В Беларуси отношения среди субъектов индустрии создания программного обеспечения в сфере авторского права прошли начальную стадию и сейчас переживают сложный период становления. Софт все больше пишется по договорам подряда, хотя десять лет назад нормой были устные договоренности без каких-либо письменных контрактов. Тем не менее, без авторского договора на созданный программный продукт, с юридической точки зрения, авторское право не возникает. Если объект интеллектуальной собственности создан, но юридически не оформлены права на авторство, то наступает ситуация, которую специалисты называют не иначе, как проблемной. Особенно, если разработка имеет коммерческие перспективы.
Практики отмечают несколько ситуаций, близких к патовым в смысле правоотношений. К примеру, если исполнитель оформляет на себя авторское право на созданный программный продукт и расторгает договор подряда с нанимателем, то что тогда получит инвестор, вкладывавший в проект деньги и предоставивший дорогостоящие комфортные условия для работы автора? Другая проблема, например, состоит в вопросе, каким образом наследники узнают о наследовании авторских прав в случае смерти автора, если программное обеспечение нигде не зарегистрировано? Положение усугубляется тем, что в Беларуси сложилась практика, когда в 99% случаев с трудовым договором не заключается авторский договор. А такие сделки в случае судебного разбирательства вполне могут быть признаны недействительными. К тому же, с точки зрения законодательства, результат опытно-конструкторской разработки может как являться объектом авторского права, так и нет.
Любопытным подходом к решению проблемы на нынешнем этапе развития законодательства в Республике Беларусь является депонирование созданного программного продукта в Торгово-промышленной палате. Депонирование нельзя назвать полноценной правовой регистрацией программного обеспечения, но эта процедура расставляет акценты кто автор, а кто правообладатель на программный продукт. Практика депонирования, основанная на заявительном принципе, пришла из США, что значительно облегчает юристам работу по доказыванию авторства. Между тем, по первым оценкам, в Беларуси множество авторов, создавших софт в частном порядке, напрочь отказываются быть упомянутыми в какой-либо регистрации, имеющей правовой статус. Видимо, многие белорусские авторы программных продуктов предпочитают получать доходы без какой-либо "засветки", способной привлечь внимание фискальных органов. Поэтому депонирование, призванное разграничивать авторство и правообладание, пока на практике, в основном, в качестве заявителей работает по критерию "объявлен наниматель-инвестор, а автор пожелал остаться неизвестным". Да и реальные результаты депонирования Торгово-промышленной палаты измеряются всего несколькими десятками компьютерных программ.
Впрочем, стоит отметить, что вопрос об авторстве на софт может быть установлен только на судебном заседании, а никак не по реестру депонирования Торгово-промышленной палаты. Депонирование - сугубо добровольный подход, не обязывающий к чему-либо с точки зрения права. Однако проведенное депонирование очень удобно при заключении сублицензионных договоров, а также для расстановки точек над "i" в судах при возникновении вопросов в отношениях автора и нанимателя. Юристы из софтверных компаний, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "КВ", отмечают, что на нынешнем этапе развития Беларуси депонирование, если смотреть с практической точки зрения, - шаг неплохой.
Александр ОАКЛИ