В мае BSA опубликовала данные об уровне использования нелегального ПО в Беларуси. Оказалось, что 85% софта, установленного в нашей стране за прошлый год, является нелицензионным. Мы поговорили с людьми, которые выбирают только лицензионные программы, платят за фильмы, музыку, приложения. О том, почему использование пиратского ПО – это воровство, и сколько приходится платить за лицензионное - в нашем материале.
Нелегальный софт используют в Беларуси и простые пользователи, и большие компании. Ситуация не меняется уже много лет, но в прошлом году у нас впервые оштрафовали крупную торговую сеть, которая использовала нелицензионную Windows и пакет Office. Штрафы сети магазинов «Родная сторона» и ее сотруднику, которого в публикациях называли «ответственным за ИТ-инфраструктуру предприятия», составили соответственно 7.2 и 3.96 млн белорусских рублей «старыми» деньгами. Вряд ли такие суммы могут сильно напугать даже небольшую компанию.
Сколько стоит быть честным пользователем?
Дмитрий Волотко, веб-разработчик
- Легальные музыка и фильмы – недорогие. Музыка мне обходится в 4.5 доллара ежемесячно на всю мою семью. ПО либо выбираю бесплатное, либо очень осознанно подхожу к покупке, например, жду распродаж. Операционная система у меня уже несколько лет бесплатная – MacOS.
Если разделить годовые траты на легальное ПО и контент, то в месяц получается очень немного – примерно 30-35 долларов. И с каждым годом эта сумма становится меньше – продление лицензий стоит дешевле, нежели ее покупка, музыка дешевеет. Примерно половина от ежемесячных трат уходит на книги, они дешеветь не спешат.
Werdok Werdokarian, арт-директор, дизайнер
- Все ПО, которое у меня есть, лицензионное, а использую я практически весь пакет Adobe, некоторый набор купленных плагинов, Google SketchUp, набор архиваторов и прочих утилит. Из операционок у меня стоят MacOS – основная для работы, и Windows 10 – для игр в основном.
Дальше — веселее. К примеру, много людей не знают, что шрифты, например, тоже платные. Буквально недавно для проекта надо было выкупить полный сет начертаний за 276 долларов, хотя и это далеко не предел.
Изображения с фотостоков — тут вроде все понятно. Хотя их цена скачет от, скажем, 50 плюс-минус долларов за пакет из 5 фото до 600 и более долларов за одну фотографию.
Из непрофессионального: игры из Steam, игры для консоли, игры и приложения для работы с графикой, звуком и так далее для iPad и iPhone, музыка, фильмы в сервисах проката или в iTunes.
По сумме трат в месяц точно не скажу, она может заметно колебаться, но, думаю, около 200-600 долларов. Иногда больше, иногда меньше.
Катерина Трипутень, дизайнер
- Сколько уходит в месяц? Если честно, то я точно не считала, но надеюсь, что сумма не превышает 100 долларов в месяц. Это лимит.
Разработка ПО слишком «мозгозатратна», чтобы делать бесплатный продукт
Отношение к повсеместному использованию нелегального софта одинаковое практически у всех наших героев. Их мнение – сегодня все не настолько дорого, чтобы пользователи и, тем более организации, продолжали воровать ПО и другой лицензионный контент.
Катерина Трипутень
- Какое ПО использовать – личный выбор каждого. Мне неприятно пользоваться пиратским. У меня была работа, где работодатель предоставил своим сотрудникам ноутбук со всем лицензионным софтом. С тех пор я считаю, что большинство компаний могут использовать лицензионный софт в офисе, и на их материальном благополучии это не сильно скажется. Это правильно, и так должно быть.
Werdok Werdokarian
- Пиратство – это ведь конец развития. Зачем создавать что-то новое, если итогом будет голодная смерть? В надежде, что кто-то подаст копеечку? Нет, всем хочется более комфортных условий и на работе за ее пределами. Как ни крути, работают за деньги, а не за идею.
Мне порой кажется, что довольно много товарищей не курсе насколько мозгозатратна сфера производства качественного контента. Насколько она иссушает, несмотря на то, что и воодушевляет и «окрыляет».
Поэтому, на мой взгляд, нелегальное использование ПО — это такой большой транспарант «делайте нам бесплатно, мы вас, может, отблагодарим, а может поставим себе на устройство и будем пользоваться, а про вас забудем, но обязательно напишем гневный коммент, что вот это криво». Это если цензурно.
Например, можно произвести кучу автомобилей, поставить их на продажу, а граждане возьмут и будут на них кататься бесплатно. Абсурд? Ага. Но некоторые айтишные решения стоят ой как дороже автомобиля.
Грустен и еще один момент, когда политика «подсмотреть идею» встречается среди коллег. Можно, конечно, учиться на удачных примерах, но не надо их перерисовывать в коммерческих целях. Хотя это уже вопрос из серии денег-стыда за копипасту.
Дмитрий Волотко
Месячная подписка на легальные киноленты стоит как банка тушенки. А подписка на офисный пакет от Microsoft – как чашка кофе в столичной кофейне. Поэтому нельзя оправдывать повальное использование контрафакта только ценовой политикой продавцов софта и контента. Но снижать цены нужно, особенно для студентов и молодых специалистов. В Беларуси эта работа только начинается.
Покупателя нужно простимулировать к покупке, либо к легализации уже установленного ПО. Штрафами и сроками этот вопрос решить не получится. Для страны, которая 25 лет без зазрения совести воровала софт (от студента до государственных учреждений) такая стимуляция займет много времени. Это сложный процесс.
Путь к лицензии
При своей однозначной на сегодня позиции герои нашей статьи признаются, что более 10 лет назад сами использовали пиратское ПО. Что же заставило их перейти только на легальный продукт?
Werdok Werdokarian
- Нелицензионные программы использовать, конечно, приходилось. Году, эдак в 98-ом в школе-универе. Тогда и самого слова «лицензионность» во многих городах еще никто не слышал.
Потом, узнав заветный термин и поработав в области, где твои проекты копипастятся со скоростью копировального аппарата, я немного загрустил. Перебрался в город побольше и стал делать что-то максимально отличающееся от того, что было на безлико-однородном фоне. И вот в один из моментов я в очередной раз увидел точную копию своей работы только под другим брендом и от другого агентства. Тогда, к слову, был и первый суд на эту тему.
Очень весело было доказывать, что это твое в условиях, когда то, что нельзя было потрогать считалось вседоступным. Украл телефон — преступление. Над ним ведь работали, его упаковывали, везли, продавали. Работники тратили свое время, которое должно быть оплачено. «Слил» из инета песню на телефон — чего тут такого, это ведь всего-то mp3 (на то время)? В общем, с тех пор я начал полностью переходить на лицензию.
Дмитрий Волотко
- У меня началось все с понимания того, что я ворую. Это крайне неприятное ощущение, которое мы постоянно прячем. Это ведь не миллиард на шубохранилище, и даже не хлеб в магазине. Это «всего лишь» программа. Или песня. Примерно десять лет назад, когда я пришел к этому пониманию, купить легальный софт и контент было сложнее и дороже.
Катерина Трипутень
- Конечно, я использовала нелицензионный софт. Сначала меня это устраивало. Я считала, что лицензия – это что-то странное, дорогое, предназначенное для богатых. Зачем платить за то, что можно достать бесплатно? И тем более за «кражу» тебе ничего не будет, мы ведь живём в Беларуси! Так далеко от США и Microsoft. Немного напрягало, что Windows периодически приходилось переустанавливать и донимали вирусы, но это была данность, и о чем-то большем не приходилось думать.
Все начало меняться, когда я впервые купила ноутбук за границей с лицензионной Windows и антивирусом. И я почувствовала разницу! Все обновляется, ничего не «слетает». О вирусах я вовсе забыла. Также большое влияние оказал тот факт, что я получила второе образование по специальности графический и web-дизайнер.
Я подписалась на зарубежные журналы и начала по ним заниматься, чтобы развиваться в новой профессии. И столкнулась с проблемой буквально сразу. Хотела сделать надпись, где буквы были бы словно вырезаны изо льда, но в моем пиратском Photoshop не было нужных функций. И тогда мне стало очень обидно. Даже если я хочу расти и делать крутые дизайны, мне сложнее уже на самом старте – у меня нет нужного софта.
Я стала перед выбором: смириться и пробовать создавать нужный эффект в Photoshop, используя другие инструменты, пытаться найти нужный пиратский вариант Photoshop или перейти на сайт Adobe и разобраться что сколько стоит. Я остановилась на последнем и была приятно удивлена – все программы доступны за приемлемую для меня абонентскую плату в месяц. Установка не составила труда. Все регулярно обновляется. Есть доступ к большому количеству шрифтов, паттернов и другим дизайнерским вещам.
«Белорусы не перейдут на лицензию массово. Это утопия»
Пользователи, которые приобретают лицензионные продукты не только для работы, но и для личных нужд, в Беларуси все еще большая редкость. Поэтому мы попросили наших героев представить, что бы произошло, если бы белорусы вдруг резко и полностью перешли на легальное ПО, игры, музыку и фильмы.
Дмитрий Волотко
- Очень сложно давать ответ в формате ненаучной фантастики. Как только белорусы начнут платить за контент и софт, на рынок выйдут новые игроки, которые предложат много чего интересного. Например, популярные сериалы с белорусской озвучкой. Ведь хотелось бы, да? Но никто не будет вкладывать в это деньги, пока ситуация с контрафактом не начнет улучшаться.
Катерина Трипутень
- Белорусы не перейдут на лицензию массово. Это утопия. Но вот работодатели могут. Ноутбуки должны продаваться сразу с лицензией, нелицензионных программ в свободной продаже быть не должно. Хочешь контрафакт – придётся изрядно потрудиться, чтобы его найти.
Фильмы можно смотреть в кино или покупать лицензию, как это делают в Европе. Подписка на Apple Music всего за пять долларов в месяц даёт мне доступ ко всей мировой музыке. Мне больше не надо тратить время на поиск и скачивание. Еду в машине, понравилась песня по радио, узнала исполнителя, пара кликов – и песня звучит у меня оффлайн на iPhone.
Werdok Werdokarian
- Думаю, при массовом переходе на лицензию станет лучше. И для студий, и для производителей, и для издателей. И для пользователей, конечно. Появится больше стимулов для создания уникального контента, улучшения существующих версий.
Потому что рабочий процесс должен оплачиваться. Если этого не будет, то не будет стимула делать что-то новое, интересное, полезное, не будет смысла конкурировать за пользователя, который не поддерживает продукт рублем.
И под рабочим процессом я понимаю не только время сотрудника, но и износ стула, на котором он сидит, количество выпитого кофе – абсолютно все то, что на выходе дает продукт. Конечно, нельзя не учитывать кайф от того, что ты делаешь любимое дело. Но я могу с абсолютной уверенностью заявить, наблюдая за своими подчиненными, что сытый, довольный, в хорошей одежде и за хорошем компом дизайнер или креативщик, который после работы (иногда круглосуточной по несколько дней) может прийти домой и выпить абсента, завалиться на шелковые дизайнерские простыни спать на сутки, работает в тысячу раз качественнее во всех отношениях, чем дизайнер, который в 9-10 пришел, в 18-17 ушел.
Так вот и получается, что, когда деньги в итоге не доходят до разработчика, издателя, распространителя, на выходе мы получаем продукт не должного уровня. И, разумеется,начинаем орать, что это не то и сделано на коленке. Хотя стоит отметить, что и среди маленьких команд с небольшим бюджетом или среди распространяемых бесплатно продуктов попадаются очень достойные.
Сливать с торрентов или с файлообменников, минуя платежный момент — лишать автора того, что он должен был получить, то есть украсть у него.
Я считаю себя честным человеком и воровать не хочу. В целом, если честности станет больше, черт его знает, может и во всем остальном станет лучше.
Однако Вы совсем не правы. Зайдите на сайт Adobe и увидите, что месячная подписка на последнюю версию Adobe Photoshop стоит около 10 $. При оплате за российские деньги - еще дешевле.
Microsoft Office по месячной подписке на 5 компьютеров - что-то около 7-ми евро.
Так что не надо вводить народ в заблуждение утверждениями о том, что на лицензионное ПО такие неподъемные цены.