Печальный расклад для ГЛОНАСС

2 июля на космодроме Байконур ракета-носитель «Протон-М» взорвалась и упала на 17-й секунде после старта. Она должна была вывести на земную орбиту три навигационных аппарата «Глонасс-М» для пополнения орбитальной группировки. На месте аварии образовалась воронка глубиной около 6 м и диаметром 20 м. Обломки ракеты остались лежать в рабочей зоне космодрома между двумя стартовыми площадками.

Серия неудач

Одной из причин крушения, по мнению технического директора компании «СПУТНИКС» Станислава Карпенко, мог стать сбой системы управления двигателями, так как во время взлета не произошло никаких взрывов. Но окончательные выводы можно будет сделать после расследования аварии, которым занимается специально созданная комиссия Роскосмоса.

Ракета-носитель «Протон-М» начала летать с 1967 года, это был 388-й ее запуск. В предыдущий раз спутник не был выведен на орбиту по вине ракеты-носителя в 2007 году, но это произошло на второй ступени. В этот раз сбой произошел на первой ступени.

Как выяснилось уже на следующий день, погибшие спутники не были застрахованы. По словам представителя Роскосмоса Анны Ведищевой, космическое агентство приняло решение страховать только уникальные аппараты, такие как «Фобос-грунт» (который с 2011 года исследует дно Тихого океана), а «Глонасс-М» находятся в серийном производстве. Спутник по программе ГЛОНАСС тоже страховался – но только серии «Глонасс-К» (они должны прийти на смену «Глонасс-М»), когда в 2011-м запускался опытный экземпляр.

Кстати, в том же 2011 году Роскосмос также потерял сразу три «Глонасс-М». Тогда в российском парламенте начали обсуждать вопрос страхования спутников. Но соответствующий законопроект до сих пор находится в разработке в финансово-экономическом управлении Роскосмоса. При стоимости запуска трех «Глонасс-М» при помощи «Протон-М» (как следует из информации сайта zakupki.gov) в 4,4 млрд рублей, его страхование обошлось бы примерно в 480 млн руб., то есть больше трети всего бюджета, выделенного Роскосмосу на эти цели.

Но это еще далеко не все беды российской системы спутниковой навигации. 2 июля в 00.00 мск резервный аппарат системы ГЛОНАСС № 728 (второй аппарат первой плоскости) направили заменить вышедший ранее из строя спутник. Но уже в 6.25 специалистам пришлось выводить аппарат из системы для проведения профилактических работ – он перестал передавать сигнал. На сегодняшний день реанимировать его так и не удалось.

Прекративший передачу навигационного сигнала спутник был запущен 25 декабря 2008 года, а 20 января 2009-го он был введен в группировку ГЛОНАСС.

 

Конкуренты выходят вперед

Как раз накануне российского провала, 1 июля, Индией был успешно запущен первый спутник ее собственной региональной навигационной системы (IRNSS) – IRNSS-1A. Запуск был произведен с космодрома Шрихарикота собственной индийской ракетой-носителем PSLV-C 22.

По данным индийской организации космических исследований (ISRO), система IRNSS должна состоять из семи спутников и предназначается для того, чтобы оказывать навигационные услуги с высокой точностью пользователям в Индии и в регионах на расстоянии до 1.500 километров от ее границ.

Как видим, на рынке спутниковых навигационных систем становится все более тесно. Прежнему американскому монополисту в лице GPS все большую конкуренцию создают российская система ГЛОНАСС, создающиеся Galileo (Евросоюз) и Beidou (Китай), а также локальные IRNSS (Индия) и QZSS (Япония).

Произошедшая 2 июля авария ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М», а также другие скандалы (в том числе коррупционные) с системой ГЛОНАСС приводят к тому, что зарубежные производители навигационной аппаратуры могут разочароваться в системе ГЛОНАСС.

«Здесь проблема не столько в восполнении орбитальной группировки, сколько в реноме самой системы. Существующей группировки достаточно для оказания услуг потребителям: и гражданским, и военным. Мы говорим, что ГЛОНАСС – это мировой стандарт и все благодаря тому, что западные разработчики поверили в систему. Когда мы вышли на финишную прямую, только тогда они стали вкладываться в разработку новых чипов. Главное сейчас нам не потерять доверие мирового навигационного бизнеса», – сказал «Интерфаксу» эксперт в космической отрасли Андрей Ионин.

«Если они увидят, что у ГЛОНАСС нет особых перспектив, такие американские разработчики, как Qualcomm и Broadcom, спокойно переключатся на Galileo, а китайские производители точно так же переключатся на Beidou. У россиян же своих чипов пока нет. На потребительском рынке мы полностью зависим от американских, европейских и китайских компаний», – заявил Андрей Ионин.

По словам заместителя гендиректора компании Omnicomm Станислава Емельянова, на работоспособность ГЛОНАСС крушение ракеты «Протон-М» не повлияет, однако надежность работы системы, безусловно, снизится, так как часть аппаратов близка к выработке ресурса. «Если не удастся вернуть в строй спутник, вышедший из строя 1 июля, резерв системы снизится еще больше. Сейчас на орбите находятся 29 спутников, из которых 24 работают, три находятся в резерве, один – в режиме испытаний, а еще один – на техобслуживании. При этом 24 действующих спутников достаточно для нормального функционирования системы».

Однако зарубежные производители уже сделали свои выводы из серии неудач, преследующих ГЛОНАСС. «Эта система существует с 1986 года, но развивается крайне медленно, со множеством неудач и большими перерывами в финансировании, – говорит Жан Харрингтон, директор по производству компании Trimble, производителя спутниковых систем определения местоположения. – Сейчас ничто не указывает на то, что эта система перспективна, что русские чисто технологически способны развивать ее далее. Поэтому сейчас мы основное внимание уделяем развитию направления Galileo-устройств, знакомимся с возможностями IRNSS и QZSS. Европейцы подходят к работе более серьезно, так что система навигации Galileo выглядит намного более перспективной, чем ГЛОНАСС».

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

Старо. Видимо, статья долго ждала очереди.

 

Аватар пользователя mike
А... Значит, у автора зажигание поздее.

в наше время и такие неудачи

Аватар пользователя mike

Эта система существует с 1986 года, но развивается крайне медленно, со множеством неудач и большими перерывами в финансировании ... ничто не указывает на то, что эта система перспективна, что русские чисто технологически способны развивать ее...

Злопыхательская статья. Автор что-нибудь когда нибудь пробовал разработать? Сделать дело, а не топтать клаву? Освоить не копеечную статью, а миллиарды? Нет?   Россия всё равно будут развививать Глонасс, потому что без него армия небоеспособна. ЯСНО?

Аватар пользователя leo3

GPS и Глонасс - это, прежде всего, глобальные системы для наведения ядерных ракет, а уж потом все остальное. Таких глобальных систем пока только две, насколько я знаю. Европейски Галилео и Китайская система - еще не глобальные. Поэтому взрывы российских ракет кажутся мне подозрительными. Глонасс никуда не денется - это часть системы ядерного сдерживания и очень важный элемент современного миропорядка.

Аватар пользователя mike

Глонасс никуда не денется - это часть системы ядерного сдерживания и очень важный элемент современного миропорядка.

Совершенно верно.