Объемы продаж лицензионного софта в Беларуси снизились, но число покупателей возросло.
Поставщик лицензионного ПО компания Softline проанализировала состояние рынка и подвела итоги развития софтверной отрасли республики в 2009 году. Оборот компании в 2009 году составил $10 млн. Учитывая тот факт, что Softline продолжает долгие годы оставаться лидером продаж лицензионного софта в Беларуси, можно оценить общий объем легального сектора продаж программного обеспечения на национальном рынке. Порядка 50% оборота в бизнесе Softline связано с продуктами американского разработчика Microsoft. На сегодняшний день Microsoft, пожалуй, самый активный иностранный производитель софта на белорусском рынке. 2 февраля 2010 года в Минске зарегистрировано юридическое лицо ИООО "Майкрософт Софтвер Бел", которое будет выполнять функции представительства Microsoft в Беларуси. Как заявил официальный представитель Microsoft в нашей республике Василий Карпицкий, в ближайшие месяцы офис Microsoft не только откроется, но и начнет активную работу. Срок начала полноценной работы определен не позже июля. Среди сотрудников минского офиса будет человек, который займется проблемами пиратства, а также, скорее всего, сотрудник по работе с государственными органами Республики Беларусь. Как отметил Василий Карпицкий, сейчас на территории Беларуси работают два дистрибьютора Microsoft - компании Elko Computers и "Асбис", а также 20 золотых партнеров и 100 просто зарегистрированных партнеров Microsoft. Компания Softline имеет наивысшие статусы партнерства Microsoft: компетенцию Microsoft Large Account Reseller для работы с крупным корпоративным бизнесом и высший уровень технологической компетенции Microsoft Gold Certified Partner.
На долю корпоративных клиентов приходится 75% продаж Softline. Структура сбыта софта выглядит следующим образом: 50% приходится на сегмент крупных предприятий, 40% связано с компаниями среднего уровня и всего 1% составляют продажи частным лицам. Предложение покупки программного обеспечения частным лицам, в основном, происходит через интернет-магазин Allsoft.by. В последнее время развитие интернет-магазина становится одним из основных направлений приложений усилий Softline. Компания увеличила число персонала, задействованного на обслуживании и развитии Allsoft.by, а также увеличивает бюджеты на продвижение интернет-проекта. По планам развития, дилеры программного обеспечения собираются максимально концентрироваться на продажах софта через Интернет. В интернет-магазине программные продукты покупают не только частные лица, но и организации малого бизнеса. В среднем, ежемесячно через Интернет проходит до 300 заказов на покупку программных приложений. Несколько лет назад дилеры лицензионного программного обеспечения в Беларуси наряду с продажами софта стали развивать сектор таких услуг, как консалтинг и обучение. На сегодняшний день в бизнесе Softline на поставку программного обеспечения приходится 90%, и уже 10% составляют услуги. Примечательно, что если в 2009 году не отмечалось высокого роста продаж софта, то обучающий бизнес, ориентированный на подготовку специалистов по работе с программными приложениями, существенно вырос. Надо отметить, что образовательные услуги чуть ли не единственный сегмент у дилеров программного обеспечения, который показал хороший рост. По словам управляющего директора минского офиса Softline Андрея Овсейко, сейчас белорусский учебный центр компании занимает долю в 55% рынка IT-образовательных услуг республики. Учебный центр обучает IT-специалистов по работе с продуктами Microsoft, Symantec, Citrix, Check Point, Autodesk и "Лаборатории Касперского".
С прошлого года в Беларуси прослеживается тенденция развития дилерами лицензионного ПО консалтингового направления бизнеса. Такие услуги включают в себя создание, комплексное обследование, развитие и техническую поддержку IT-систем предприятий, а также управление лицензиями на программное обеспечение в крупных компаниях. Особенно актуальны такие проекты для банков. Как сообщил Андрей Овсейко, на данном этапе работы завершен проект по проектированию и развертыванию Active Directory 2003/2008 для обеспечения единой аутентификации и управления безопасностью в банковской среде, а также проект по развертыванию постовой системы Exchange 2007 для совместной работы в банковской среде. В развертываемой интеграционной системе участвуют такие заказчики, как ОАО "АСБ Беларусбанк" и ОАО "Белвнешэкономбанк".
Что касается тенденций на рынке лицензионного софта, то наблюдается интерес к Беларуси со стороны прибалтийских дилеров и пассивное отношение российского бизнеса. Если российские партнеры Microsoft не очень стремятся делать шаги по работе на белорусском рынке, то прибалтийские партнерские компании Microsoft уже начали активную экспансию в Беларусь. Другой тенденцией отмечается рост числа покупателей лицензионного софта, но при этом наблюдается уменьшение объемов закупок. По оценкам Андрея Овсейко, за последний год прирост количества клиентов Softline составляет 20-25%. Однако денежный оборот не показывает существенного роста. Прогнозируется, что в 2010 году наибольшее развитие получит направление консалтинговых услуг и IT-образовательного бизнеса. Специалисты также отмечают падение уровня продаж пиратского ПО в Беларуси. Тем не менее, вряд ли на долю лицензионного ПО приходится более 20% белорусского рынка. Подавляющее преимущество все еще за нелегальным софтом.
Александр ОАКЛИ
Комментарии