Мировой IT-бизнес: эффект растущего спроса

Несмотря на череду разного рода экономических кризисов, IT-компании во всем мире чувствуют себя вполне комфортно. Есть спрос на их продукцию, соответственно, растут доходы, есть деньги на развитие и расширение бизнеса. По сути, мировым IT-гигантам сегодня возвращаются инвестиции (прежде всего в R&D), сделанные ранее - порой достаточно давно, еще в первые годы после "краха доткомов". Тогда IT-рынок буквально "схлопнулся", и от оставшихся на плаву компаний требовалось немалое мужество, чтобы вкладываться в направления, не приносящие моментальной отдачи. Но это с лихвой оправдывается сегодня.

На минувшей неделе появилась заслуживающая доверия информация о том, что в скором времени (к середине 2014 года) в мессенджер WhatsApp разработчики добавят голосовые звонки по протоколу VoIP. Это подтвердил и основатель сервиса WhatsApp Ян Кум. По его словам, при осуществлении голосовых звонков мессенджер будет "съедать" значительно меньше трафика, чем продукты конкурентов.

Как известно, сегодня наиболее известным VoIP-сервисом является Skype. Между тем, на рынке уже присутствуют десятки продуктов, в разной степени и для разных целей использующих технологии интернет-телефонии.

На сегодняшний день WhatsApp используют более 450 млн человек в мире. Приложение доступно для смартфонов iPhone, Android, Windows Phone, BlackBerry, Nokia S40 и Symbian. С августа прошлого года в мессенджере в дополнение к традиционным функциям пересылки текстовых сообщений, изображений и видео появилась возможность обмена записанными голосовыми сообщениями. Функционал, позволяющий использовать голосовую связь, - наиболее ожидаемая инновация в WhatsApp.

Как известно, недавно новым собственником мобильного мессенджера WhatsApp стала соцсеть Facebook, заплатившая за сервис рекордные $16 млрд. И это приобретение следует рассматривать вот в каком контексте: за 2013 год объем рынка мобильной рекламы вырос на 105%, достигнув отметки $17,96 млрд. Лидером рынка остается Google, однако Facebook стремительно сокращает свое отставание.

При этом, как следует из отчета исследовательской компании eMarketer, несмотря на более чем двукратный рост в прошлом году, сегодня темпы роста рынка рекламных объявлений на мобильных устройствах начинают падать. Если по результатам 2012 года был зафиксирован рост в 119,5%, то по итогам 2014-го рост может составит 75,1% (объем $31,45 млрд). По прогнозам eMarketer, к 2018 году темпы роста рынка сократятся до 22,2% в год, тогда как объем рынка достигнет $95 млрд.

Безусловно, падение темпов роста по мере насыщения рынка - явление закономерное. При этом безусловным лидером на рынке по-прежнему остается Google - этот интернет-гигант, по прогнозам eMarketer, по итогам нынешнего года займет долю в 46,8%. Однако уже не первый год доля Google на этом рынке снижается. Если в 2012 году она составляла 52,6%, то по итогам 2013-го опустилась до 49,3%.

Зато быстрыми темпами растет рыночная доля самой популярной соцсети в мире - Facebook. В 2012 году она составляла лишь 5,4%, а в 2013 году выросла до 17,5% рынка мобильной рекламы. Прогнозы экспертов eMarketer на 2014 год - рост до 21,7%. Руководство Facebook старается любой ценой закрепиться на рынке мобильных устройств, и это ей, по большому счету, удается. Цифры свидетельствуют: еще в 2012 году чистая прибыль от рекламы на мобильных устройствах составляла лишь 11% от рекламных доходов соцсети. А уже в 2013-м этот показатель составил уже 45,1%. По итогам 2014-го ожидается, что мобильная реклама достигнет 63,4% выручки Facebook от рекламы.

Свою долю от общего рекламного пирога рассчитывает получить и Twitter. В 2012-м его доля на мировом рынке мобильной рекламы составляла всего 1,5%, но по итогам 2013 года достигла 2,4%. Прогноз на 2014 год - рост до 2,6%.

В конце прошлого обзора IT-бизнеса я посетовал, что сегодня индустрия hi-tech избалована неоправданно высокими ценами даже на убыточные компании (тот же WhatsApp, проданный за фантастические $16 млрд) и легкими деньгами, получаемыми в ходе IPO. И сразу - новое тому подтверждение. Китайская интернет-корпорация Alibaba (занимает 80% рынка электронной коммерции КНР) готовится провести одно из крупнейших в истории IPO на фондовых биржах США. Аналитики оценивают капитализацию Alibaba в $140-200 млрд и предполагают, что в ходе IPO она может привлечь от $15 млрд до $25 млрд.

То есть объем сделки почти наверняка превысит $16,1 млрд, которые в 2012 году в ходе IPO привлек Facebook. Уже известно, что ведущими организаторами размещения акций Alibaba станут Credit Suisse, Morgan Stanley, Goldman Sachs, JP Morgan и Deutsche Bank и, возможно, Citigroup.

Сейчас за право провести IPO Alibaba активно борются две ведущие американские торговые площадки - NYSE и NASDAQ. По данным The Wall Street Journal, Нью-Йоркская фондовая биржа пока опережает своего конкурента. В прошлом году NYSE впервые за 19 лет привлекла больше размещений акций компаний технологического сектора (включая Twitter), чем NASDAQ. И для бирж, и для инвестбанков работа с Alibaba - это заявка на сотрудничество в будущем и с другими китайскими IT-компаниями, которые после двухлетнего перерыва снова потянулись на американские биржи.

Теперь перейду к игровой индустрии, заработки которой в последние годы растут просто неприличными темпами. Ну да, в условиях бесконечной череды кризисов люди уходят от реальности, в том числе с головой погружаясь в сладостно-увлекательный мир компьютерных игр. Не буду сейчас обсуждать другие аспекты этой наркомании XXI века, поговорю про экономику.

Российский интернет-холдинг Mail.ru Group в 2014 году планирует запустить на мировой рынок под брендом My.com четыре новые высококачественные игры с большим бюджетом (ААА-класс). "Мы надеемся, что новинки, представленные на проходящей в США конференции Game Developer Conference 2014, ждет такой же теплый прием, как JungleHeat, - сказал гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин. - Сегодня число ее скачиваний перевалило за 10 млн, а 90% доходов от игры поступают из-за пределов России".

Ранее Mail.ru выпускала онлайн-игры под брендом "Игры@Mail.ru". Осенью прошлого года компания вышла с рядом онлайн-сервисов (игры, почта и месенджеры) на интернет-рынок США под брендом My.com. Теперь в ближайших планах компании - запуск игр Armored Warfare (танковый экшн, разработанный студией Obsidian Entertainment), Skyforge (многопользовательская ролевая игра студии AllodsTeam, подразделения Mail.ru), World of Speed (онлайн-гонки от британской студии Slightly Mad Studios) и "Эволюция: Битва за Утопию" (Evolution, на территории СНГ запущена в январе этого года).

Всего на сегодняшний день в портфолио Mail.ru Group входят более 30 онлайн-игр, которые приносят около 25% от общего дохода холдинга. Как сообщалось, по итогам 2013 года выручка Mail.ru Group от ММО-игр выросла на 40,6%, до 6,7 млрд рублей (общая выручка - на 29,6%, до 27,4 млрд). Представители холдинга отмечают, что в 2012 году объем российского игрового мобильного рынка оценивался почти в $100 млн, а по результатам 2013 года этот рынок показал рост в 30%.

Особое внимание среди новинок от My.com привлекает то, что студия Obsidian решила составить конкуренцию компании "Гейм Стрим" (она же - Wargaming), представив собственную игру про танки - Armored Warfare. Проект будет условно-бесплатным, дата релиза неизвестна, однако сейчас на официальном сайте проекта уже идет регистрация игроков, желающих принять участие в закрытом бета-тестировании. Оно должно стартовать до конца 2014 года. Игра выйдет только на PC.

Студия Obsidian известна как разработчик RPG и экшн-RPG. В число ее самых нашумевших проектов входят South Park: The Stick of Truth, Fallout: New Vegas и Star Wars: Knights of the Old Republic II.

Игра Armored Warfare стала вторым проектом Mail.Ru Group, в разработке которого участвует Obsidian Entertainment. Она также сотрудничает с командой разработчиков, которые трудятся над многопользовательской RPG Skyforge. В рамках этого проекта Obsidian выступает в роли консультанта. Является ли она непосредственным разработчиком Armored Warfare или же его созданием занимается другая студия, а Obsidian вновь участвует косвенно, пока точно не известно.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!