Ровно год назад Эдвард Сноуден в строжайшей секретности передал журналистам газеты The Guardian документы Агентства национальной безопасности (АНБ) США, сотрудником которого он когда-то был. Первая опубликованная статья, которая рассказывала о невероятных масштабах слежки за всем миром сотрудниками АНБ, произвела эффект взрыва ядерной бомбы. Какие же последствия утечки о действиях АНБ сейчас можно увидеть?
Навредил или не навредил?
Сразу после скандала Сноуден бежал из США. После скитаний по миру, бывший агент получил временное убежище в России. Американская сторона требует выдать им Сноудена. Они заявляют, что он должен предстать перед судом по обвинению в государственной измене и подрыве национальной безопасности. Однако с администрацией США не согласна и международная правозащитная организация Amnesty international. Она требует немедленно прекратить «охоту» на бывшего подрядчика АНБ и прекратить давить на государства, которые предлагают ему политическое убежище.
Пока за кулисами политической элиты идет борьба за право «владеть» Сноуденом, он продолжает свою скандальную деятельность – периодически «сливает» в прессу новые документы с интереснейшими подробностями деятельности АНБ.
До сих пор специалисты не могут прийти к единому мнению о результатах утечки секретных документов. Кто-то считает, что агентству нанесен ущерб невиданных масштабов, а кто-то, что у АНБ появились небольшие проблемы, но не более того. Когда скандал только вспыхнул, некоторые вообще считали это необычным пиар-ходом американского правительства. Сам же Сноуден в интервью газете The Washington Post заявил, что никаких скрытых мотивов не преследует, а уж тем более не собирается менять общество. Он всего лишь хочет с помощью неопровержимых фактов показать, какие недобросовестные методы зачастую используют спецслужбы США. Чтобы доказать это, у него есть около двух миллионов неопровержимых доказательств (приблизительно такое количество документов Сноуден «похитил» из архива АНБ).
Прослушка мировых лидеров
Самым главным ударом по международной политике США можно назвать рассекреченные документы, из которых стало ясно, что Америка шпионит за лидерами других государств, в том числе и союзных стран. Когда выяснилось, что прослушивают даже телефон Ангелы Меркель, скандал достиг критической отметки. В дело вмешался Барак Обама. Он пообещал, что шпионить за лидерами стран АНБ больше не будет. Сейчас американские суды и законодатели пытаются сформулировать границы допустимого вторжения в частную жизнь в целях укрепления национальной безопасности (что само по себе уже звучит как антидемократия и в любом случае нарушает Конституцию США, о чем уже заявили многие федеральные судьи).
Пока единственным результатом можно назвать принятый 22 мая «Закон об американской свободе», который подразумевает следующее: АНБ не имеет права собирать информацию о конкретном человеке в большом объеме, если он не является подозреваемым. В прошлый четверг этот законопроект дошел до Сената, где его ждала прохладная реакция. Самые оригинальные заявили, что «не видят причины чинить то, что не сломано». В любом случае, юристы отметили, что в таком виде, в каком этот закон «наклепали» сейчас, не имеет никакого значения. Слишком много «лазеек» для маневров.
Министр обороны США Чак Хейгел в своей речи в штаб-квартире АНБ в марте потребовал увеличить бюджет киберобороны США. Затем, коллеги, видимо, рассказали ему о Сноудене и он пообещал больше прозрачности в деятельности АНБ.
АНБ пришлось перейти в наступление
Есть в этом и другая сторона медали (которых в этом деле явно не две). Многие эксперты опасаются, что скандал вынудит американскую разведку заняться самоцензурой.
«А вдруг президент этого не одобрит? – высказал свое мнение бывший помощник министра внутренней безопасности США в период администрации Джорджа Буша-младшего Стюарт Бейкер на конференции в вашингтонском Институте Брукингса, посвященном годовщине скандала. – Таким образом, мы потеряем возможность разведки, о которых мы, вероятно, даже не будем подозревать, пока нам не придется отправлять солдат в какое-нибудь далекое место, где они пострадают таким способом, о существовании которого мы не знали».
Когда скандал вышел на новый уровень (осуждать АНБ стали даже простые американские граждане, а репутация США в мире стремительно ухудшалась), власти перешли из оборонительной позиции в нападающую. АНБ вдруг напомнили, что разведкой занимаются не только Соединенные Штаты. А в мае в американском суде были выдвинуты обвинения против пяти китайских офицеров, которых подозревают во взломе компьютерных систем американских частных компаний с целью кражи информации и обеспечения конкурентных преимуществ китайских фирм.
После этого высшими лицами стали регулярно появляться заявления о том, что документы Сноудена не имеют никакой секретности и поэтому не несут какого-либо ущерба. В доказательство этого по указанию Белого дома были опубликованы около 2000 засекреченных ранее документов. Эксперты отметили, что благодаря Сноудену деятельность правительства в сфере сбора информации стала прозрачнее, а частные компании активно занялись защитой персональной информации.
Правила в Интернете теперь устанавливает не США?
Эксперт из Института Брукингса Иан Уоллес уверен, что самую большую услугу Сноуден оказал авторитарным режимам. И вот почему:
«Грубо говоря, у государств существуют три подхода к Интернету, – объясняет он. - Есть авторитарные государства, которые заинтересованы в увеличении контроля над Интернетом, опасаясь неприятностей из этого источника. Есть либеральные демократии, которые практикуют вполне прагматичный подход, что большая часть функций Интернета должна оставаться в распоряжении частных компаний. И есть «сомневающиеся» государства, которые не уверены, какой позиции им следует придерживаться. Например, Бразилия, Индия… С одной стороны, им импонирует модель свободного рынка, а с другой, они опасаются, что слишком много компаний, действующих в сфере высоких технологий – американские. Что сделал Сноуден?
Укрепил позиции авторитарных государств, и теперь «сомневающиеся» страны меньше склоняются к тому, чтобы присоединиться к лагерю либеральных демократических государств в сфере свободы Интернета. Эта информация ударила по способностям США сотрудничать с их естественными союзниками. В долгосрочной перспективе, этот момент вызывает наибольшее беспокойство. Сноуден ударил по способности США влиять на процесс установления правил управления Интернетом».
Другие считают, что урон США от рассекречивания документов явно преувеличен. Тем не менее, директор Проекта мирового порядка и стратегии в Институте Брукингса, Брюс Джонс считает, что с разоблачений начался медленный процесс перераспределения мощи в геополитике (что собственно сейчас и происходит).
«Сноуден – это лишь часть процесса, – считает Джонс. – Структура связей с союзниками, выстроенная США, пошатнулась из-за войны в Ираке и войны против террора. Финансовый кризис 2008 года нанес удар по авторитету Америки в качестве гаранта мирового экономического порядка. А Сноуден нанес удар по роли США в качестве модели соблюдения свобод граждан».
А что же с главным героем этого большого спектакля? Эдвард Сноуден чувствует себя хорошо, наверняка живет в царских хоромах и ест икру ложкой (широкая русская душа только так и встречает гостей). Периодически напоминает о себе «сливом» новых документов. В августе заканчивается его политическое убежище в России. Правительство уже заявило, что готово продлить его, но сам Сноуден поглядывает на Бразилию. Президент этой страны Дилма Руссеф пока никак не комментирует это желание. Эксперты считают, что рассчитывать на бразильское гостеприимство Сноудену не стоит. Сейчас эта страна ведет курс на сближение с США.
Но все это большая политическая игра, до которой большинству простых людей нет никакого дела. Что же грандиозный шпионский скандал принес нам? Благодаря Сноудену наша частная жизнь станет еще чуть более личной. Производители смартфонов уже заявили, что впредь будут уделять больше внимания защищенности своих аппаратов. Защита от кибершпионажа была приоритетной задачей в разработке новых устройств на презентациях выставки Mobile World Congress 2014. А уже этим летом нам обещают начать продажи суперзащищенного смартфона Blackphone.
По слухам, Обама, чтобы сохранить дружбу с Меркель, уже сделал для нее предзаказ этого гаджета. Ну, конечно же, это шутка!
Макс Вильтовский
Горячие темы