. Главный из которых - почему вышедшая игра получилась такой узкоколейной. Серия же CoD совсем скисла, погрязнув в самокопировании. Но это не мешает ей по старой памяти по-прежнему взрывать чарты. Масштабному линейному упрощению подвергся и сиквел Crysis. Если уж Джеват Йерли ещё несколько лет назад, так настойчиво проповедовавший свободный геймплей с широкими возможностями, попал под влияние тренда упрощать, то что говорить про остальных.
На фоне проходного выступления грандов порадовали в самом начале года поляки из People Can Fly с настоящим шутерным шедевром Bulletstorm. Представив в нём лучший оружейный арсенал всех времён, который придаёт боям сюрреалистичный характер. Таких визионерских сражений, как в Bulletstorm, на самом деле ни у кого больше нет.
Три самых лучших игры
3 место, по мнению "Компьютерных вестей", занимает шутер Bulletstorm, доказавший всей индустрии, что и небольшая польская студия (правда, при наличии менторской поддержки от Epic Games) может на равных противостоять шутерным иконам. Высшие же ступени пьедестала мы позволили занять двум олдскульным приветам из нашего беззаботного геймерского прошлого - TES 5: Scyrim и Deus Ex: Human Revolution. За ту работу, которую проделали создатели этих игр. И за представленную возможность снова почувствовать себя хозяином в игре, реально влияющим на геймплей, а не наивным слепым хомячком, пляшущим под чужую дудку.
Сергей КОРОТКЕВИЧ
Горячие темы