Как сэкономить собственные деньги и начать разбираться в экономике. Чтобы разобраться в этих вопросах, Константин Журавский предлагает сыграть в настольную игру Flixa Classic. Почему белорусы бездумно относятся к деньгам, как выйти из онлайна в реальность, как «накраундфандить» в Беларуси - в нашем интервью.
- Чем Flixa Classic будет отличаться от других экономических игр?
- Своей простотой, неоднозначностью и обучающим эффектом. Но главной - позитивностью и невозможностью негативного влияния на других игроков. Проиграть в игре можно только если Вы никак не будете контактировать с другими игроками, не будете вести совместных сделок и не будет кооперировать. Успех каждого зависит от успеха всех игроков.
Тест игры - группа абсолютно незнакомых с экономикой и Фликсой людей разобралась с правилами игры всего за полчаса
- Почему Вы считаете, что большинство взрослых не имеет никакой финансовой грамотности?
- Об этом говорит отсутствие какого-либо финансового планирования в большинстве семей. Максимум - это экономия на что-то, что хотят купить в будущем. Вот очень простая вещь, которая удивляет многих: знаете ли вы, что ежедневно ваша заработная плата уменьшается? Когда я это спрашиваю, люди удивляются. И знаю всего несколько человек, которые понимают о чем говорю.
Ведь действительно, многие нанимаются на работу с фиксированной ставкой, не учитывая инфляцию рубля и рост цен. Более продвинутые привязывают свою зарплату к иностранной валюте в эквиваленте. Но и это не выход в долгосрочной перспективе. Мало кто знает, что доллар обесценивается в среднем в два раза за каждые десять лет, а его покупательная способность падает.
А значит, если сегодня устроились на работу за $1500 в месяц в эквиваленте, и не прописали в контракте дисконтирование ее относительно покупательной способности доллара, то через 10 лет вы будете получать в два раза меньше де факто, хотя де юре это будут те же самые $1500. Есть даже специальный сайт, показывающий сколько чего можно было купить на 1$ в разные годы.
- Как поможет игра разобраться в экономических вопросах?
- В игре очень много касается экономических рисков и колебаний курсов акций. Игроки могут научиться грамотно распределять ресурсы и инвестировать деньги без потерь, управлять своими финансами и контролировать бюджет. Игроки могут увидеть как дорогой кредит может повлиять на их кошелек и когда выгодно брать его, а когда не стоит. Покажет, насколько важны и полезны страхование и депозиты. Раскроет, почему инвестирование в недвижимость в долгосрочной перспективе может быть выгодным или убыточным.
Важное место в игре занимает ведение учета личных финансов и тренировка счета
- Игра подходит только для белорусов или же ориентир на кого-то еще?
- Flixa Classic - уникальная игра, которая проста вне зависимости от границ. Она достаточно проста и понятна и белорусам, и шведам, и туркам. Англоязычная версия уже используется в Латвии в образовательных программах. Русскоязычная версия во всю используется на всем пространстве Российской Федерации от Балтики до Владивостока и в Беларуси. Самое интересное - это фото, которое я откопал недавно в интернете, где группа людей играет во Фликсу в Гоа, Индия:
На самом деле Flixa уже побывала почти на всех континентах
- Кому будет интересна эта игра?
- В первую очередь тем людям, которые заинтересованы в росте своих доходов, в развитии и успехе. Это предприниматели, бизнесмены, менеджеры. Также игра будет интересна родителям, которые хотят научить своих детей предпринимательству и экономике с детства.
У нас есть потрясающая история, когда мальчик в летнем лагере сыграл в нашу игру. Купил коробку. Когда приехал со смены домой, он заказал у мамы целую стопку книг по экономике и твердо сказал, что будет поступать в экономический ВУЗ. Думаю, игра дала толчок в сознании уже не одному ребенку. Надеюсь, когда-нибудь кто-то из миллионеров скажет, что в детстве он играл во Фликсу. Оттуда и его желание стать богатым.
Взрослые играют в игру на равных с детьми и с одинаковым интересом
- Сейчас век компьютерных технологий. Большинство сидит в онлайн-играх. Почему людям захочется выйти из онлайн-пространства и начать играть в эту игру?
- Я могу сказать, что это уже жестокое заблуждение. Сейчас наблюдается отток пользователей из соцсетей и компьютеров в реальную жизнь. "Настолки" обретают новый виток развития. К примеру, на профильной выставке в Эссене этой осень ожидали 170 000 человек. По факту было более 174 000... и количество растет.
Сам рынок настольных игр прирастает ежегодно на 30%. А самое интересное - сейчас только начинают внедрять компьютерные технологии в настольные игры. Начинают появляться игры с серверной частью для подсчета очков или виртуальной анимацией.
Так что в будущем я ожидаю сращение настольных и компьютерных игр. И при это развиртуализация станет ключевым фактором - люди любят больше общаться в реальности. Даже если они с мобильниками и постоянно в соцсетях, но все равно сидят рядом. Ничто не может заменить именно живого общения. Настольным играм сейчас не хватает самого малого - быстрого ввода в игру и компьютерных спецэффектов, которые буквально вот сейчас становятся доступны благодаря развитию мощностей смартфонов и технологий (типа MSQRD).
Эссен 2016 - один из 7 громадных залов, где несколько тысяч компаний представили более десятка тысяч настольных игр
- Какие самые главные вопросы в экономике, в которых наше население неграмотное, на Ваш взгляд?
- Финансовое планирование и пенсионное обеспечение. Об этом задумывается лишь наиболее экономически активная часть населения, и это - не более 10%. Большинство людей живут сегодняшним днем и не задумываются о завтрашнем. Даже у, казалось бы, самой умной и перспективной на сегодня прослойки - программистов в большинстве нет ни депозитных вкладов, ни страхования, ни пенсионной программы. Они слепо доверяют свои деньги ФСЗН и подобным организациям. Живут на широкую ногу. И потом очень удивляются, когда вдруг снижаются доходы.
Игра как раз обучает планировать расходы: на снимке тестировщик игры Антонина вынуждена потратить $50 на организацию дня рождения по условиям выпавшей карточке
Большая часть населения не смотрит в будущее. А ведь уже очень скоро многие профессии просто исчезнут! Я на больших мероприятиях рассказываю, например, историю про первый коммерческий рейс беспилотного грузовика от Uber. И все логисты и водители смотрят на меня как на еретика. Или вот еще история про первую сделку в мире, прошедшую целиком без бухгалтеров и юристов: товар сам продался, сам подал документы на таможню, сам растаможился в стране получатели и уехал себе на полки магазина. Святой трепет от этих слов в глазах будущих безработных показывает обычно их ужас и недоверие.
Какой вывод? Пока у вас есть хорошая зарплата - хотя бы задумайтесь о подушке безопасности и степень своей финансовой защищенности и свободы. Вот именно этому очень хорошо обучает игра Flixa Classic, где игрокам надо рассчитывать свои риски.
- Это первый опыт в краудфандинге? Почему таким способом решили деньги собирать?
Вообще, до этого у меня было несколько подобных опытов - один раз мы сами собирали предварительный заказ, два раза участвовали в российском краудфандинге Boomstarter, и один раз делали его самостоятельно, сделав лендинг. Все три раза я был недоволен результатом - мы собирали мало, второй проект на Boomstarter провалился.
Потому я не возлагал никаких надежд на краудфандинг. А в этом году после выставки в Эссене я приехал с десятком новых идей, и вдохновленный увиденным решил выпустить второе издание игры. Я взял кредит и частные инвестиции, запустил процесс производства. И подумал, а почему бы не предложить людям купить игру заранее, еще до выхода со значительной скидкой. Я сделал пост в Фейсбуке. И был удивлен посыпавшимися на меня заказами! И практически тут же ко мне обратились из Талаки и предложили перенести все в цивилизованное место.
Вот так проект и попал на Талаку, где уже на пятый день собрал 74% от требуемой суммы. Игру поддержали репостами и информационно такие известные люди, как Владимир Савенок, Евгений Невгень, Александр Золотарев, Юрий Мельничек, Александр Скрабовский и многие-многие другие, практически весь свет стартап-сообщества Беларуси.
Теперь, скорее всего, мне даже не понадобятся тратить кредитные деньги на этот выпуск. На них, вероятнее всего, запущу следующую игру. Поддержать проект на Талаке можно на странице.
![Версия для печати Версия для печати](https://www.kv.by/sites/all/modules/print/icons/print_icon.png)
Комментарии
Молодец конечно, но в виде сетевого экономического симулятора это было бы гораздо более востребовано.