Про только начинающие свой бизнес молодые IT-компании – стартапы – в последние годы в Беларуси говорят очень много. О том, как их создавать, находить инвесторов, развивать, продавать… Но совсем мало говорят о влиянии (даже потенциальном) стартапов на экономику страны в целом. Какое воздействие оказывают стартапы на экономику Беларуси? Каким должно быть это влияние? Чего стоит ждать в будущем? Мы и наши эксперты попробовали ответить на эти вопросы.
Можно сказать, что последние лет пять в Беларуси во многом прошли «под знаменем» всеобщего увлечения стартапами. О том, что нужно давать как можно больше возможностей молодым IT-предпринимателям, авторам уникальных идей и разработок, первыми заговорили бизнесмены. А позднее к поддержке стартапов начали подключаться и государственные организации.
Но главное – вокруг самого понятия «стартап» в нашей стране был поднят значительный информационный шум. Как результат, сегодня уже тысячи молодых людей грезят о том, чтобы повторить успех Maps.Me или Viber – создать уникальную софтверную разработку, раскрутить ее и продать за сотни миллионов долларов зарубежному инвестору. Либо просто получить несколько миллионов инвестиций и перебраться для дальнейшего развития в США – вариант PandaDoc. Или повторить путь создателей проекта Kino-mo – получив мировое признание своей идеи, реализовывать ее далеко от родной страны.
Для большинства все описанное – мечты, для немногих – они становятся реальностью. В любом случае, в Беларуси уже создана собственная инфраструктура для поддержки стартапов. Это такие мероприятия, как Startup Day, Startup Weekend, Minsk Invest Weekend, или GEW Belarus Startup Conference. Их организуют структуры, которые как раз и специализируются на поддержке стартапов – Национальное агентство инвестиций и приватизации, Центр поддержки предпринимательства «Стартап технологии», Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, известные IT-компании и не только они. Появились в Беларуси собственные бизнес-ангелы, менторы и венчурные агенты, краудфандинговые инициативы и клубы стартапов и инвесторов, «Стартап Биржа». Накоплена и определенная статистика: из 10 проектов пять-семь умирают, два-три выходят на самоокупаемость (но не более того), один – «выстреливает».
И тут возникает закономерный вопрос: что на сегодняшний день вся эта стартап-«движуха» дает белорусской экономике? И что может дать в дальнейшем? Теоретически – очень многое. Во-первых, все крупные IT-компании страны (TUT.by, EPAM Systems, Wargaming, IBA Group, Itransition, СОФТКЛУБ, Intetics) когда-то сами были стартапами. То есть если будет создано 10.000 стартапов, «выстрелит» каждый десятый (1000), потом еще каждый десятый не станет эмигрировать и останется в Беларуси, то мы получим сотню успешных IT-компаний – неплохое подспорье для национальной экономики.
Во-вторых, стартапы, даже неудачные или работающие в пределах самоокупаемости, – это рабочие места. Причем прежде всего для молодых специалистов. В-третьих, высокая стартап-активность в стране поднимает общий профессиональный уровень бизнеса в ней. И создатели стартапов, и инвесторы, – все они активно изучают не только компьютерные технологии, но и основы ведения бизнеса, маркетинг, менеджмент, финансовые операции и прочее. И даже если молодая IT-компания прогорает, то ее сотрудники все равно следуют далее по жизни, обогащенные ценным опытом и знаниями.
«Если говорить о сегодняшних показателях – то никакие стартапы на экономику в данном историческом моменте не влияют. Однако обязательно повлияют через пять или десять лет, когда начнут приносить прибыль и вносить вклад в ВВП и валютную выручку, – сказал «КВ» основатель портала TUT.by Юрий Зиссер. – Вопрос в том, какое государство от этого выиграет. Поэтому мало поддерживать стартапы, важно их не распугивать, чтобы они регистрировались и развивались у нас в Беларуси, а не в заморских юрисдикциях».
Замечу, что если не считать проекты TUT.by и hoster.by, с участием Юрия Зиссера созданы и развиваются такие стартапы, как образовательная платформа для школы www.effor.by и билетный оператор для организаторов малых мероприятий www.eventer.by.
Безусловно, инновационное и инвестиционное предпринимательство – это ключ к решению многих проблем белорусской экономики. Тем не менее, всякая венчурная активность даст ожидаемый эффект только в случае, если будет развиваться в адекватной бизнес-среде. Например, в Беларуси сегодня законодательство таково, что директор может схлопотать тюремный срок в случае, если его коммерческая деятельность оказалась неуспешной. Но понятно, что далеко не каждая инвестиция оканчивается коммерческим успехом, и для IT-индустрии это вполне нормально.
Также для того, чтобы успешных стартапов было больше, необходим благоприятный инвестиционный и налоговый климат, а также практика юридического регулирования. Ну и, наконец, только выходящий на рынок предприниматель не должен испытывать административного давления, зато у него должен быть благоприятный доступ к финансам (дешевым кредитам).
«Беларусь действительно хорошее место для старта, и не только в IT-сфере. И этим обстоятельством надо умело пользоваться. Это наше отличие от других. Функция "инкубатора" новых идей и бизнесов не такая уж и плохая. Влияние на экономику в целом от IT-стартапов пока незначительно. Но оно будет возрастать, – считает руководитель «Агентства деловых связей» Валентин Лопан. – Если удастся сохранить тенденцию их развития и поддержки, то может сложиться новая инфраструктура для новой экономики. Но надо понимать, что это будет часть глобальной экономики и основные продажи и операции могут происходить в других местах, более для этого приспособленных. Особенно это касается IT, говоря конкретнее – софта. У нас маленький рынок, низкая платежеспособность даже у компаний, и неготовность платить за софт и другую интеллектуальную собственность. Наш удел – производить».
Сам по себе, в глобальном масштабе, IT-рынок безграничен и в ближайшие десятилетия он будет только расти. Поэтому при смене бизнес-климата на более благоприятный в среднесрочной перспективе IT-отрасль может приносить Беларуси десятки миллиардов долларов. Но пока у нас на правительственном уровне сохраняется приоритетность крупного промышленного производства. В результате по сути половина страны работает, производя продукцию, которую невозможно потом продать. Не случайно проблема избытка складских запасов считается одной из главных в белорусской экономике. В IT-индустрии такое невозможно по определению.
Еще одна проблема в том, что сама Беларусь – очень маленький и слабый рынок для продажи IT-услуг. Стартапам, которые ориентируются на внутренний рынок, практически невозможно развиться в крупный бизнес. Подтверждение этому – то, что в Беларуси нет офисов Google, Yahoo, Facebook… Даже приход «Яндекса» несколько лет назад стал значимым событием. IT-корпорациям мирового уровня представительства здесь просто не нужны, так как из Беларуси они получают копеечные доходы.
Ну и, наконец, остается фактом то, что белорусские IT-компании, «взрослея», стараются перенести свои финансовые потоки и головные офисы за пределы Беларуси, оставляя в нашей стране в основном дешевых по мировым меркам разработчиков – кодеров, дизайнеров и т.д.
В самом деле, даже «исконно белорусская» компания Wargaming, оператор игры World of Tanks, все основные финансовые операции проводит за пределами Беларуси (преимущественно на Кипре), а в Беларуси оставлены в основном разработчики и технические специалисты. Аналогичная ситуация и с таким известным разработчиком, как EPAM Systems (он провел IPO в США) и даже небольшим PandaDoc (программисты – в Беларуси, поддержка клиентов и частично продажи – в Северной Каролине, а в Сан-Франциско расположен головной офис с отделом маркетинга и продаж).
Но вернемся к стартапам. Так все же, могут ли в перспективе начинающие IT-компании оказать реальное воздействие на экономику Беларуси?
«Ответ мне видится в трех аспектах. Во-первых, за стартапами в Беларуси, безусловно, огромная перспектива и большое будущее. Во-вторых, если государство сегодня предоставляет им поддержку и огромные льготы, а результаты всего этого уходят за границу, то ли мы делаем, почему мы именно так это делаем, и хватает ли ума у тех, кто управляет такими процессами в нашем государстве?, – говорит экономист, кандидат в президенты в 2010 и 2015 годах Виктор Терещенко. – В-третьих, деятельность стартапов, как и любая деятельность в стране, должна оцениваться государством, в первую очередь, по критериям реальной пользы для нашего общества. Те стартапы, которые действительно полезны дня страны и при этом способны приносить еще и прибыль, должны без разговоров и каких-либо сомнений бюрократов получать вполне достаточные государственные инвестиции. А акции таких и всех других наиболее эффективных и перспективных национальных бизнес-проектов должны становиться надежным высоколиквидным обеспечением национальной валюты. Это и есть тот метод, которым я предлагаю немедленно стабилизировать нашу национальную валюту. Причем все участники таких стартапов должны получить условия высоких мотиваций к всемерному повышению эффективности своих предприятий через участие в их выручке, прибыли, собственности на имущество и ответственности за результаты рационального хозяйствования».
Виктор Демидов