Портативная техника не даст заблудиться

Использование мобильных навигационных приборов для определения человеком своих собственных координат местоположения, так называемая персональная навигация, в настоящее время происходит, в основном, с помощью приема на переносные навигаторы сигналов со спутников. В мире известны спутниковые системы GPS, ГЛОНАСС, GALILEO и развертываемая сейчас китайская космическая навигационная группировка. Изначально все системы создавались для военных целей и лишь во вторую очередь - для применения в гражданских государственных нуждах. Персональная навигация в этом списке вообще стоит на последнем месте. Неудивительно, что самый главный недостаток персональных навигаторов - невысокая точность определяемых координат, которая на практике частенько оказывается с результатами плюс-минус 100 метров от показаний прибора массового производства. В Беларуси невысокая точность позиционирования при использовании навигационных приборов к тому же ограничивается национальными законодательными аспектами.

Корпорации из индустрии услуг персональной навигации всячески стараются использовать технологические новшества для уточнения показаний спутниковых терминалов. Известны такие технические методы, как AGPS или GSM-GPS, уточняющие показания сигналов навигационных спутников. Технология AGPS использует беспроводную связь со специальным операторским центром для улучшения качества определения координат. Технология GSM-GPS уточняет расчетные показания спутниковой системы GPS при помощи GSM-сигналов ближайших базовых станций мобильной связи, координаты которых известны.

Впрочем, в мире есть и развиваются навигационные решения операторского класса, называемые системами точного позиционирования. Точность определения координат в них составляет до 1 см. Высокой точности определения местоположения очень сильно способствует построение региональных сетей референсных станций, по сигналам которых корректируется точность информации о координатах, получаемых со спутников. Судя по темпам развития систем высокоточного позиционирования за последние 10 лет, вскоре потребителям навигационных услуг для персонального применения станут предлагать навигаторы с гораздо более высокой точностью. Пока же персональная навигация стоит не на первом месте в структуре мирового рынка сбыта навигационной аппаратуры. Подавляющую долю занимают навигаторы для транспортной отрасли, в несколько раз превосходя по оборотам сегмент персональных устройств. Значительный спрос на услуги навигации со стороны транспортников закономерен. Только на топливе система спутниковой навигации позволяет экономить холдингам автомобильных перевозок до 20%. Тем не менее, по количественному уровню производства средства персональной навигации уже обошли такие отрасли, как авиация, мореплавание и геодезия. Однако количественная доля людей, пользующихся услугами персональной навигации для личных целей, находится на последних местах, а лидерами по числу пользователей навигационными услугами являются картографическая отрасль, военные и правительственные структуры, а также телекоммуникационная сфера.

В последнее время 80% производства аппаратуры GPS на мировом рынке делят между собой три компании. Лидирует по продажам Tom Tom, второе место - за Garmin, а замыкает тройку лидеров MiTAC. Наиболее перспективным для повышения точности определения координат при ставшей традиционной спутниковой навигации признается метод триангуляции в сотовых сетях, когда местоположение мобильного абонента вычисляется по расчетной дальности до трех базовых станций.

Прогнозируется, что 32% от общемирового объема продаж будет приходиться на навигаторы для транспорта, 31% - на аппаратуру позиционирования для промышленности и 25% - на средства персональной навигации.

В Беларуси в списках поставщиков аппаратуры глобального позиционирования GPS замечены производители из Китая и США. Проекты организации производства навигаторов имеются и на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Известно, что для специализированных нужд белорусские предприятия военно-промышленного комплекса выпускают навигаторы с конца 1990-х годов. Поскольку в мире наиболее перспективным считается производство сотовых телефонов с навигационным модулем, возможно, выпуск таких устройств освоят и ведущие белорусские заводы радиоэлектронного профиля, курируемые военно-промышленным комитетом. По крайней мере, предприятия из Беларуси участвуют в российской федеральной программе по развитию спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС "Глобальная навигационная спутниковая система". Большую роль в подвижках разработки навигаторов играет активное взаимодействие с АФК "Система", которая намерена вкладывать значительные средства в навигационную сферу. Российская целевая программа "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС) должна завершиться в 2011 году.

Александр ОАКЛИ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2010 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
http://news.21.by/hi-tech/2010/08/27/139904.html