ИТ-грамотность белорусской торговли

В конце октября в Минске прошел Второй Международный форум по информационным технологиям в торговле "Торг ИТ-2011". С миром торговли дня сегодняшнего и завтрашнего гостей мероприятия познакомили специалисты ведущих IT-компаний, представители торговли, госорганов, высшего менеджмента и ритейла. В своих выступлениях они на практических примерах рассказали об опыте внедрения инновационных технологий в торговле.

Форум, инициатором которого выступила Ассоциация "Инфопарк", начался с пленарного заседания. Cо вступительным словом выступил Генеральный директор Ассоциации "Инфопарк" Владимир Викторович Басько и начальник отдела инвестиционно-технического развития Министерства торговли Республики Беларусь Бурко Олег Геннадьевич.

Владимир Басько заострил внимание присутствующих на том, что в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация, когда отечественные IT-предприятия, занимающиеся разработкой и поставкой программного обеспечения, работают преимущественно на внешний рынок. По его словам, 90% своей выручки IT-предприятия получают от экспорта или работают в основном в проектах, которые заказывает отечественный бизнес, а не государство, повышая, главным образом, конкурентоспособность зарубежного бизнеса. Генеральный директор Ассоциации "Инфопарк" выразил надежду, что Форум "ТоргИТ" станет мостом, который позволит представителям ритейла и поставщикам оборудования и программного обеспечения более эффективно пользоваться услугами отечественных IT-предприятий.

С первым пленарным докладом выступил Виктор Дравица, вице-председатель Бюро Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям ООН. Он коснулся вопроса уровня развития белорусских технологий электронного бизнеса. "В августе текущего года был запущен банк данных электронных паспортов товаров. К настоящему времени к инновационной системе уже подключились около 120 предприятий пищевой отрасли Беларуси. В банк данных внесена информация более чем о 3 тыс. товарах, которые эти организации производят", - рассказал В. Дравица.

Следующую важную веху основных вопросов затронул Георгий Кошкаров, директор вычислительного центра "Белкоопсоюз". В своем докладе о внедрении информационных технологий на предприятиях Белкоопсоюза он рассмотрел основные условия и возможные пути решения проблем оптимизации управления товарными и финансовыми ресурсами по всей структуре.

"Основой управления должна стать правильная идентификация товарных потоков и оперативный контроль управления за их движением. Для этого нам необходимы банк данных о товарах и банк данных товарных и финансовых документов, а также специализированное программное обеспечение. К сожалению, сейчас мы по-прежнему испытываем значительный дефицит в этих услугах. Анализ коммерческих предложений наших партнёров показывает, что порядка 70-80% затрат уходит на лицензирование импортного программного обеспечения. Хотелось бы, чтобы эти деньги все-таки работали на отечественную экономику", - подчеркнул Г. Кошкаров.

Константин Хацкевич, начальник группы автоматических систем управления, поделился опытом по внедрению новых информационных технологий на примере универсама "Чкаловский": "Процесс внедрения новой автоматизированной системы оказался более тяжелым и болезненным, чем мы предполагали. К примеру, сейчас мы должны расширять штат сотрудников, которые будут заниматься внесением информации о товарах в систему и которые смогут поддерживать ее в рабочем состоянии. А это ведь тоже немалые затраты". Докладчик сетовал и на то, что помимо внедрения торговой системы нужно было искать решение еще нескольких проблем: создать собственный классификатор товаров, решить, что делать с товарами, которые поступают без штрих-кодов, и многие другие актуальные вопросы, которые можно решать при тесном взаимодействии с ИТ-предприятиями при обоюдовыгодном сотрудничестве.

Представитель торговых сетей "Родная сторона" и "Корзинка" Сергей Войнич рассказал об особенности успешного развития организации и укрупнения своих розничных сетей не путем приобретения новых магазинов, а заключением договоров франчайзинга с оригинальными сетями, подчеркнув: "На момент включения оригинальных сетей в состав компании были проведены существенные инвестиции в кассовое оборудование, торговое оборудование, лицензирование программного обеспечения в данных компаниях. Фактически, основные решения, которые есть в Беларуси, у нас работают в рамках сети на текущий момент".

Сергей Войнич в своей презентации выделил и основные цели развития ИТ на 2011 год: централизация ИТ-сервисов; централизация управления розничным бизнесом на платформе SAP; централизованное управление и контроль бюджетов CAPEX, OPEX; контроль затрат по всем видам деятельности; создание единой службы сервисной поддержки в рамках розничной сети; консолидация, виртуализация серверных мощностей. И это далеко не вся полезная информация, представленная С. Войничем.

Начальник отдела АСУ УП "Универсам "Сухаревский"" Олег Бурдо рассмотрел вопрос автоматизации системы розничной сети под иным углом: "Многие забывают о том, что автоматизация - это не просто набор компьютеров и роботов, которые выполняют всю работу. Прежде всего - это люди [...]. Сегодня профессионалы неохотно идут в торговлю из-за негативного имиджа этой отрасли. Дело в том, что в СМИ все чаще появляются материалы о том, что продавцы обманывают покупателей. Безусловно, в ситуации, когда цены меняются ежедневно, обвинить торговлю во всех бедах легче всего".

Далее были представлены доклады по самой актуальной на сегодняшней день тематике "Интегрированные информационные ресурсы для организации взаимодействия торговых партнеров". В докладах звучала информация о важности создания нормативно-справочной среды для предприятий торговли, о важности развития и создания других интеграционных платформ.

Евгений Якушкин, начальник управления электронных ресурсов НИРУП "Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций", рассказал о стремительно развивающемся продукте, Банке электронных паспортов товаров (БЭПТ) как о факторе повышения эффективности автоматизированных информационных систем в торговле. По его словам, "Банк электронных паспортов товаров признан стать базовой информационной системой о товарах, которые производятся на территории Республики Беларусь, импортируются и продаются". Об этом говорят следующие цифры: уже закачано более 6 000 паспортов товаров, более 30 предприятий уже сформировали электронные паспорта, на текущий момент подключается порядка 170 производителей товаров народного потребления, зарегистрировано более 7 миллионов идентификационных кодов продукции. Также немаловажным фактором является то, что БЭПТ - база, которая строится на основе международных стандартов описания объектов, движущихся в цепях поставок.

Сергей Тумель, директор СОО "Современные технологии торговли", сделал вывод на основе последних событий на рынке торговли: "В стране нет единого ресурса, который бы предоставлял для торговли инструмент поиска достоверной информации об актуальных предложениях товаров и услуг в стране, предоставлял бы возможность автоматизированного выбора партнера по определённым сегментам электронного взаимодействия с ним, возможность совершенствования различных бизнес-процессов, в частности, по приемке товаров; а со стороны поставщиков - ресурс в виде площадки для продвижения товаров и услуг, для продвижения своего предприятия и прочее. [...] Именно поэтому родилось решение создания единого торгового информационного ресурса в стране [....]."

Необходимо отметить, что Форум был достаточно содержательным, охватить все доклады очень сложно: было представлено более 20 докладов по четырем направлениям. Много говорили о том, как сегодня решаются проблемы торговли с помощью IT-технологий, обсуждали вопросы возможности внедрения комплексных систем управления на примере предприятий торговли. Также докладчики познакомили гостей Форума с широкой палитрой функциональных решений, которые предлагает торговым предприятиям современная ИТ-индустрия. На мероприятии была организована мини-выставка товаров и услуг предприятий ИТ-индустрии, что дало возможность торговым организациям более подробно познакомиться с предлагаемыми решениями, о которых рассказывали докладчики.


Итоги форума

Как видно из графика, в этом году "ТоргИТ" собрал 196 участников, что подтверждает актуальность данного мероприятия. Если обратиться к статистике, на Форуме присутствовали 117 представителей 82 торговых организаций, 28 представителей 14 ИТ-компаний, 6 представителей органов госуправления, 22 представителя учреждений образования, которые смогли обсудить самые наболевшие вопросы и, хотелось бы верить, нашли возможные пути развития или перспективу решения.

Растущее количество желающих доказывает и необходимость более частых тематических встреч.

Многие гости Форума говорили также о целесообразности создании в Беларуси организации, в которую бы входили все крупные торговые сети страны. Так, например, по словам начальника управления электронных ресурсов НИРУП "Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций" Евгения Якушина, объединившись в единую работающую систему, ритейлу станет проще защищать интересы торговли и обсуждать те или иные проблемы, получать актуальную информацию. Как продолжение предыдущего предложения, прозвучало мнение о необходимости создания виртуальной системы по принципу "одного окна", с помощью которой специалисты разных областей торговли смогут общаться между собой, советоваться и решать возникшие вопросы.

Подводя общие итоги данного мероприятия, можно с уверенностью сказать, что обозначенные в докладах актуальные вопросы затрагивают сферу интересов как представителей ИТ-отрасли, так и основных потребителей, организации сферы торговли. Данный Форум стал очередным маленьким шагом по трудному и тернистому пути к развитию взаимодействия обеих сторон. И особенно вселяет уверенность то, что время, проведенное специалистами в дискуссиях, будет задавать дальнейший вектор в направлении развития не только компаний, но и экономики страны в целом.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!