Исполнительный директор QAI Global Institute видит множество возможностей на международном ИТ-рынке для Беларуси.
Для Беларуси уже перестали быть диковинкой визиты заметных в ИТ-индустрии на международном уровне фигур. Тем не менее, визит исполнительного директора QAI Global Institute Томаса Тикнора - событие для отечественной high-tech-отрасли во многом знаковое. Потому что, во-первых, сам институт является одной из крупнейших и авторитетнейших организаций по подготовке и сертификации ИТ-специалистов, а во-вторых, это означает, что Беларусь стала интересной для подобных организаций, и это само по себе не может не радовать. Впрочем, гораздо лучше о целях своего визита и о его итогах может рассказать читателям "Компьютерных вестей" сам Томас.
- Какова основная цель вашего визита в Беларусь?
- Несмотря на то, что у нас уже есть достаточно длительный и положительный опыт работы с белорусскими специалистами в лице "Белхарда", чтобы составить более полное представление о белорусской ИТ-отрасли, нужен был личный визит. Поэтому главной целью было знакомство с рынком. По моему мнению, Беларусь - одна из скрытых жемчужин мирового ИТ-рынка. Беларусь должна предпринять усилия для того, чтобы сделать свой рынок заметным на мировой сцене, и QAI поможет ей в этом. Это часть долговременной стратегии.
- Почему вы выбрали именно "БелХард" для партнерства?
- Это достаточно крупная и успешная организация. Мне достаточно сложно, сидя в своём кресле в Орландо во Флориде, видеть через океан все возможности, но наши исследования показали, что "БелХард" подходит нам для сотрудничества.
- Как вы оцениваете свой визит в Беларусь?
- Это моя первая поездка в Восточную Европу и, в частности, в Минск. Мне очень понравился город, единственный минус - то, что у вас после Флориды холодно. Было много встреч: с представителями Министерства образования, университетов, Академии наук, бизнеса. Это был напряженный визит, но очень полезный.
- Как вы считаете, сможет ли Беларусь стать действительно заметным игроком международного ИТ-рынка?
- У меня уже есть определённый опыт работы со специалистами из вашей страны - в основном, с сотрудниками "БелХард Групп". Должен сказать, что все они являются профессионалами в своей сфере. Но этого мало. На мой взгляд, одним из критических факторов успеха для страны в целом является поддержка бизнеса правительством. Причем не только законодательная, но и информационная, и финансовая. Последняя должна включать в себя обучение студентов по целевым специальностям, финансирование разработки новых образовательных программ. Государство должно взять инициативу в свои руки.
- Но почему, например, в США ИТ-индустрия развилась без особой поддержки со стороны государства?
- Дело в том, что в США совсем другая ситуация. В США очень динамичный бизнес-сектор, многие представители которого, как IBM, например, ведут свой бизнес уже более ста лет, и много крупных компаний. Им просто не нужна поддержка со стороны правительства. Но в других странах, даже таких больших, как Китай, где структура экономики отличается от американской, взаимодействие государства и бизнеса становится очень важным.
- На ваш взгляд, какими преимуществами обладает Беларусь для развития ИТ-индустрии?
- У вас достаточно много образованных людей, которые в большинстве своём понимают английский и даже говорят на нём. Английский язык, как вы знаете, сегодня стал языком международного технического общения, и его знание очень важно для успешного выступления на международной бизнес-арене. В частности, один из очень больших плюсов Индии заключается именно в знании английского языка её жителями, хотя они и не всегда ясно выражаются на нём.
- А кроме языка, есть ли у белорусских специалистов достаточный опыт, уровень в главном - в программировании?
- Здесь главным плюсом программистов из Восточной Европы - в том числе, России, Беларуси, - может стать как раз не умение программировать, а знание математики. В США студенты, решившие стать "айтишниками", изучают computer science - это не тот же факультет, что и математический. У вас эти дисциплины объединены. Я думаю, одна из возможностей для Беларуси заключается в позиционировании себя как ИТ-центра для высококачественной и наукоёмкой работы. Но здесь важна и культура разработки программного обеспечения, которую также следует развивать, потому что она является одной из составляющих качества.
- А если сравнить уровень белорусских программистов с Индией, с Китаем, достаточно ли он высокий?
- К сожалению, у меня недостаточно информации, чтобы делать такие сравнения. Но мне кажется, что в целом уровень образования белорусских специалистов достаточен для создания успешной по мировым меркам ИТ-отрасли.
- На ваш взгляд, должны ли университетские программы для подготовки ИТ-специалистов меняться быстро или лучше классическое образование?
- Конечно, перемены в ИТ-отрасли происходят очень быстро. В США, например, где распространены 4-летние программы обучения, нередка ситуация, когда за время обучения, то есть за четыре года, технологии успевают измениться. Университеты должны стараться поддерживать свои образовательные программы в актуальном состоянии. Конечно, академические программы - это не то, что можно изменить за одну ночь. Качественные университетские программы должны включать и общеобразовательные предметы: химию, физику, географию... Мы помогаем университетам дать своим выпускникам больше практических навыков.
- Что вы думаете о проекте "ИТ-страна"?
- Я думаю, что образование, в любом случае, это знания, но не навыки. Высшая школа обычно даёт достаточно широкий спектр знаний в разных областях, а навыки приобретаются уже после. Поэтому, если есть знания, то тренингов для получения навыков будет достаточно для подготовки.
- Какова роль QAI в этом проекте?
- Когда речь идет о международных проектах, необходимы международные стандарты, потому что в той же сфере образования национальные стандарты могут заметно отличаться. QAI проводит сертификацию как отдельных специалистов, так и целых компаний, подтверждая их соответствие международным стандартам, принятым на этом рынке. Когда компания переносит критическую часть своего бизнеса в другую страну, сертификаты у партнеров - то, что интересует её в первую очередь. Дело в том, что бизнесмены из США, Канады, Европы, заказывающие проекты у индийских или белорусских программистов, не знают о них ничего. Сертификаты помогают заказчикам как-то идентифицировать исполнителей.
- Планирует ли QAI открыть сертификационный центр в Минске?
- Наша политика заключается в действии на локальных рынках через наших партнеров - в случае Беларуси таким партнером является "БелХард".
- Есть ли уже в Беларуси сертифицированные вашим институтом специалисты?
- Да, уже есть определённое число специалистов, которые сдали необходимые для получения сертификата экзамены. Но это только первый этап нашей совместной с "БелХардом" программы. Я уверен, что в дальнейшем число таких специалистов увеличится. Именно над этим мы планируем работать в ходе моих следующих визитов в Беларусь.
- А что "БелХард" уже сделал в рамках вашей совместной программы?
- Прежде всего, они нашли подходящих специалистов, и мы провели тренинг, чтобы строить базу - она и должна начинаться с инструкторов, преподавателей. Но это только малая часть того, что нам всем предстоит сделать.
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Справка "КВ"
QAI Global Institute основан в 1980 году и с тех пор успешно действует в Орландо (Флорида, США). Специализируется на создании образовательных продуктов и сервисов для ИТ-индустрии, проведении сертификации специалистов. Проводит исследования на рынке труда ИТ-специалистов. К настоящему времени институт обучил более 140 тысяч и сертифицировал ещё около 40 тысяч ИТ-специалистов в разных странах.
Горячие темы