Сегодня нет особенной необходимости убеждать кого-либо в том, что государство должно иметь четкую и ясную позицию относительно путей и методов создания и развития эффективной системы распространения правовой информации в Республике Беларусь. Эта задача имеет особое значение, так как система распространения правовой информации является важнейшим, базовым элементом инфраструктуры и одним из ключевых условий развития Беларуси как цивилизованного правового государства.
Правовая информация традиционно распространяется через печатные издания. Даже сегодня, в информационную эпоху, СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения. Большая часть пользователей правовой информации в силу сложившихся привычек и навыков предпочитают воспринимать правовую информацию, воспроизведенную на бумаге. Ожидать полной, стопроцентной переориентации потребителей, предпочитающих бумажные носители, на использование компьютерных информационных правовых систем (далее - ИПС) в ближайшие годы вряд ли следует.
Недостатки использования печатных изданий для обеспечения доступа к правовой информации тоже очевидны. Это относительная ограниченность объема публикаций, неэффективность хранения больших массивов информации и поиска в них конкретных документов, низкая оперативность при передаче информации. Последнее особенно остро проявляется в том, что любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления газет и журналов в регионы.
В настоящее время ключевую роль играют компьютерные технологии распространения правовой информации. Они стали своего рода фундаментом всей системы распространения правовой информации, а также источником информации для абсолютного большинства остальных СМИ и консультантов.
История развития компьютерных
правовых систем
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. В то время, вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций, в мире впервые стали появляться ИПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов, которое было не под силу обычным библиотекам. Так, например, созданная в 1986 г. австрийская система юридической информации RDB на 1993 г. содержала уже более полумиллиона документов, в том числе 150 тысяч судебных решений. Система RDB - полнотекстовая (то есть содержащая полные тексты всех входящих в нее документов), однако исторически первоначально были созданы системы в виде электронных картотек, то есть своего рода грандиозные "электронные каталоги". Они давали возможность найти полные сведения о реквизитах документов, интересующих пользователя, - названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д.
В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю, в первую очередь, необходимо было обращаться в специальное информационное бюро. И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик - от двух до восьми дней.
Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме, обладая сетью терминалов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.
Все электронные картотеки при всех их достоинствах отличает то, что они не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов. Поэтому более удобны полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.
Разработка LEXIS, одной из самых известных полнотекстовых СПС США, началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp.
Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе и через сеть Интернет.
В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют ИПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, ELITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE; в Бельгии - CREDOC; в Германии - Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии - FINLEX; во Франции - IRETIV, SINDONI и т.д. Причем в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер.
С некоторым запозданием развитие компьютерных ИПС началось и в Республике Беларусь в 90-х гг. прошлого века.
Обзор рынка ИПС в Республике
Беларусь
За последние пятнадцать лет в Беларуси появилось достаточно много компаний-разработчиков систем, осуществляющих поставку и текущее обслуживание ИПС.
В числе систем, созданных государственными организациями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных органов и других потребителей правовой информации:
а) ИПС ЭТАЛОН (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь),
б) информационно-поисковая система по финансово-бюджетному законодательству (Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь"),
в) система "ЭТАЛОН - ИССБАНК", используемая в рамках "ИСС БАНК" Расчетного центра Национального Банка Республики Беларусь (Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь).
В числе систем, созданных коммерческими компаниями-разработчиками:
а) СПС "КонсультантПлюс" (разработанная АО "Консультант Плюс", г. Москва, и распространяемая в Республике Беларусь Обществом с ограниченной ответственностью "ЮрСпектр"),
б) САС "Главбух-Инфо" (Общество с ограниченной ответственностью "Главный бухгалтер - ИНФО"),
в) электронная справочная система "ЭКСПЕРТ" (Общество с дополнительной ответственностью "Экспертцентр"),
г) справочно-правовая система ЮСИАС (Совместное общество с ограниченной ответственностью "Информационно-правовое агентство "Регистр"),
Степень распространенности продуктов той или иной компании на белорусском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть достаточно субъективными.
На сегодняшний день сложились следующие стандарты качественного сервиса по обслуживанию ИПС:
а) бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;
б) гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;
в) обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;
г) техническая поддержка систем на компьютере пользователя;
д) возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.
Отдельно как способ распространения правовой информации можно рассматривать размещение ее как ресурса в сети Интернет. Бурное развитие технологий в сети Интернет, а также доступность для массового пользователя выдвигает данный способ на первые позиции. Правовые интернет-ресурсы доступны вне зависимости от местоположения конкретного пользователя, информация обновляется централизованно и "мгновенно", не требуется поставлять конкретному пользователю полный массив и в дальнейшем его обновлять. Как пример можно привести известный правовой ресурс - Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by).
Дальнейшее развитие государственной системы правовой информации невозможно без внедрения и использования передовых компьютерных технологий.
Александр
Кондратьевич МУРАВЬЕВ,
начальник управления программного
обеспечения НЦПИ
Горячие темы