Совсем недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что в стране должны готовить как можно больше ИТ-кадров. Однако не стоит забывать, что квалифицированных кадров готовят не только ВУЗы, но и учебные центры. Если в университете нужно потратить 5 лет на получение профессии, то в Академии освоить новую профессию можно за несколько месяцев. Но у некоторых людей возникает вопрос: сможет ли преподаватель-практик на курсах подать студенту информацию доступно и понятно? О том, как совмещать практическую деятельность и теоретические знания в процессе обучения, мы узнали у преподавателей ИТ-Академии "БелХард".
Виталий Бородин, курс «Бизнес-анализ»
«Первые мысли о преподавании у меня возникли еще во время обучения в ВУЗе, именно из-за того, что я не вполне был удовлетворен тем, как преподносится учебный материал. В своем большинстве преподаватели были абсолютными теоретиками. И я это замечал еще в студенческие годы. Тогда как преподаватели, имеющие практический опыт работы, связанный с преподаваемой дисциплиной, строили занятия совершенно иначе: на этих занятиях было гораздо интереснее и информативнее, приводились какие-то реальные или приближенные к реальности примеры.
По счастливому стечению обстоятельств на выставке ТИБО я познакомился с Борисом Николаевичем Паньшиным (заведующим кафедрой менеджмента в БГУ), который пригласил меня преподавать курс «Электронный бизнес», открыв своим предложением дорогу в преподавание. Я считаю это очень полезным опытом, так как у меня появилась возможность донести до студентов в академических формах обучения совершенно не академическую дисциплину.
Опыт, полученный мной в БГУ, убедил меня в том, что преподавание мне достаточно интересно, и я продолжил этот опыт в учебном центре одной из компаний-разработчиков программного обеспечения. Там же я убедился, что существует большое разнообразие методов и подходов к преподаванию, а также условий, при соблюдении которых ждет успех, главным из которых является мотивация.
Следующим интересным опытом было руководство отделом обучения Центра обучения и развития персонала ОАО «АСБ «Беларусбанк»». Данный опыт главным образом полезен тем, что удалось создать курс для работников банка, который включил в себя (помимо классических подходов к обучению) еще и деловые игры, построенные с соблюдением всех нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность».
«Практический опыт самый ценный»
«Я считаю, что для любого преподавателя необходим практический опыт, вне зависимости от дисциплины, которая преподается, так как именно практический опыт позволяет определить вопросы, области знаний, на которых следует сделать акцент. Какие-то вопросы необходимо доносить небольшими «порциями» ввиду их сложности для осознания; реальные примеры и подходы к решению именно реальных задач, реальных проектов, на которые накладывается теория – просто бесценны. Потому что это именно тот опыт, который является самым ценным.
Преподаватель, не имеющий практического опыта, может лишь хорошо пересказать информацию, которую он скомпилировал из некоторого количества источников, но он, к большому сожалению, не может определить важность и применимость каждого из тезисов, которые он доносит до слушателей.
Если сузить область до области ИТ, то здесь все на порядок сложнее, так как каждый проект является уникальным. Это каждый раз исследование, даже если эти проекты из одной предметной области. Как следствие, не существует какой-то четкой инструкции, которая бы по шагам расписывала алгоритм действий, например, аналитика, чтобы эти действия приводили к конкретному результату. Существуют лишь общие рекомендации или практики. Те практики, которые приводят к наилучшему результату с наименьшим количеством использованных ресурсов, являются лучшими. Так вот ответьте сами себе на вопрос: «Можно ли обсуждать вкус устриц с человеком, который их никогда не ел?»
«Главное – чтобы теоретические знания слушатели могли на практике применить»
«Я больше всего полагаюсь на самих слушателей. Если я вижу, что теоретические основы поняты, то можно переходить к их применению на практике. Поэтому я считаю, что одна из главных задач преподавателя любой дисциплины или курса - донести учебный материал так, чтобы слушатель на практическом занятии смог его применить. Если на практических занятиях у слушателя возникают сложности с применением знаний, либо ошибки, то не стоит сразу же на них указывать. Идеальный вариант, на мой взгляд, подвести слушателя к тому, чтобы он сам нашел и осознал ошибку. В этом случае он как раз и приобретет тот опыт, который отличает теоретика от практика.
Теория нам говорит о том, «что» нужно сделать, а практика – «как». Поэтому важны обе составляющие. На собственном опыте я убедился в том, что теоретическая подготовка важна, так как она позволяет выбрать наиболее рациональный способ решения задачи, тогда как само наполнение решения может дать только практический опыт.
В начале своей карьеры я сталкивался с тем, что нужно было решать какие-то задачи, которые на тот момент мне казались сложными и чрезвычайно трудоемкими. Я искал различные решения, находил то, что мне казалось наиболее рациональным, а спустя какое-то время я находил в различных учебниках описание того, к чему пришел я сам, но пришел путем проб и ошибок. Если бы в тот момент я имел необходимую теоретическую подготовку, то смог бы сэкономить какое-то время на решение задачи.
Таким образом, теория и практика являются двумя неотъемлемыми составляющими успешного специалиста любой области».
«Пока слушатели учатся – они должны совершать ошибки»
«В своей практике я иду от простого к сложному, позволяя слушателям решать реальные кейсы из практики: постепенно усложняя задачи и позволяя им совершать ошибки. Пока они учатся, они должны их совершать и вырабатывать собственную лучшую практику.
Задания, которые выполняются во время занятий, взяты только из реальных проектов, которые либо уже завершены, либо находятся в стадии разработки. Нет смысла брать какие-то вымышленные задания, реальная жизнь создает множество интересных задач. Более того, в случае, когда это реальный проект, то можно обсудить различные варианты, которые предлагают слушатели, сравнить с принятыми проектными решениями, определить причины, почему было принято решение сделать именно так.
Кроме того, я стараюсь прививать слушателям навыки командной работы и делегирования задач, чтобы максимально подготовить их к реальной работе».
Алена Волчек, курс «Project-management в сфере разработки ПО»
«Я очень люблю преподавать, делиться знаниями и опытом с другими, видеть, как меняются представления и стереотипы людей. В сфере project-management мне нравится постоянно изучать новое. Нравится месте со слушателями искать новые решения, искать выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций. В преподавании я уже почти 10 лет. Это очень затягивает, когда люди уходят с благодарностью, поддерживают общение и после завершения обучения, а некоторые говорят, что мне удалось изменить их жизнь к лучшему. Чувствуешь себя почти волшебником».
«Преподаватель должен научить мыслить»
«Я считаю, что преподавателю просто необходимо быть практиком. Ни один преподаватель в ИТ не может преподавать, если есть только диплом педагогического ВУЗа. Практика и теория в IT серьезно отличаются именно потому, что в вузах нас учат теоретики. Все теории и методологии, которые мы изучаем, относятся именно к идеальным ситуациям. Задача преподавателя не просто изложить методологию, а научить мыслить, принимать решения, опираясь на основные постулаты, но при этом творчески и ответственно подходить к решению возникающих проблем.
«Из топа в пережитки прошлого»
В ИТ все очень быстро меняется. И то, что казалось бы будет «в топе» еще ни один год, вдруг объявляют «пережитком прошлого». Объемы информации, с которыми приходится работать, растут, информацию необходимо систематизировать, структурировать и правильно ею управлять. Знать всего нельзя, но важно знать, где можно найти ответ на тот или иной вопрос. А возможно это только тогда, когда вы постоянно «варитесь» и совершенствуетесь в своей профессиональной сфере. Проектами я управляю с 2008 года. Но при этом я продолжаю открывать для себя что-то новое.
Мои программы строятся в первую очередь с ориентировкой на практику. Мало знать теорию, важно понимать то, где и как можно ее применить в реальной жизни. Например, на моем базовом курсе мы разрабатываем учебные проекты по темам, которые предлагаю я, мы не обходим также и специализированное ПО для управления проектами или составления «умных» карт. Важно дать основу, толчок и заинтересовать слушателя в том, что делаешь, чтобы ему захотелось применять это в повседневной жизни».
«Идеально, когда практика базируется на методологии»
«На мой взгляд, идеальная ситуация - это когда практика базируется на теории, методологии. Практики без теории быть не может, поскольку в этом случаем мы будем набивать сами шишки о те камни, которые уже описаны в книгах, и каждый день изобретать велосипед заново, а это затратно, трудно и просто глупо. Но быть просто теоретиком, ни разу не применив свои знания на практике - это еще хуже. Подумайте сами, может ли съехать на сноуборде, например, человек теоретически хорошо подкованный, но ни разу не стоявший на доске? Я вам с точностью могу ответить: нет! Я видела такой пример собственными глазами: теоретик-сноубордист высшего уровня катился куборем даже по детской трассе.
Возможно, что к самостоятельной работе на все 100% выпускники курсов не готовы, но адаптировать и научить такого сотрудника будет гораздо просто, чем просто пришедшего к вам после университета. «Зеленые» сотрудники -это уникальный материал, потому что они уже много знают и хотят работать, а значит вы сможете скорректировать их так, чтобы развивать вашу компанию, достигать намеченных целей и получать прибыль».
Юрий Петрукович, курс «Project-management в сфере разработки ПО»
«Я решил сделать курс в той области, в которой работаю сейчас. Ранее был опыт в преподавании PHP, MySQL, преддипломное проектирование, SEO.
Практический опыт – это неотъемлемая часть для преподавателя. Именно когда занимаешься практикой, формируется свой взгляд на теорию».
«ИТ – это двигатель прогресса»
«ИТ - это двигатель прогресса. Следить за тенденциями просто необходимо. Это важный аспект в развитии специалиста. Некоторые инструменты, используемые еще несколько лет назад, уже не «в моде». Сфера информационных технологий сегодня - одна из самых динамичных и быстро меняющихся».
«Без практического опыта курс будет «сухим» и неинтересным»
«Если нет достаточного практического опыта, то курс был бы просто «сухим» и неинтересным. Теория и практика одинаково важны. Если специалист хочет стать экспертом в своей области, то он должен постоянно развиваться и применять знания на практике».
Дмитрий Маркевич, курс "Программирование на HTML5 и JavaScript"
«Преподавание ИТ курсов – это способ полной систематизации и углубления своих знаний и опыта по определенному направлению и средство развития коммуникативных навыков.
Я считаю, что преподаватель должен быть практиком обязательно. Мой опыт в сфере ИТ составляет более 6 лет, за это время мне довелось поучаствовать в большом количестве разноплановых проектов».
«Упор на практику»
Сфера ИТ развивается настолько динамично, что знания о той или иной технологии могут стать совсем не актуальными за 1-2 месяца! Думаю, что упор на курсах нужно делать на практику, дополняя ее достаточным количеством теоретических пояснений».
«Мы должны дать ученику быстрый старт»
«Можно ли обучить специалиста за 64 часа, т.е. менее, чем за 3-е суток? Нет, невозможно. Но можно дать ученику быстрый старт в определенном направлении, и при достаточной мотивации, наличии способностей и самостоятельном обучении (в дополнение к занятиям) ученик сможет достичь уровня, необходимого для реальной работы в компании, за непродолжительный период в несколько месяцев».
Артём Макавчик, курс "Бизнес-анализ в сфере разработки программного обеспечения. Начальный уровень"
«Преподавание для меня было интересно всегда. Неоднократно мне поступали предложения попробовать себя в роли преподавателя, но в связи с недостаточным практическим опытом, приходилось отвечать отказом. ИТ-Академия "БелХард" является моим первым опытом в роли преподавателя.
Помимо теоритических основ, слушателям необходимо донести практический опыт. Примеры из реальных проектов помогают слушателям наиболее чётко представить суть курса. В сфере ИТ работаю около 5 лет. Свою профессиональную карьеру начинал с тестировщика ПО. Также имею опыт разработки и сопровождения ПО. На данный момент являюсь действующим бизнес-аналитиком ведущего интегратора, поставщика и разработчика информационных систем».
«Быть в курсе новых тенденций в ИТ»
«На мой взгляд, преподавателю необходимо быть в курсе новых тенденций и трендов ИТ. Но хочу заметить, что не всегда новые тенденции и тренды сопоставимы с обучающим курсом.
Несомненно, практический опыт преподавателя положительно сказывается при преподавании теоритических основ. В принципе, для удержания баланса в процессе преподавания, необходимо в параллельном режиме с теорией приводить примеры из реальных проектов (практик), а также давать разного рода практические задания, сопряженные с реальными процессами при разработке ПО».
«Без теории не будет успехов в практике»
«Думаю, важнее всё-таки практические навыки. Теоритические основы - это лишь инструмент, который должен быть применим в реальных проектах. Хотя без знания теории, невозможно достичь определённых успехов в практике.
Существует ряд способов дать слушателям практические знания. Во-первых, примеры из реальных проектов. Во-вторых, такие практические задания: сбор требований к разрабатываемому ПО у заказчика (в роли заказчика - преподаватель, со своим примером разрабатываемой системы), описание бизнес-процессов (можно как в устной форме, так и с использованием инструментальных средств), проектирование интерфейса разрабатываемого ПО (с использованием инструментальных средств)».
«Нужно понимать, а не заучивать»
«Слушатель должен не заучивать, а понимать сам процесс разработки ПО. Тогда грань между абстрактными примерами и реальными проектами будет "стёрта". Если слушатель успешно воспримет и поймёт суть предоставленных примеров, то он сможет применить полученные навыки на реальных проектах разработки ПО, к какой бы сфере применения они не относились».
Благодарим преподавателей ИТ-Академии "БелХард" за помощь в подготовке материала.
Комментарии
Страницы
Вздор. Смотря чем заниматься. Если клепать простенькие сайты, то и без ВУЗа можно. Но не прокормишься. :) Писать серьёзные приложения без знания спецпредметов -- нельзя.
СтОит ли обучаться на курсах? Если есть лишнее время и деньги. Особенно, если молод, туп глуп и ленив. Ибо всё есть в Интернете и неплохо изложено. Причём БЕСПЛАТНО.
Гааа! Должен? Хаха, заучить и не получится. Это вообще невозможно, как бы ни хотелось. Правда, надо знать скелетон, да и знание паттернов не мешает.
Точно. Сам недопонимаешь -- объясни другому. :)
Образование - это образование, а курсы - это курсы. Это разные формы получения разных знаний. Образование - фундамент, стены и крыша, а курсы - отделка (в лучшем случае). Фабула статьи - "нафиг в универе мозги сушить, все на курсы" - порочна, вредна и ошибочна. Хотя, каждый пусть решает для себя:-). От себя добавлю - учиться нужно по-настоящему, много, самостоятельно, каждый вопрос разбирая по нескольким книгам, с разных сторон. Тупо кодить можно научить и обезьяну. Если цель в этом - то можно и на курсы...
Хорошо сказано.
101% курсантов не могут кодить, вообще, никак.
Кроме кодинга, в ИТ есть много другой работы.
Конечно. Например, манагерство. :)
Между прочим, плохой кодер сделает глючный продукт, а плохой ПМ не сделает продукта вообще
Неа. Между "не сделает/сделает" -- дофига вариантов.
Это понятно, но я про медиану.
Чтобы жить богато логику учить не надо! (С)
Страницы