При подготовке обзора был проведен анализ нормативных правовых актов включенных в течение месяца в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее - НРПА). Документы представлены в соответствии с разделами НРПА. После реквизитов документа в скобках указывается дата и номер регистрации в НРПА.
С 1 июля 2012 года единственным источником официального опубликования правовых актов является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации.
Нормативные правовые акты государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Беларусь
Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 16 октября 2012 г. № 79 "О некоторых вопросах функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь" (19.10.2012 № 7/2222)
Приказом утверждены:
- Концепция развития Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь;
- Положение о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - Положение о ГосСУОК);
- Положение о Межведомственном консультативном совете по развитию Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
- Концепцией развития Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - ГосСУОК) определены основные направления развития ГосСУОК.
Для построения ГосСУОК выбрана иерархическая модель архитектуры открытых ключей, которая совместно с механизмами безопасного связывания уникальных имен субъектов (пользователей и систем) и их открытых ключей является основой технологии обеспечения аутентификации, конфиденциальности, целостности, подлинности и невозможности отказа от участия в обмене информацией и электронными документами в электронных коммуникационных средах Республики Беларусь, в которых для решения вышеуказанных задач используются криптографические алгоритмы и протоколы с открытыми ключами.
Основными функциональными компонентами, реализующими сервисы ГосСУОК, должны являться корневой удостоверяющий центр, подчиненные удостоверяющие центры, регистрационные центры, реестры сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей, архивы сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей.
Для оказания услуг по распространению в ГосСУОК открытых ключей соответствующие организации должны быть аккредитованы Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее - ОАЦ).
В соответствии с утвержденным Положением о ГосСУОК система предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах проверки электронной цифровой подписи и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней организаций, оказывающих услуги по распространению открытых ключей (далее - поставщики услуг).
ОАЦ в рамках полномочий по регулированию в сфере функционирования ГосСУОК:
- определяет порядок функционирования ГосСУОК, условия и порядок аккредитации поставщиков услуг, осуществления контроля за соблюдением ее условий, порядок взаимодействия с инфраструктурами открытых ключей других государств;
- утверждает планы развития ГосСУОК, политику применения сертификатов открытых ключей и регламентов удостоверяющих центров, аккредитованных в ГосСУОК;
- осуществляет аккредитацию и контроль за соблюдением условий аккредитации поставщиков услуг в ГосСУОК.
Для координации вопросов развития ГосСУОК при ОАЦ создается Межведомственный консультативный совет, порядок функционирования которого определяется соответствующим положением.
В Положении о ГосСУОК также определены основные функции ГосСУОК, корневого удостоверяющего центра и подчиненных удостоверяющих центров.
Положением о Межведомственном консультативном совете по развитию ГосСУОК определено, что совет создается ОАЦ, которым осуществляется информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности совета.
Основной задачей совета является выработка предложений по развитию ГосСУОК и совершенствованию механизмов ее функционирования.
Персональный состав совета утверждается приказом ОАЦ. Членами совета являются сотрудники ОАЦ, представители других государственных органов и организаций.
Приказ вступил в силу с 25 октября 2012 г.
Нормативные правовые акты Национального банка, министерств, иных республиканских органов государственного управления
Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15 августа 2012 г. № 27 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения адресной системы" (9.10.2012 № 8/26459)
Постановлением утверждена Инструкция о порядке ведения адресной системы, которой определен механизм создания и ведения реестра адресов, а также порядок предоставление информации из реестра адресов и порядок доступа к его информации.
Постановление вступило в силу 17 октября 2012 года.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 октября 2012 г. № 118 "Об утверждении Положения о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им" (16.10.2012 № 8/26482)
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением, республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, это организационно-техническая система, включающая совокупность сведений локальных баз данных управлений образования областных исполнительных комитетов и комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделов (управлений) образования городских (районных) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, отдельных учреждений, которые содержат документированную информацию о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Республиканский банк данных является государственным информационным ресурсом, владельцем которого является Министерство образования Республики Беларусь, а эксплуатирующей организацией - учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь".
Положением определен порядок заполнения формы личной карточки ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок компьютерного ведения локальных баз данных и порядок пользования республиканским банком данных.
Постановление вступило в силу с 25 октября 2012 года.
Н.Н. РАДИВАНОВИЧ,
заместитель директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь
Горячие темы