Спираль взаимных санкций, которая с весны раскручивается между Россией и Западом из-за конфликта в Украине, уже воспринимается как некая данность. И многие, наверно, уже не помнят, что все началось с ограничения на поставки в Россию компьютерных технологий – серверов и различного специализированного ПО. В одних случаях (реже) такие ограничения вводились официально, в других (чаще) IT-компаниям скорее неофициально «не рекомендовалось» поставлять свои продукты российским потребителям, особенно в сегментах В2В и В2G.
Тогда-то различные российские ведомства и начали разрабатывать разного рода программы развития собственных софтверных разработок, а также национальных производств различного компьютерного «железа». Ко всем этим проектам планировалось подключать представителей российского IT-бизнеса, но управление потоками бюджетных денег, направляемых на IT-импортозамещение, чиновники, конечно же, оставляли за собой. В любом случае, сегодня уже можно посмотреть, что из всего этого получилось, а что – не получилось.
Своего рода прорыв в этой сфере произошел в июле, когда российские ассоциации IТ-компаний выработали и согласовали в своем кругу единое определение «отечественного ПО». Сделано это было в расчете на то, что определение будет использоваться государственными ведомствами при назначении преференций в ходе госзакупок ПО.
Получившийся отраслевой критерий российского ПО таков: софт считается российским, если исключительные права на него (на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права) принадлежат гражданам России, компаниям, которые на 51% принадлежат прямо или опосредованно гражданам России или государству, а также субъектам и муниципалитетам в составе России. Также предложено создать реестр российского ПО, чтобы установить для включенных в него продуктов приоритет при госзакупках.
Вообще, такое случается не очень часто: этот критерий согласовали крупные российские объединения разработчиков: АРПП «Отечественный софт» (около 40 компаний), «Руссофт» (более 70 компаний), НП РАСПО (ассоциация разработчиков свободного ПО) и АПЭАП (Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов, около 40 предприятий).Позднее представительница АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко призналась изданию CNews, что было отсеяно около 20 критериев, а в том числе и требование к российскому гражданству разработчиков ПО и его разработке на территории РФ. Впрочем, принятие согласованного отраслевого критерия вовсе не означает, что тем же признаком «отечественного ПО» будут руководствоваться и государственные ведомства. Это, скорее, «верноподданическая» инициатива российских разработчиков ПО, помноженная на желание плотнее «оседлать» потоки бюджетных денег. И шансы на это, кстати, есть. Ведь инициатором самого обсуждения критериев «российскости» ПО выступил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), основанный при поддержке Владимира Путина в рамках Агентства стратегических инициатив.
Конечно, депутаты Госдумы России также не могли пройти мимо столь благодатной темы. Некоторые политики заявили, что ФСБ должно проводить аудит государственных и муниципальных компаний, отдающих предпочтение ПО зарубежных разработчиков. При этом, по мнению ряда депутатов, считать компанию-разработчика российской можно только если доля иностранного капитала в ней не больше, чем 25%-1 акция, если более 75% ее продаж сосредоточено в России и если она – налоговый и юридический резидент России, а в составе ее персонала доля иностранных граждан не превышает 25%.
В свою очередь, Комиссия по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Государственной думы по науке и наукоемким технологиям (такие у них там названия – в три строчки!) подготовила проект решения по замещению импортного софта отечественными аналогами. Авторы документа признали, что сложнее всего будет создать создать собственные российские операционные системы и элементную базу для вычислительной техники. По их мнению, преодолеть эти проблемы можно будет, использовав наработки военных и стратегических предприятий, а также при помощи ПО с открытым кодом на базе Linux. Еще одно направление развития, предложенное представителями комитета – это развитие отношений с альтернативными зарубежными IT-центрами, прежде всего с Китаем и Индией.
По мнению российских депутатов, отечественным разработчикам нельзя даже частично открывать свои коды западным компаниям, т. к. это делает возможным внешнее вмешательство, например DDoS-атаки. В то же время парламентарии высоко оценивают отечественные наработки в инфраструктурных областях и стратегических направлениях, а также в сфере информационной безопасности, AI и когнитивных технологий.
Позднее, когда проект решения по замещению импортного софта обсуждался депутатами, прозвучало еще много интересных предложений. Например, запретить в России Windows, уполномочить ФСБ проводить проверки ПО на предмет безопасности, обязать госкомпании отдавать предпочтение программам без лицензируемых импортных компонентов. Попутно парламентарии обвинили западные IТ-компании в «откатах» и «выводе из России 83 млрд рублей».
Наибольшее недовольство у депутатов вызывает, как оказалось, работа в России таких компаний, как Microsoft, SAP, Oracle, Hewlett-Packard, IBM, Cisco. По данным Минэкономразвития, их совокупный годовой оборот в России достигает 285 млрд рублей, в то время как объем всего российского IT-рынка в 2013 году составил 762,3 млрд рублей. Эксперты министерства считают, что затрачиваемые на закупку иностранного ПО 85 млрд рублей ежегодно – прямые потери федерального бюджета.
По мотивам депутатского обсуждения теперь предполагается внести изменения в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Задача этих изменений – законодательно закрепить поддержку российских IT-производителей и разработчиков.
Впрочем, профессионалы российского IT-рынка скептически относятся к подобным инициативам. Так, «Газета.Ru» цитирует Сергея Рыжикова, гендиректора компании «1С-Битрикс»:
«На самом деле получится ситуация, когда и госкомпании, и крупные корпоративные клиенты будут парализованы, потому что по целому списку категорий программного обеспечения нет адекватной альтернативы и хороших замен. В этом смысле следовало бы ожидать какой-то долгосрочной стратегии государства или программы по замещению, возможно, корректировки тендерных законов, которые бы не заставляли выбирать, а прибавляли баллы или какие-то преимущества к российским продуктам, что уже само по себе было бы достаточно. То, что сейчас предлагается, не сможет работать, и закон придется корректировать, если он будет принят в таком варианте».
Так или иначе, но процесс чиновничьего творчества на тему IT-импортозамещения был запущен. И вскоре появились новые желающие заполучить бюджетные деньги. В середине ноября стало известно, что министр связи Николай Никифоров еще весной написал Владимиру Путину объемное письмо о стратегии России в области национальной технологической безопасности. Текст письма достался российскому деловому изданию «Ведомости», и общественность узнала много интересного. Министр, оказывается, признал серьезную зависимость России от импортного оборудования, компонентной базы и ПО.
Для решения проблемы Никифоров предложил президенту «создать в России государственную систему комплексного развития радиоэлектронной промышленности, инженерно-вычислительной инфраструктуры и центров обработки данных, российского программного обеспечения, необходимого для полноценной работы государственных информационных систем и электронного правительства».
Как считает Николай Никифоров, если такая система появится, она не допустит «нарушения суверенитета государства через вмешательство иностранцев в информационные системы», поспособствует развитию российской IT-отрасли, обеспечит технологическую независимость органов власти и повысит их эффективность. Ответственной за создание такой системы министр предлагает сделать госкорпорацию «Ростех», созданную государством и подконтрольную ему (это бывшие «Ростехнологии»).
Между тем государственные IT-компании не горят желанием отдавать бюджетные деньги коммерческим российским разработчикам софта. Два государственных IT-гиганта – «Ростелеком» и «Ростех» – создали совместное предприятие на базе принадлежавшей оператору компании «РТ-лабс»: она будет разрабатывать софт для импортозамещения по 10 приоритетным направлениям, а также осваивать средства Фонда поддержки отечественных разработчиков.
И работы у них будет с избытком – ведь уже с 1 июля 2015 года российские госорганы должны будут ограничиться тем софтом, который внесен в так называемый «реестр отечественного программного обеспечения», – либо обосновывать невозможность исполнить такое ограничение. Этот реестр начнет формироваться с 1 апреля 2015-го.
Еще раньше Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторгу, Федеральной антимонопольной службе и Роспатенту проработать меры импортозамещения ПО для госсектора и госкомпаний.
Видимо, не сомневаясь в гарантированном притоке бюджетных денег, «Ростех» уже начал строить в «Иннополисе» собственное здание: в нем разместится более 2500 разработчиков российского ПО. Предполагается, что это будут ERP-системы, базы данных, операционная система и среда разработки приложений. Также «Ростех» планирует участвовать в управлении фондом универсального программного обеспечения, который предполагалось формировать за счет 10%-ного сбора с продажи лицензий на софт.
Идея объединить IT-компетенции двух крупных госпредприятий под названием «Национальный центр информатизации» появилась еще в середине лета, рассказал «Ведомостям» давний партнер «Ростелекома»: в первую очередь объединенная компания сосредоточится на государственных информационных системах и разработке части инфраструктуры электронного правительства.
Критический взгляд на все это также имеет место. Президент российского Фонда информационной демократии Илья Массух напоминает, что в разработке ПО и в IT в целом «Ростех» пока ничем себя не проявил. Прежде «Ростех» занимался созданием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, но ничего особого в данной области не достиг. Массух считает, что единственного исполнителя в области информатизации госорганов вообще быть не должно. А координацией расходов и стратегией должен заниматься нынешний регулятор, т. е. Минкомсвязи.
Виктор Демидов
Комментарии
По заголовку безошибочно определил автора. Нет, не читал. :)
А пофиг, как она будет их обходить.