Помимо правильной расстановки сателлитов в многоканальных акустических системах, не менее важным является и оптимальное расположение сабвуфера. Его неправильное размещение может испортить все впечатление от звучания всей акустики. Бас попросту не будет выделяться или наоборот, заглушать все низкие частоты.
В общем, правильное расположение колонки сабвуфера в условиях построения домашнего кинотеатра может оказаться едва ли не важнее, чем размещение сателлитов. Ведь если вы можете каким-либо образом компенсировать слишком далекую или слишком близкую колонку простой регулировкой громкости или чуть более сложной – времени запаздывания, то плохое звучание сабвуфера усилением или подавлением уровня мощности звука, как правило, не исправишь.
Для определения оптимального места размещения сабвуфера есть два способа. Перед реализацией обоих необходимо отыскать в вашей фонотеке какую-нибудь музыкальную композицию с четким и выразительным басом. Очень здорово, если бас будет натуральным, скажем – от классического акустического контрабаса. На худой конец сойдет и бас-гитара.
А теперь начинаем исследования…
Для начала выбираем место, где вы точно и в большинстве случаев собираетесь находиться при просмотре фильмов. Теперь запускаем композицию, набираемся сил, и начинаем перетаскивать сабвуфер по разным точкам комнаты, где, возможно, сабвуфер мог бы находиться. После каждой перестановки присаживаемся на место зрителя и внимательно слушаем.
Отыскав такое расположение сабвуфера, когда вы слышите четкий и чистый бас от контрабаса, а не нечто подобное на него или, того хуже – частотную «кашу» или глухой «грохот», оставляйте его на том месте. Вполне возможно, что придется, помимо сабвуфера, перенести кое-какую мебель.
Второй вариант более простой и эффективный и к тому же отнимает меньше времени. Правда теперь, роль сабвуфера придется играть вам, а сабвуферу – занять ваше место «зрителя».
Звучит странно? Сейчас поясню…
Выбор композиции для прослушивания остается прежним, только важно, если вы «закольцуете» ее или какой-нибудь фрагмент, где бас звучит наиболее выразительно и при этом достаточно продолжительно и однообразно.
Теперь устанавливаем сабвуфер на диван или кресло, где вы собираетесь смотреть фильмы. Если диван мягкий, а динамик или фазоинвертор сабвуфера выведен вниз, лучше подложить под его ножки дощечку.
Теперь включаем трек, становимся на четвереньки и начинаем ползать по комнате, держа голову на высоте примерно 30-40 см от пола. Само собой, это не очень удобно, но зато таскать по комнате громоздкий сабвуфер намного неприятнее.
Отыскав место, где звучание басов вам покажется наилучшим, отмечаем его «крестиком» (или не отмечаем) и устанавливаем сабвуфер именно туда.
Иван Ковалев
Комментарии
Страницы
> отыскать в вашей ФОТОтеке какую-нибудь музыкальную композицию
Нелегкая задача. :)))
Ну хотел человек фоНотеку. Бывает. )))
Ваня, ну, ужас. Сабвуфер ты можешь расположить где угодно. Он поэтому и один, поскольку длины волн большие, и человек не может определить место истоничника звука как по разнице затухания, так и и по фазовому сдвигу. Главное, чтобы излучатель был направлен в сторону слушателя. А насчет "мягких диванов" и т.п., они глушат более высокие частоты.
Другой вопрос, когда мы говорим о дешевых пользовательских АС... Там обычно жесть.
Мне лично для просмотра кинофильмов дома устраивают обычные студийные широкополосники (стереопара) ближнего поля типа Behringer MS40. У них нижняя граница диапазона от 18-20 Гц, и если я включу низы, соседи придут сразу)) Сабвуфер там не нужен)
Нет, Ваня прав. Я ещё школьником это заметил, сам колонки мастерил. Интерференция!
Да, у нас Майк уже и по акустическим системам специалист)), он ведь школьником что-то там заметил:))) Майк, не смеши). Посчитай какая длина у 20Гц волны например, какой нужен объект по размерам и свойствам материалов, чтобы ее заглушить/отразить и так далее. Да, даже 100 Гц, ладно, я тут ликбез устраивать не собираюсь.
Кристофер, я ещё и крестиком вышиваю.
Возьмём 55 Гц, это "ля" контроктавы. Длина волны -- 340/55 ~ 6 м. Достаточно сдвига в 3 м, чтобы максимум полуволны наложился на минимум. В жилой комнате вполне реально. Кроме того, из-за мебели полно лабиринтов. :)
А колонки, что я скамстролил, до сих пор в рабхате висять. Иногда соседей балую. :))
Во-первых, отраженная НЧ-волна в рамках обычной комнаты имеет гораздо меньшую амплитуду по сравнению с исходной, во-вторых, диаграмма направленности излучателя широкая, и в точке прослушивания мы принимаем уж точно не одну узконаправленную волну. И "лабиринты" мебели для НЧ особой роли не играют. Локализацию источника звука по фазовому сдвигу человек производит на частотах от 300 Гц, поэтому сабвуфер ставится один — мы не можем определить месторасположение источников волн до этого порога. Примерно с 1000 Гц человек определяет локализацию по разнице амплитуд.
А я утверждал обратное?!
Разумеется. Поэтому Ваня и прав. Крист, думаю, ты знаешь что такое "уголковая антенна". Она не только атрибут радиолокации , но и акустики. Поставь саб в одном углу комнаты, сядь в диагонально противолоположном -- эффект услышишь. Это тебе не диск Бэнхема крутить. :)
Майк, ты ведь говоришь не о конкретно НЧ, а о звуковой картине в целом, качество/прозрачность/отчетливость звука, тех же низких частот, ты субъективно определяешь не по низким, и у той же ля контрактавы кроме основной частоты присутствует множество гармоник. И если у тебя нормальная АС, а сабвуфер воспроизводит только отфильтрованный спектр частот, то достаточно того, чтобы его излучатель был направлен на слушателя, точнее, чтобы слушатель был в диаграмме направленности его излучения. Всё!
И, вообще-то, я -- звукорежиссер высшей категории, и диски Бэнхема здесь ни причем:).
Было бы всё, если бы диаграмма направленности не искажалась помещением. Поэтому место слушателя надо найти. Ваня прав.
Честь тебе, хвала и слава. Но спец записи -- не обязательно спец воспроизведения. Тем более, если это касается жилого помещения. Вот что происходит со звуком при отражении?
Страницы