Для чего Нацбанку хакатон?

Национальный банк Беларуси не зря называют одной из самых прогрессивных государственных организаций. Сложно себе представить участвующих в хакатоне, скажем, управление ЖКХ, налоговую инспекцию или прокуратуру. Почему Нацбанк решил поддержать хакатон FinTech Minsk, что даст белорусам краудсорсинг, и выдержат ли банки конкуриренцию с ИТ-компаниями? Об это читайте в репортаже KV с пресс-конференции, посвященной открытию хакатона.

Как отметил начальник ГУ развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александр Сотников, «цифра» всё активнее проникает в разные направления деятельности, и банкинг является здесь одним из лидеров. По его словам, Национальный банк активно работает с банками и органами госуправления, чтобы в случае необходимости «регулировать то, что возникло стихийно». Именно для этого и нужен хакатон: чтобы послушать мысли сообщества, и лучше разобраться в вопросе, что регулировать, а что нет.

Впрочем,  это не все. Александр Сотников подчеркнул, что важным направлением работы Нацбанка является повышение уровня финансовой грамотности населения. С помощью хакатона Нацбанк попробует найти пути повышения финграмотности разных слоев населения потому что сегодня в основном работа сосредоточена на детях.

Впрочем, ждать от первого в своем роде финтех-хакатона каких-то прорывов, по мнению Александра Сотникова, пока не стоит. Предложить работу (например, в Центре банковских технологий) лучшим командам Нацбанк тоже пока не готов, но зато планирует поддерживать лучшие проекты, которые появятся в результате хакатона.

Директор по стратегическому развитию компании «СофтКлуб» Артем Стрельченок рассказал о том, что крупный бизнес обычно не замечает появляющихся инноваций, и лишь когда начинается экспоненциальный рост, крупные игроки начинают понимать, что «проспали». Пример: дистрибуция книг, которая резко изменилась с приходом Amazon’а. Изменился не только конечный пункт продаж, изменилась вся их цепочка: сначала стал не нужен издатель, а сегодня автору не нужен уже вообще никто, чтобы коммуницировать со своими клиентами, то есть, читателями. Аналогичные процессы происходят и в банковской сфере.

Причина этого проста: растет доля тех, кто родился «с телефоном в руках», а вот число тех, кто появился на свет до начала «цифровой эпохи», стремительно сокращается. Единственные растущие каналы коммуникации банка с клиентом – интернет и смартфон. Появляются новые банки, например, широко известный в России «Рокетбанк», который даже не имеет лицензии ЦБ РФ. Маленькие, юркие игроки выбирают свои ниши, и «отгрызают» у банков самые высокомаржинальные направления. Крупные компании открывают свои банки, например, в России – «Мерседес Банк РУС» или «Тойота банк». У нас, например, есть Евроторгинвестбанк, который кредитует посетителей сети магазинов «Евроопт». «Почта России», «Постбанк» в Германии, используя развитую сеть отделений также предоставляют классические банковские услуги. При этом сам рынок не растет, меняются только его участники. Выходят туда и ИТ-компании, с которыми банкам тоже нужно конкурировать. Естественно, в таких условиях спрос на инновации в банковском секторе очень высок.

Денис Спариш, глава отдела продвижения электронных каналов и продуктов «Приорбанка», считает, что инновации для банков – естественный процесс, который никогда не останавливается, но сегодня этого уже недостаточно. Внедряя технологии, банки идут навстречу клиенту, делая для него банковское обслуживание более удобным. «Мы здесь, чтобы наладить взаимодействие с другими сторонами», ‑ подчеркнул он.

«Приорбанк» планирует воспользоваться талантами участников хакатона таким образом, чтобы это было полезно всем. Одной из самых животрепещущих тем, по мнению Дениса Спариша, является авторизация в интернет-банкинге и в мобильных приложениях. Никому не нравятся пароли и СМСки, и «Приорбанк» надеется, что участникам FinTech Minsk удастся придумать что-то новое и более удобное.

Для директора департамента электронного бизнеса «Альфа-банка» Алексея Корникова цель участия в хакатоне – выйти за рамки того, что существует на сегодняшний день. «Альфа-банк» в России проводит хакатоны ежегодно, и в них, по словам Алексея, всегда побеждает тот, кто предлагает что-то вне обычных рамок. В этом и кроется успех. «Скоро на рынке будут конкурировать не банки, а ИТ-компании», ‑ считает он. – «Боимся ли мы конкуренции с их стороны? Наверное, если бы мы не боялись, мы бы сюда не пришли».

«Белгазпромбанк» в лице замначальника управления процессинговых и дистанционных систем Сергея Шевкунова интересуется хакатоном потому, что сообщества, объединяющие профессионалов, действуют часто более эффективно, чем традиционные компании. К примеру, Uber, объединяющий таксистов, уже показал преимущества перед традиционными компаниями-перевозчиками. Крауд-отношения появляются повсеместно, и в экономике происходит то же самое. В этом году рынок краудфандинга должен вырасти с 16 до 34 млрд долларов, и в Беларуси из-за тоже наблюдается активный рост интереса к крауд-экономике. «Наш председатель правления Виктор Дмитриевич Бабарико оценил крауд-отношения не как угрозу, а как возможности, которые открываются не только перед банком, а перед целой страной», ‑ отметил Сергей Шевкунов.

«Белгазпромбанк» активно развивает краудфандинговые сервисы. Помимо открывшейся в этом году площадке Ulej.by, 30 октября банк проведет конференцию «Крауд Беларусь», а еще в октябре запустит сервис Wikibank.by. Эта площадка реализует модель «викибанкинга», согласно которой вкладчики взаимодействуют напрямую с предпринимателем, использующим их деньги для своего развития. Мы на пороге открытия площадки, где любой предприниматель может опубликовать проект, и получить деньги от вкладчиков. Кредит для предпринимателя будет стоить дешевле, чем в обычных банках. Кроме того, площадка поможет ему в продвижении своего проекта. Вкладчик же получит процент как за обычный вклад, плюс бонусы от предпринимателя. В такой модели взаимодействия никаких рисков для физлица нет, банк гарантирует возврат вкладов так же, как и при их обычном размещении на депозите.

На пресс-конференции банкиры затронули и такую тему, как развитие электронных платежей. По их, словам здесь всё увязано на декрет №6, требующий идентификацию владельцев электронных кошельков. Нацбанк делает все, чтобы модернизировать декрет, и тогда развитие таких платежей должно будет идти более быстрыми темпами.

Координатор Всемирной недели предпринимательства Анна Новицкая сообщила, что регистрация на хакатон FinTech Minsk еще продолжается, тему финансовых инноваций продолжат на Всемирной неделе предпринимательства. Тема Недели в этом году – возможности во время перемен, поэтому в рамках Недели проведут однодневный семинар с целью обучение частных инвесторов, также вместе с БГПБ раскроют тему краудфандинга и венчурного финансирования.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!