Апокалипсис прессы - 2035 год

Странная цифра, не правда ли? Мистическая. Когда понимаешь, о чем идет речь, становится не по себе. Вроде, слышали от магов разных мастей о конце света, но чтобы о конце существования печатных СМИ - впервые. Но все же и такая дата появилась. И не случайно...

Ее автор - не маг и не провидец, а опытный журналист, медиа-аналитик и специалист по корпоративным изданиям, кандидат филологических наук Андрей Мирошниченко, написавший недавно целую монографию "Когда умрут газеты". За его плечами 20 лет работы на руководящих должностях в журнале "Банковское обозрение", газетах "Независимая газета", "Финансовая Россия" и в других изданиях. Его участие в московском VII ежегодном профессиональном форуме российских издателей Publishing Expo-2011 привнесло особый колорит и споры даже между мэтрами российской журналистики - главными редакторами еженедельника "Огонек" и крупнейшей российской газеты "Комсомольская правда". Но и они признали, что Мирошниченко прав - в ближайшей или дальней перспективе.

Что же предвидит медиамаг? Он считает, что классическая пресса к тому году отомрет по трем причинам. Первая из них - интернет, дающий широкие возможности цифровой передачи контента. Во-вторых, современная молодежь даже не знает, что такое подписка на периодические издания, она живет в окружении новейших гаджетов - и с их помощью может получить любую необходимую информацию, причем уже бесплатно. Но главную причину грядущего краха газет Мирошниченко связывает с несовершенной системой доставки. Сегодня свежую информацию даже в отдаленных регионах люди хотят и могут получать быстрее, чем печатную. И стало куда проще и дешевле провести в глубинку интернет, чем доставить газету.

Сегодня свежую информацию даже в отдаленных регионах люди хотят и могут получать быстрее, чем печатную.

- Уверен, что закат печатных СМИ начнется именно с краха распространения, - сказал в беседе Андрей Мирошниченко. - Пока мы находимся в пещерном веке эры электронных медиа. Но ежегодно появляются сотни новых электронных СМИ. К примеру, спортивных: нажимаешь на картинку, а там видео. В гиперссылке на слове собрана спортивная статистика, биографии и прочая мегаинформация. В мире глобализации от глобализации информации мы не уйдем.

Удивительно, но с мнением медийного маркетолога оказались согласны и мэтры российской журналистики - главные редакторы Владимир Сунгоркин из газеты "Комсомольская правда" и Виктор Лошак из журнала "Огонек".

- Я склонен согласиться с ним, - отметил Владимир Сунгоркин. - Можно поспорить по поводу сроков - годом раньше, годом позже, но модель описана очень интересно. И правдиво. Тенденция эта отчетливо прослеживается. "Комсомолка" сегодня - это массовый продукт. В издательском доме "КП" есть уже все носители массовой информации, которые существуют: это и газета тиражом 700 тысяч экземпляров ежедневно, и сайт, на который заходят около 1.300.000 пользователей в день, и телеканал с шестью миллионами абонентов, и радио, которое вещает в 10, а в ближайшее время - в 14 городах России. Нам выжить легче. Что происходит сегодня в менее рейтинговых изданиях, даже страшно представить. У меня есть подозрение, что там публикуется большое количество материалов, которые вообще никто не читает. И этого лучше не знать тем, кто их издает.

Но я вас уверяю, что бизнес развивается в правильном направлении. Видно, как эти процессы влияют на состояние журналистики. И здесь я альтернативы превращению классического пишущего журналиста в снимающего и ораторствующего на радио не вижу, как нет альтернативы превращению газеты в мультимедийный носитель.

А вот мнение Виктора Лошака оказалось более глубоким и взвешенным:

- Я редактирую издание на бумаге. Читателем востребован не только бумажный формат, важнее - содержание. Наверное, это не тот продукт, который выдержит интернет-формат. Пока не думаю, как будет потом. И считаю, что страхи быть поглощенными Сетью несколько преувеличены. Бумажная пресса найдет другие рецепты, связанные не только с новостями.

В конкуренции с интернетом меня больше всего пугает не сам интернет. А человек, им воспитанный. Эту аксиому вывел Константин Эрнст: классическое телевидение убьет не интернет, а человек, им воспитанный. Для качественной печати эта формула еще более грустная. Потому что, кроме нажатия кнопки, телевидение не требует больших усилий, в отличие от более или менее неглупого чтения, где кроме необходимости потратиться на издание читателю еще нужны ум, совесть и сердце. Ведь текст требует интеллектуального обдумывания, возврата к предыдущим словам, абзацам и даже главам. Не бывает чтения без остановки, перечитывания, а это уже вещь невозможная и даже абсурдная в мире, где все изменчиво и текуче и не имеет устойчивой ценности.

Нужно учить молодого человека думать. Это возможно только с помощью текстов, которые заставляют думать, спрашивают. А мы воспитываем очень странное поколение, которому подсунули конфетку в виде компьютера. Оно растет вроде бы суперобразованным, 90% выпускников школ становятся студентами ВУЗов. Но какими читателями вырастут люди, которым для мышления не требуется никаких серьезных интеллектуальных усилий? У меня пока на этот вопрос нет ответа...

Если вы думаете, что белорусские журналисты со стороны пассивно наблюдают, как СМИ постепенно тонут в пучинах мультимедийной современности, то ошибаетесь. Анализ ситуации, где тиражи газет по независимым от журналистов причинам падают, где статистика неумолимо говорит о снижении читающего населения, где, безусловно, первенство захватил интернет - он лег в основу преобразований и в сфере наших СМИ.

Но развитие технологий не должно отвлекать нас от другой насущной проблемы: а чем будет наполнен контент интернет-СМИ? Останется ли там место творчеству и личному мнению журналиста? Сохранится ли редакционная атмосфера? Каждый ли читатель сможет открыть электронную страницу виртуальной газеты? Ответы на эти вопросы каждая редакция пока ищет сама...

Игорь КАНДРАЛЬ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!