Пожалуй, самое значимое событие в IT-бизнесе во втором полугодии 2015-го: корпорация Hewlett-Packard, еще недавно крупнейший производитель ПК и серверов в мире, прекращает свое существование в прежнем виде. IT-гигант разделяется на две независимые бизнес-структуры. Что стало тому причиной? Попробуем разобраться в непростых взаимоотношениях двух женщин, возглавлявших НР в разные годы, и понять, как разделение Hewlett-Packard связано с президентскими выборами в США.
Разделиться, чтобы выжить
Этот текст я пишу на ноутбуке НР ProBook 4730s – и это лучшая машинка из семи ноутбуков от разных производителей, в разное время прошедших через мои руки. Это символично: великолепные (это не реклама, это правда) ноутбуки от Hewlett-Packard в самом деле имеют наилучшее сочетание цена/качество/функциональность. Почему же их производитель за последний десяток лет «дошел до жизни такой», что не только уступил мировое лидерство на рынке ПК китайцам, но и был вынужден разделиться на две компании просто чтобы совсем не превратиться в аутсайдера?
Посмотрим для начала на то, что создано «на руинах» Hewlett-Packard. Это два IT-гиганта, один из которых ориентирован на потребительский рынок, второй – на рынок решений для бизнеса.
Подразделение корпорации, которое прежде отвечало за выпуск ПК и принтеров, выделилось в компанию HP Inc. со штатом около 50 тыс. сотрудников, которую возглавил Дион Векслер (в «старой» корпорации он занимал пост вице-президента департамента Printing and Personal Systems). Примечательно, что HP Inc. «с ходу» входит в список Fortune 100, в котором собраны крупнейшие акционерные общества Америки. То есть HP Inc. получила самые значимые производственные активы, самые доходные подразделения и даже логотип Hewlett-Packard.
Поскольку HP Inc. ориентирована на широкого потребителя, она займется выпуском ноутбуков, десктопов и планшетов, рабочих станций, лазерных и струйных принтеров для бизнеса и дома. Особое внимание будет уделено развитию 3D-печати и других перспективных технологий. Замечу, что под «широким потребителем» подразумеваются отнюдь не только домашние пользователи: надо признать, что ноутбуки и принтеры для офисных тружеников у НР всегда получались особенно хорошо.
Вторая новая компания – Hewlett Packard Enterprise, ее возглавит Мег Уитман, до сих пор – гендиректор «прежней» Hewlett-Packard. Эта компания получила новый логотип и сосредоточится на разработке и производстве корпоративных IТ-систем. В частности, речь идет о развитии успешных серверных направлений Apollo, Gen 9 и Moonshot, систем хранения данных 3Par, платформ управления HP OneView, облачных решений HP Helion, сервисов безопасности и анализа данных и других корпоративных сервисов и приложений.
Сейчас эксперты прогнозируют, что годовая выручка Hewlett Packard Enterprise превысит $50 млрд, а неизбежные сокращение штата и реструктуризация бизнеса позволят ежегодно экономить до $2 млрд. В перспективе все это позволит достичь долговременной рентабельности на уровне 7-9%.
Направление, безусловно, перспективное, но чтобы его «вытянуть», потребуется намного больше сил и времени. Корпоративные системы не дают такой быстрой отдачи, как потребительские продукты. В некотором смысле разделение корпорации и назначение на должность главы Hewlett Packard Enterprise именно Мег Уитман стало своего рода наказанием для «второй роковой женщины» в истории Hewlett-Packard.
Напомню, что Мег Уитман возглавила НР в 2011-м и не смогла добиться положительных финансовых показателей. Даже по итогам 2013-2014 финансового года, очень благополучного для большинства других IT-производителей, выручка корпорации сократилась на 1%, а прибыль – на 2%. Доходы снизились по всем сегментам, кроме подразделения Personal Systems (ПК, планшеты и смартфоны), которое выросло на 6,5% до $34,3 млрд. Очевидно, что тогда и родилась идея разделения HP на «корпоративное» и «потребительское» направления.
Но действительно ли Мег Уитман виновна в падении показателей? Многие уверены, что нет, что настоящей катастрофой стал период правления «первой роковой женщины» в истории Hewlett-Packard – Карли Фиорины, женщины с дипломом Стэнфорда по философии и истории Средневековья. А Мег Уитман уже просто пришлось «разгребать» последствия бурной «пятилетки» предшественницы – то ли бизнес-вумен, то ли политика.
Бизнес и политика
Чтобы было проще ориентироваться, сразу приведу хронологию руководства НР в ХХI веке. Карли Фиорина: июль 1999 – февраль 2005, Марк Херд: 2006 – август 2010 (перешел на пост сопрезидента в Oracle), Лео Апотекер: октябрь 2010 – сентябрь 2011 (ранее возглавлял SAP). С сентября 2011 года корпорацией руководила Маргарет («Мег») Уитмен, совмещавшая должности президента и CEO.
Нынешнее разделение Hewlett-Packard – это крупнейшая перемена в истории корпорации с момента поглощения ею в 2002 году компании Compaq с 63,7 тыс. сотрудников за $25 млрд. Эта сделка тогда буквально перекроила рынок ПК – ведь про Lenovo в ту пору никто и не слышал – на рынке доминировали американцы и японцы.
Решение объединиться с Compaq было принято в 2001 году, на фоне крупнейшего кризиса в истории IT-индустрии, – напомню, что как раз тогда громко лопнул «пузырь доткомов» и под угрозой оказалась вся «новая экономика».
В то время очень быстро росла корпорация Dell, прямо и непосредственно угрожая лидерству НР. И Карли Фиорина решила: покупка оказавшейся в кризисе Compaq увеличит продажи компьютеров и создаст достаточный спрос, который позволит развивать другие бизнесы НР – такие, как разработка софта.
Против сделки высказывались многие акционеры (включая семьи основателей корпорации), но в итоге Фиорина победила – хотя и с небольшим перевесом. За слияние с Compaq высказались держатели 838 млн акций, против – 793 млн. Однако победа оказалась пирровой: началось падение, так как расходы резко возросли, а вот спрос на ПК расти не торопился. После поглощения Compaq и других слияний персонал НР вырос с 84400 до 150000 человек. Для сокращения убытков пришлось уволить разом 30000 работников.
Когда Карли Фиорина пробивала в совете директоров покупку Compaq, она обещала, что рентабельность Hewlett-Packard увеличится с 4,5% в 2001-м до 8,6% в 2003-м. Не получилось: рентабельность выросла лишь до 6,2%. К 2004 году акции НР подешевели на 55%. Для сравнения: Dell за тот период подешевела на 5%, IBM – на 31%, а индекс NASDAQ Composite потерял 27%.
Именно в тот период Фиорина начала совершать стратегические ошибки. Она хотела, чтобы HP сконцентрировалась на разработке «железа». И это перед самым началом периода бурного роста совсем других технологий – облачных вычислений и мобильных технологий. Самым высокоприбыльным в то время быстро становился бизнес IT-сервисов и мобильных потребительских устройств, но Карли Фиорина не смогла уловить эти тренды. В результате за 2003-2004 годы НР не смогла достичь запланированных показателей по прибыли. К началу 2005-го совет директоров решил расстаться с Фиориной.
Ее преемником стал Марк Херд, который руководил очень успешно и добился реального роста бизнес-показателей. «Пришлось многое изменить в компании и безустанно уделять внимание повседневной деятельности», – вспоминает Херд.
Но Марк Херд пал жертвой корпоративных интриг – столь популярного в США обвинения в сексуальном домогательстве со стороны 50-летней бывшей сотрудницы HP. По результатам расследования вина Херда доказана не была, но его все равно признали виновным в нарушении правил корпоративной этики и заставили уйти.
На смену Херду пришел человек-катастрофа Лео Апотекер. За неполный год его руководства Hewlett-Packard потеряла $30 млрд капитализации. И только после этого появилась Мег Уитман.
А Карли Фиорина, не унывая, начала карьеру политика. В 2014-м она возглавила комитет политических действий Unlocking Potential Project, имеющий целью вовлечение большего количества женщин из числа политических активистов в ряды Республиканской партии. 18 апреля 2015-го Фиорина выступила на традиционном форуме Республиканской партии с громким заявлением: «Хиллари Клинтон не должна быть президентом США». А уже 4 мая Карли Фиорина официально объявила о вступлении в предвыборную борьбу, заявив при этом: «Думаю, я – лучший человек для этой работы, потому что я понимаю, как на самом деле работает экономика».
Удивительно, но теперь Фиорина говорит о периоде своего руководства НР как свидетельстве своей компетентности в управлении крупной структурой. А ее пресс-секретарь Анна Эпштейн не устает напоминать журналистам, что Фиорина управляла Hewlett-Packard в период спада на рынке IT: «К 31 октября 2001 года, когда лопнул пузырь доткомов, у НР было 86000 сотрудников по всему миру. Карли спасла НР и эти рабочие места во время худшей для технологической отрасли рецессии за последние 25 лет».
Даже если Карли Фиорина не станет президентом США, то уж точно останется заметным политиком. А значит – влиятельным лоббистом. Зная правила поведения в корпоративной Америке, я рискну предположить, что Hewlett-Packard разделили на две компании в том числе и для того, чтобы уменьшить потенциально возможное лоббистское воздействие Фиорины.
Виктор Демидов
Комментарии
Страницы
Сливается HP...
После покупки Lenovo серверного куска IBM китайцы в общем-то покрывают все сегменты рынка, а работают гораздо эффективнее/настырнее.
И что? Меня, например, не колышет. Ну не колышут их дела, и всё. Меня колышет, когда же, наконец, заказчики рассчитаются, и почему ~2/3 заработанного уходит в небытие.
mike > Меня колышет, когда же, наконец, заказчики рассчитаются
Когда раскол пойдёт вспять. Имхо.
> Меня, например, не колышет
Когда меня не колышет - я не пишу комментов. ;)
В остальном - желаю успехов (таки получения бабла от заказчиков и минимизации "ухода в небытие").
Спасибо за пожелание. И да -- не столько не колышут забугорные дела, сколь раздражает надуманный ажиотаж.
Отлично, Демидов знает правила поведения в корпоративной Америке. Только, откуда?
Это далеко не первая и, думаю, не последняя крупная реорганизация НР. Давным-давно НР был мировым лидером по измерительной технике и миникомпьютерам - их архитектура успешно копировалась СССР в М6000/7000 и СМ-1/СМ-2/СМ-2М/СМ-1210 (и я к этому ручонки приложил). (В середине 70-ых показали каталог НР - нам башку чуть не снесло от их осциллографов и мультиметров!!!) Удачно спрыгнули на персоналки, серверы, принтеры, сканеры - главный конкурент DEC не смогла! И сейчас наверняка не пропадут - перегруппируются, ужмутся, сосредоточатся на чем-то своем, как IBM в свое время.
slavaii > Удачно спрыгнули на персоналки, серверы, принтеры, сканеры - главный конкурент DEC не смогла!
Молодцы тогда HP. Что сказать.
> Это далеко не первая
Просто вторая. С 1999-го, когда отделили Agilent c башкосносящими "осциллографами и мультиметрами". :)
А ДО этого НР отказалась от производства миникомпьютеров и систем управления процессами, одного из своих основных направлений - про это и вики не пишет!!!
Страницы