С большим интересом прочитал недавно статью "Удаленная работа: взгляд с позиции работодателя" и решил поделиться своими соображениями по этому поводу. Немного забегая вперед, скажу, что такой вариант сотрудничества действительно очень эффективен, но требует соблюдения ряда существенных условий как со стороны работника, так и работодателя.
С появлением так называемой "цифровой" экономики результаты труда многих работников теперь представляет собой обычный компьютерный файл, который можно легко и быстро переслать на огромные расстояния. Дизайнеры, программисты, технические писатели - список подобных профессий, на самом деле, очень большой. Все, что нужно им для производства такого интеллектуального продукта, за который предприятия готовы платить, - знания, профессиональный опыт, персональный компьютер и специальный софт. Дополняет общую картину бурное развитие средств коммуникаций (мобильная телефонная связь и интернет, Skype, ICQ и другие инструменты), позволяющих моментально обменяться информацией или обсудить какой-либо вопрос, находясь при этом в разных уголках Земли. Таким образом, все технические предпосылки к тому, чтобы подобные работники трудились именно удаленно, налицо.
С другой стороны, цель каждой коммерческой организации заключается в получении максимальной прибыли и минимизация издержек. Можно арендовать офис площадью 50 кв. метров, а можно - 200, можно оборудовать 10 рабочих мест с компьютерами, мониторами и др., а можно - 50. Несложно подсчитать, что в первом случае расходы организации (в том числе за "коммуналку" и т. п.) окажутся на порядок меньше, чем во втором. Соответственно, такая фирма сможет выпустить продукт по более привлекательной цене и выиграет конкурентную борьбу.
Это все прописные истины, которые лежат "на поверхности". Почему же удаленная работа у нас все еще пробивается с трудом? Здесь имеется ряд как чисто психологических, так и организационных факторов. Если говорить о психологии, то у многих руководителей просто "в голове не укладывается", как можно контролировать работу своих сотрудников на расстоянии. Понятно, что когда специалист сидит в офисе, его всегда можно моментально вызвать на ковер и потребовать отчет. Особенно, когда настроение плохое. Сделать это с удаленным специалистом сложнее.
Вообще, обмен информацией с подчиненными на расстоянии - это совсем другая корпоративная культура, которую многим еще предстоит осваивать. Руководитель должен уметь эффективно общаться со своими сотрудниками по мобильному телефону, электронной почте, Skype и т. д., тогда и дело пойдет. Причем процесс такого общения должен быть эффективным с обеих сторон. Если работник не отвечает на телефонные звонки или обращения по другим средствам связи в оговоренные сроки - то это также говорит о его неспособности работать удаленно. Ведь удаленная работа вовсе не означает полную "анархию" и решать рабочие вопросы в новом формате коммуникаций придется также оперативно, как если бы вы сидели в офисе.
Вот и автор упомянутой статьи полагает, что самым "щекотливым вопросом" удаленной работы является контроль деятельности работников. Мол, в офисе сотрудник всегда полностью занят работой, а в дома - неизвестно чем. Не будем дальше развивать тему, чем и как реально заняты сотрудники в офисах - это знают все, кто там бывал. Так что это аргумент очень слабый. Лучше попробуем рассуждать прагматично: удаленный сотрудник должен предоставить организации некий продукт определенного качества и в определенные сроки. В этом смысл его работы. Предоставил - получил оплату, не смог - разговор другой. Все настолько элементарно, что вопрос, как и в какое время он этот продукт изготовил, в принципе не должен возникать. А работодатель должен научиться контролировать конечный результат и сроки выполнения работы, а не сам процесс.
Беседуя с представителями белорусских IT-компаний, мне часто приходилось слышать такой аргумент: производство ПО является процессом коллективным, и решать ежедневно возникающие вопросы часто приходится с участием разных специалистов. Поэтому программист должен присутствовать в офисе "физически", хотя при этом может использовать гибкий рабочий график. Что ж, в этом есть рациональное зерно, хотя такой подход больше относится все-таки к молодым специалистам. Кстати, многие белорусские компании сами являются удаленными "работниками", поскольку выполняют лишь часть работы для зарубежных заказчиков и ежедневно контактируют с ними далеко не с глазу на глаз.
С другой стороны, практика отечественного HR показывает, что при выборе работы программисты и другие IT-специалисты часто руководствуются принципом "лишь бы офис был ближе к дому". То есть, тратить ежедневно на дорогу к служебному ПК 1-2 часа никто не хочет (за месяц набегает 20-40 таких "дорожных" часов, почти рабочая неделя!). Очевидно, что будь такая возможность, никто бы из них с такой периодичностью в офисе не появлялся бы. Это еще один веский аргумент именно в пользу развития удаленного сотрудничества.
Проблема информационной безопасности, затронутая в упомянутой статье, представляется несколько преувеличенной. Кому реально может быть интересен фрагмент машинного кода, чертеж какой-либо детали или вариант дизайна некого сайта? Таких людей надо очень хорошо поискать. Да и кто и зачем будет их искать - дети или супруг удаленного работника, к которым случайно попали рабочие документы? Вероятность этого предельно низкая, тем более, что неподготовленный человек в таких рабочих файлах просто ничего не поймет. Если же подразумевать злой умысел самого сотрудника, то, при желании произвести "утечку информации", даже офисный характер работы его не остановит.
Кстати, обсуждая данную тему, имеет смысл обратиться к российскому опыту. Так, Владимир Путин недавно подписал закон, вводящий в Трудовой кодекс статью об удаленной работе. Таковой официально признается работа вне места физического нахождения работодателя, если сотрудник взаимодействует с ним через интернет. По мнению Министерства труда, автора закона, к таковым относятся аудиторы, бухгалтеры, юристы, переводчики, дизайнеры, программисты, редакторы и т. д. В России полагают, что эта мера поможет легализовать порядка 5 млн. фрилансеров, находящихся в тени.
Подведем некоторые итоги. Уделенная форма работы очень эффективна, но только при соответствующей подготовке и мотивации как руководителей предприятий, так и самих работников. Это иная форма организации производственного процесса, и к ней нельзя походить с традиционными шаблонами. Придется искать сотрудников, способных работать в таком "свободном" режиме, четко ставить перед ними задачи и контролировать качество и сроки исполнения работы. Такие сотрудники должны иметь скоростной доступ в интернет, быть постоянно на связи, иметь квалификацию, достаточную для самостоятельного выполнения задания, отличаться высокой пунктуальностью и ответственностью. И, поверьте, несмотря на обилие резюме кандидатов, ищущих удаленную работу, найти действительно "надежных" и квалифицированных специалистов всегда непросто.
И последнее. Существует одна серьезная ошибка, которую может допустить работодатель. Он может решить, что на уделенном сотруднике можно хорошо сэкономить. Речь идет именно о зарплате, а не о тех факторах (аренда офиса и т. д.), о которых говорилось выше. В каком-то смысле это действительно так, поскольку удаленный сотрудник может пойти на некий компромисс (примерно минус 10% от "обычной" зарплаты). Однако если разница будет больше, то настоящие профессионалы будут искать иные варианты, а работодатель получит ворох резюме от студентов, домохозяек и т. п. граждан, чей опыт и навыки вызывают большие сомнения. Впрочем, даже хороший специалист, взявшийся за такой заказ, будет стараться сделать его предельно быстро, относясь к нему как дешевой побочной "халтуре". В результате сама идея удаленной работы может быть дискредитирована, поскольку предприятие не получит ни нужного качества продукции, ни сроков исполнения задания.
Вывод отсюда простой: нельзя рассматривать удаленного работника как временную и предельно дешевую рабочую силу, не делая его полноценным членом команды. Видя такое циничное к себе отношение, он его вернет работодателю, что называется, с процентами. А у руководителя будут все основания сделать вывод, что удаленная форма работы себя якобы не оправдала и не прижилась...
Сергей АЛЬБЕРТОВИЧ
Комментарии
не всегда, напр. СЕОшник "под оком начальства" (в офисе) может получать вдвое больше "удаленщика". Хотя большое "спасибо" тут надо сказать соотв. "копеечным" интернет-сервисам (с "копеечной" же отдачей).
Ну, нормально. Как ""удаленщик" на окладе" со стажем в 10 лет - в целом согласен.
Отличная статья. С подобной практикой пришлось столкнуться, когда набирала "удаленщиков" себе в газету (в бытность давнюю главредом). В итоге старший следователь областной прокуратуры случайно оказался прокурором(!!!)), а госпожа главред в 9 утра стояла у порога репроцентра с мольбами сменить кальки....