Новинки свободного софта

Сегодня получился обзор исключительно мультимедийных проектов. Попрощаемся с репозиторием мультимедийных программ Medibuntu. Порадуемся проявлению нового видеоредактора для Linux, а также - появлению свободного аналога Adobe Pixel Bender. И отметим инструмент для работы с файлами в формате Matroska.


Помянем Medibuntu!

Нерадостная весть для некоторых пользователей Ubuntu: в середине сентября был закрыт репозиторий с дополнительными мультимедийными библиотеками и приложениями Medibuntu. Из него можно было установить отсутствующие в официальных репозиториях Ubuntu мультимедийные кодеки и программы с их поддержкой.

Официальное объяснение мантейнеров таково: проект с каждым годом становился всё менее востребованным, в результате чего репозиторий решено было закрыть. Согласно статистике, фактически единственным востребованным пакетом в Medibuntu являлась нелегальная на территории США библиотека libdvdcss, которая используется для работы с зашифрованными DVD-дисками.

Действительно, большинству пользователей Ubuntu хватает мультимедийных возможностей, имеющихся в стандартном репозитории. Однако, например, лично я принадлежу к тем, кто использовал Medibuntu, так как в нём и Avidemux, и Mplayer, и FFmpeg, и Handbrake имели гораздо более широкий функционал, чем в лицензионно чистых сборках Canonical. Также видеоредакторы в Ubintu 13.04 сейчас имеют проблемы с рендерингом видео, но заменить их на версии из Medibuntu уже не получится. Если такие невесёлые новости из мира Ubuntu будут и дальше продолжаться, то, возможно, даже уйду на какой-нибудь ROSA Desktop.

А популярную в народе хакерскую библиотеку libdvdcss взяли под крыло разработчики видеоплеера VideoLAN (VLC). Чтобы иметь возможность установить этот пакет, пользователям Ubuntu следует добавить в /etc/apt/sources.list строки

deb http://download.videolan.org/pub/debian/stable/ /
deb-src http://download.videolan.org/pub/debian/stable/ /

После чего выполнить команды

curl ftp://ftp.videolan.org/pub/debian/videolan-apt.asc | sudo apt-key add -
sudo apt-get update


Видеоредактор Flowblade

Если где-то убывает, то в другом месте прибывает. Убыл от нас репозиторий Medibuntu, но вместо него прибыл новенький видеоредактор Flowblade, который предназначен для быстрого и простого нелинейного монтажа видео на системах Linux.

На самом деле это приложение появилось более года назад, но всё это время программа Flowblade была недоделанной. И вот в середине сентября появляется версия Flowblade 0.10, которая может уже использоваться как рабочий инструмент. Например, мне удалось в этом редакторе собрать любительский отчётный видеоролик для друзей о посещении парка отдыха и развлечений. Функции редактирования видеоклипов, создания титров, за исключением рендеринга, в Flowblade работали без особых проблем. Что же касается не очень удачного рендеринга, то это, похоже, была проблема Ubuntu 13.04, в которой похожие трудности кодирования видео наблюдались у меня и в других мультимедийных программах.

В Linux уже имеется приличный редактор полупрофессионального уровня Kdenlive. Поэтому логично будет сравнивать между собой эти два видеоредактора.

Для графического интерфейса Flowblade и Kdenlive используют разные графические библиотеки. Если Kdenlive основан на библиотеках Qt, то Flowblade применяет Python/GTK. Может показаться, что Python - это не лучший выбор в плане быстродействия программы. Но на практике я в процессе работы Flowblade никаких тормозов интерфейса на системе Intel Core i3 не наблюдал.

Интерфейс Flowblade, как и интерфейс Kdenlive, является типичным для видеоредакторов. Это классические три панели: панель предпросмотра видео, панель аудио- и видеодорожек, а также панель для организации клипов, управления файлами проектов, выбора эффектов и т.п.

Однако непосредственная работа с видеоматериалом в Kdenlive и Flowblade заметно отличается. То есть нельзя сразу пересесть с Kdenlive на Flowblade - придётся или изучать новый редактор "методом тыка", или же посмотреть обучающее видео. Например, большие различия у этих редакторов при работе с дорожками. Flowblade имеет четыре режима работы с треками, и для обрезки клипов по времени нужно включить специальный режим Roll Trim, выбрав этот режим из специального выпадающего меню на мультитрековой панели. А для того, чтобы поставить отрезок видео в любую позицию на временной шкале, нужно из этого выпадающего меню выбрать уже другой режим - Overwrite Move.

На мой субъективный взгляд, в Flowblade более удачно сгруппированы табы в панели управления ресурсами и параметрами проекта - клипами, эффектами, рендерингом. В Kdenlive эта панель, опять-таки субъективно, менее удобная. Зато Kdenlive русифицирован, а Flowblade ещё ожидает своей локализации. И отображение видеодорожек на мультитрековой панели в Flowblade совсем простенькое - простой полоской, без всяких визуальных фишек.

Что касается спецэффектов, то и Kdenlive, и Flowblade используют для этого дела одну общую библиотеку frei0r, большую часть спецэффектов в которой написана как раз трудолюбивыми разработчиками Kdenlive. И в отношении спецэффектов Flowblade можно смело назвать клоном Kdenlive.

Рендеринг готовых фильмов в Flowblade осуществляется силами системных кодеков. То есть, на системах с разным комплектом мультимедийных кодеков будут и разные возможности рендеринга. Это касается и общего качества конечного видеофайла. Например, в обеих программах в некоторых случаях на Ubuntu 13.04 могут наблюдаться с рендерингом проблемы, заставляя лишний раз добрым словом помянуть присной памяти Medibuntu.

Flowblade предназначена для Linux-систем. Программы нет в репозиториях Ubuntu, но на официальном сайте доступен готовый общий deb-пакет размером 6 мегабайт для установки на Ubuntu 13.04, Ubuntu 12.04 и Linux Mint 14, Linux Mint 15. Должно работать и на Ubuntu 12.10, Ubuntu 11.10, Linux Mint 12, Linux Mint 13 и Debian 7. Из зависимостей потребуется установка python-support, gtk2-engines-pixbuf, python-mlt, frei0r-plugins, python-numpy. Лицензия кода Flowblade: GNU GPL v3.


Фрактальные миры в Fragmentarium

Следующая программа с открытым исходным кодом Fragmentarium хоть и является специализированной, тем не менее, она достаточно любопытна и для широкого круга пользователей. Программ для работы с фракталами существует много, но Fragmentarium позволяет создавать на основе фрактальных алгоритмов интересные трёхмерные объекты, пространства и даже миры, которыми занятно полюбоваться или использовать в так называемом генеративном без приставки "де" искусстве.

Автор программы Микаэль Кристенсен, известный по созданию проекта Structure Synth, после двух лет разработок выпустил в сентябре первую стабильную версию Fragmentarium 1.0. Программа создавалась под впечатлением от Adobe Pixel Bender, но для генерации фрактальной 2D и 3D графики в ней используется чистый GLSL.

Соответственно для работы в программе понадобится более-менее современная видеокарта, поддерживающая стандарты GLSL. Также в Fragmentarium есть специальное окно для кода GLSL с подсветкой синтаксиса.

Графические примеры отображаются в центральном окне программы в автоматическом или ручном режиме в зависимости от мощности системы. Поддерживается простая анимация фрактальных сцен. С правой стороны программы находится панель вертикальных вкладок с различными параметрами фрактального изображения: камера, трассировка лучей, освещение, цвет, параметры фрактала.

Fragmentarium имеет систему табов, в каждом из которых может отображаться отдельный графический пример. При переходе между вкладками часто нужно нажимать кнопку "Build" для перерисовки текущей графической сцены. Это делается для экономии ресурсов компьютера. Также для регулировки скорости рендеринга имеются два ползунка с одинаковым названием "The Preview": левый используется при просмотре поверхности фрактала, а правый - для снижения качества изображения при просмотре.

Для знакомства с Fragmentarium непосредственное знание GLSL не требуется. В состав приложения входит большое количество уже готовых примеров, которые можно загрузить из меню "Examples".

Готовые сборки Fragmentarium пока есть только для Windows. Размер установщика Windows-версии около 12 мегабайт. В Linux придётся собрать программу самостоятельно из исходников.


MKVToolnix для "матрёшек"

И последняя программа - утилита, которая всем может пригодиться в быту. Тем более, раз уж она постоянно обновляется, значит, нужда в ней действительно есть. На прошлой неделе вышло очередное обновление кросс-платформного приложения MKVToolnix до версии 6.4. Это функциональный набор инструментов для работы с файлами формата MKV (Matroska).

Многие, уверен, загружали из Интернета фильмы в формате MKV. "Матрёшка" - это формат мультимедийного контейнера, в который можно поместить, как в матрёшку, несколько видео- и аудиодорожек, субтитры, картинки и ещё много чего. Это удобно при обмене фильмами в Интернет. При этом в контейнерах MKV также удобно менять субтитры и звуковой перевод, не перекодируя видео, и тем самым не теряя его качества.

Поэтому ни для кого не будет лишней утилита для работы с мультимедийными контейнерами MKV, позволяющей как создавать файлы MKV, так и потрошить их для замены или внедрения отдельных ресурсов. Бесплатная и свободная программа MKVToolnix - и есть такая утилита.

MKVToolnix позволяет делать с файлами MKV практически все: добавлять, извлекать, удалять видеопотоки, звуковые дорожки и субтитры, редактировать, разбивать и объединять видео файлы, а также конвертировать видеофайлы разных типов непосредственно в контейнер MKV.

Программа существует и в консольном варианте, и в виде приложения с простым понятным графическим интерфейсом, в том числе и переведённым на русский язык.

Утилита MKVToolnix доступна в версиях для Windows, GNU/Linux, MacOSX. Если качать с официальной странички версию для Windows, то выбирать из списка нужно установочные файлы последних версий с именем mkvtoolnix-unicode.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!