Анонс компании Canonical о разработке своего нового фирменного графического сервера Mir - это, безусловно, новость-бомба в мире FOSS. В обзоре коснёмся и темы расширений для графических рабочих окружений GNOME 3 и KDE 4. Также обратим внимание на распределённую систему распространения программ Zero Install 2, которой хотелось бы пожелать большей популярности у разработчиков ПО.
Бизнес, ничего личного
Саммит разработчиков Ubuntu, который прошёл на прошлой неделе, оказался более революционным в отношении дальнейшего развития дистрибутива Ubuntu, чем это ожидалось. 5-го марта разработчики Canonical сообщили фраппированной общественности, что они, оказывается, давно работают над фирменной графической подсистемой под названием Mir. И эта новость отодвинула далеко на задний план предложение вице-президента Canonical Рика Спенсера перейти на модель разработки rolling release.
Сервер Mir - это теперь новая альтернатива не только старой традиционной графической подсистеме X, но новому графическому серверу Wayland, в разработке которого компания Canonical совсем недавно сама принимала самое активное участие. Анонс Mir оказался неожиданностью даже для некоторых разработчиков экосистемы Ubuntu - например, для сообщества разработчиков Kubuntu, чей труд по интеграции с Wayland оказался теперь практически ненужным.
Мало того, резкий разворот Canonical делает и в отношении своего фирменного пользовательского интерфейса Unity. Сейчас этот интерфейс основан на технологиях GNOME 3 и GTK++. На смену этому интерфейсу придёт Unity Next, основой которого станут технологии Qt5, которые, например, используются в рабочем окружении KDE.
Но нет смысла пока вникать в технологические нюансы Mir и Unity Next. Во-первых, следует дождаться, когда станут доступны работающие прототипы этих подсистем. Хотя с критикой этих проектов уже выступили разработчики Wayland и X.org. А сам глава Canonical Шаттлворт, конечно же, полон оптимизма и называет новый сервер Mir "фантастическим произведением инженерного искусства, создаваемым командой очень талантливых и мотивированных разработчиков".
Первый прототип Unity Next, основанного на Mir, будет доступен в начале мая. В октябре 2013 года планируется обеспечить полную интеграцию Mir и UnityNext с дистрибутивом и задействовать данные компоненты в редакции Ubuntu для смартфонов.
Во-вторых, именно мобильные системы и явились той причиной, по которой создаётся новый дисплейный сервер Mir и Unity Next. Налицо желание Шаттлворта полностью контролировать всю разработку графического стека Ubuntu и Ubuntu Phone. И здесь он поступает точно так же, как и компания Google, которая контролирует Android, создав для этой мобильной ОС собственный вариант виртуальной Java-машины Dalvik.
Поэтому развернувшиеся в Сети холивары между сторонниками Canonical и сторонниками Wayland большого значения не имеют. Марк Шаттлворт в данном случае руководствуется исключительно своими бизнес-идеями. Хотя есть предчувствие, что не доведёт до добра главу "каноников" эта его новая страсть к мобильным устройствам.
Расширения для рабочих окружений
Мир свободных дистрибутивов и графических оболочек не сошёлся клином на Ubuntu и Unity. Например, всем известный холиварщик, тролль и по совместительству лидер разработки ядра Linux Линус Торвальдс в последнее время возымел привычку менять системы и графические оболочки чаще, чем собственные носки. Сначала он использовал KDE и ругал GNOME. Потом он перешел на GNOME; потом - на Xfce, заодно поменяв дистрибутив Fedora на openSUSE. Потом он снова вернулся на KDE и Fedora. И каждый раз он нахваливал свой текущий выбор и "топтался" на предыдущем.
Вы будете смеяться, но недавно г-н Торвальдс вернулся обратно на графическую среду GNOME 3, которую ещё недавно называл "безумным хаосом". Правда на этот раз о своём возвращении на "Гном" он сообщил скромненько и без ругательств в одном из комментариев на Google+: "But I'm actually back to Gnome3". И это ещё раз подтверждает сделанные нами ране предположения, что GNOME 3 повторит путь KDE 4: сначала его будут жестоко критиковать, а потом всё стерпится и слюбится.
Рабочая среда GNOME 3 критиковалась за излишнюю простоту и отсутствие множества необходимых настроек. Однако GNOME 3 имеет возможность увеличивать функциональность за счёт расширений. И для этих расширений создан даже специальный репозиторий, позволяющий в один клик из браузера установить в GNOME 3 нужный аддон.
Мало-помалу, но за прошедшее время этот репозиторий заполнялся всё новыми и новыми расширениями, и теперь их там около четырёхсот. И чтобы обозреть функциональность, предоставляемую этими аддонами, нужна отдельная статья.
Непосредственно сам Линус Торвальдс отмечает, что именно при помощи этих расширений он практически преобразил в лучшую сторону GNOME 3 у себя на компьютере.
Возможность создания плагинов и расширений является одной из важных причин популярности той или иной программы. Достаточно вспомнить Total Commander для Windows, браузеры Chrome, Firefox, Opera. Есть аналоги расширений и для главного конкурента GNOME 3 - рабочей среды KDE Software Compilation, которую, в отличие от третьего "Гнома", принято ругать за чрезмерную сложность. Эти расширения называются виджеты или плазмоиды, так как они интегрируются непосредственно в фреймворк рабочего стола KDE Plasma.
Сообществом KDE на данный момент создано огромное количество виджетов. Некоторые из них являются простенькими информерами, другие же - это практически полноценные приложения. Например, плазмоид Magic Folder позволяет пользователям задавать для файлов выборочные правила, так что любой файл, помещенный в папку Magic, будет "магически" отсортирован в вашей файловой системе. Например, можно установить правило, чтобы все файлы с расширением .jpg перемещались в папку "Фотографии". Из популярных расширений для KDE, можно отметить плазмоиды для ведения микроблогов, улучшенного управления звуком, проверки почты GMail, обращения к "облачным" сервисам.
Есть и специальный репозиторий плазмоидов, который расположен на специальном сайте графической среды KDE. И на данный момент там этих плазмоидов более пятисот.
Но разработчики KDE решили, что этого мало и специально для создателей виджетов представили первую версию среды разработки Plasmate Workspaces SDK. Предназначение Plasmate - сделать создание плазмоидов как можно более простым и быстрым.
Рабочая среда Plasmate нацелена упростить и автоматизировать многие аспекты разработки новых виджетов: создание проекта, редактирование кода, управление ресурсами, тестирование работы и публикацию виджета в репозитории. Например, в Plasmate можно быстро создать новый плазмоид на основе уже существующего и сразу опубликовать его в KDE Apps.
"Нулевая установка"
В мире СПО часто появляются проекты, которые обладают многими замечательными достоинствами, но при этом всё равно страдают недооценённостью со стороны широкой публики. К таким проектам однозначно относится система распространения программ Zero Install, версия 2.0 которой как раз была представлена на прошлой неделе после двух лет разработки.
Система Zero Install имеет очень интересную концепцию. Это одна из попыток решить задачу распространения и установки программ, минуя официальные репозитории. Другими словами, это распределённая система дистрибьюции приложений, которая позволяет разработчикам приложений организовать их распространение непосредственно со своих Web-сайтов.
Система Zero Install также на данный момент и достаточно хорошо реализована. Например, для пользователей Zero Install предоставляет такие возможности как автоматическую установку обновлений, установку разных версий одной программы, обработку зависимостей и верификацию источника пакетов по цифровым подписям.
Для работы не требуются привилегии суперпользователя. Приложения устанавливаются в домашнюю директорию пользователя, и каждая программа устанавливается в свою поддиректорию.
При этом Zero Install не является самостоятельным менеджером приложений и использует стандартные системные средства управления пакетами. Например, в новой версии системы появилась возможность использования штатного пакетного менеджера для доустановки зависимостей из основного репозитория дистрибутива. И существуют версии Zero Install не только для Linux, но и для Windows, Mac OS X.
Для контроля целостности и проверки валидности источника приложения используется система цифровых подписей. Для подозрительных приложений предусмотрена функция запуска программ в безопасном режиме.
Казалось бы, всё есть для полного счастья разработчиков и пользователей. Но вот всё равно большой популярности у системы нет. И хотя с использованием Zero Install в едином Интернет-каталоге подготовлено много пакетов, большинство из них уже устаревшие. Например, из трёх установленных с помощью Zero Install программ, у меня на последней Ubuntu запустилась только одна.
Возможно, Zero Install нужно стать более специализированной системой - например, для распространения компьютерных игр. В любом случае не хотелось бы, что бы этот интересный проект не нашёл своего места мире свободного ПО.
Михаил АСТАПЧИК