Наиболее распространенные мобильные мошенничества

В последнее время, в связи с популярностью мобильной связи, увеличивается и число мошеннических действий в этой сфере. В России, например, по оценкам специалистов, с такими мошенничествами уже столкнулись порядка 15% абонентов.

Агентство Bojole провело специальное исследование. В результате получился список самых распространённых "мобильных лохотронов", с которыми чаще всего сталкиваются абоненты мобильной связи.


"Случай с родственниками"

В данном случае мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся), и приходится звонить с чужого. Предстоит ещё очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долл. и продиктовать по телефону её секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, "пострадавший" просто вешает трубку.

Если же номер проходит, то может последовать продолжение. После пополнения баланса мошенники ещё раз перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен - от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долл.). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное "добровольное пожертвование". По данным милиции, за 2006-2007 гг. на территории России удалось задержать в общей сложности семь крупных преступных группировок, промышлявших таким бизнесом, на счету каждой из них - сотни однотипных эпизодов с использованием мобильной связи.


"Ложный приз"

В данном случае на мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Когда человек перезванивает, его поздравляют, он передаёт приветы, заказывает песню и узнаёт ещё одну приятную новость: он не просто получит приз - телефон, а его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счёта сотовой компании и сообщить её данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнаёт, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится - "награждающие" давно перевели с неё деньги на свои счета. Слушателям стоит помнить, что ни одна радиостанция при проведении конкурсов не требует от своих слушателей наличных или карт оплаты, это оплачивают рекламодатели.


"SMS-просьба"

Это самый массовый и трудно доказуемый вариант мошенничества. Например, в начале текущего 2008 года сотни тысяч российских абонентов мобильных сетей получали SMS с просьбой: "У меня проблемы, позвони по номеру XXX, а если номер не отвечает, положи на него 200 рублей и перезвони". Или ещё более банальный вариант: "У меня закончились деньги, пополни мой счёт. Лена". Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счёт мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей. Далее с помощью системы "Мобильный перевод" деньги уходят на другие телефонные номера мошенников.


"Платный код"

В этом случае на телефон звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счёта абонента на счёт мошенников.

Другой вариант мошенничества того же типа - так называемый "ошибочный перевод средств". Абонент получает SMS-сообщение, оповещающее о поступлении средств на его счёт, переведённых с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевёл деньги на его номер ошибочно, и просит вернуть деньги обратно тем же "Мобильным переводом". Суть в том, что уведомление отправляется с помощью бесплатного интернет-сервиса и никакого пополнения счёта не производилось, а от абонента требуют вернуть деньги с его пользовательского счёта.


Послесловие

В последующем все деньги, полученные такими способами, пополняют счета мобильных телефонов, используемых в преступной деятельности. По другой схеме собранные с помощью мобильных переводов деньги переводят на "чистый" пользовательский счёт, который впоследствии закрывается и денежные средства выдаются тому гражданину, на которого он зарегистрирован.

Как отмечают специалисты, справиться с мошенниками, действующими в сотовых сетях, очень непросто. Пару лет назад "эпидемия" подобных преступлений была отмечена в Китае, где десятки тысяч пользователей поверили мошенникам и потратили деньги на товары, которых так и не увидели.

Наиболее эффективным способом борьбы с такими мошенничествами на сегодняшний день признаётся предупредительное просвещение пользователей.

Максим СЕРЕБРОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2008 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!