Мысли вслух о компьютерной подготовке в белорусском высшем образовании

Ученые настолько ушли с головой каждый в свое, что они не видят ни одного явления, в целом, включая собственные исследования.

Принцип полноты картины

Среди ученых реальный мир зачастую считается частным случаем.

Наблюдение Хонгрена

У меня есть знакомые, которых я иногда консультирую, занимающиеся репетиторством по информатике, помогающие студентам самых различных специальностей самых разных белорусских ВУЗов в выполнении контрольных работ по различным компьютерным дисциплинам. Поэтому я имею хорошую возможность сравнить, что студентам преподают по части компьютеров и как преподаваемое соотносится с получаемой специальностью. И когда сравнишь, сразу становится понятно, откуда взялся анекдот "Как вспомню, какой из меня инженер, - так к врачу страшно идти"...

Становится понятно, почему, когда говоришь экономисту: "На диске таком-то, в таком-то каталоге лежит *.doc-файл с таким-то названием, скопируйте его на свой диск и распечатайте" - следует немая сцена со звоном челюсти, брякнувшейся о пол. А если челюсть вдруг не выпала, следует реплика: "Откуда я знаю, как это делать? Я не программист". А уж о пользовании архиваторами я даже не заикаюсь. Такие "дебри" просто недоступны огромному количеству новоиспеченных специалистов с высшим образованием, которые, вроде бы, проходили компьютерную подготовку совсем недавно.

Занимаясь со студентами дополнительно и давая им то, что не удосужились дать в учебном заведении, мне стало ясно, почему такое происходит.

"Товарищи ученые, доценты с кандидатами!" (с) В.Высоцкий. Что же это вы творите, сердешные? Как вы составляете программы обучения информатике, с какого дикого перепугу? В наше время специалист с высшим образованием по некомпьютерной специальности - врач, инженер, экономист, агроном и т.д. - должен быть хорошим пользователем компьютера. Для него не должна составлять проблем элементарщина наподобие: набрать и отформатировать текст в Word`е, рассчитать таблицу в Excel`е, скопировать файл с диска на диск, пользоваться электронной почтой и т.д. А уж найти в интернете материалы, полезные в своей профессии, - человек, имеющий любое высшее образование, должен уметь чуть ли не с закрытыми глазами. В общем, компьютер для специалистов даже некомпьютерных специальностей должен быть удобным инструментом, здорово помогающим в профессиональной деятельности, а не игрушкой для избранных фанатов, требующей еще аж целого программиста для совершения элементарных операций!

А что может предложить вузовская компьютерная подготовка, чтобы помочь человеку стать грамотным пользователем ЭВМ? Вы чему его учите, товарищи составители учебных программ?

Вы должны из него сделать, в первую очередь, грамотного пользователя. А вы? Не научивши человека элементарным практическим азам, проскочив этот этап и начав сваливать на его бедную голову тонны "высоких материй", - вы его ничему не научите, вас просто не поймут. Более того, вы отбиваете у него и охоту, и возможность что-то осваивать и во что-то вникать в вашем предмете.

Как вам, дорогой читатель, нравится чья-то "гениальная" идея давать будущим агрономам, зоотехникам, ветеринарам и специалистам по экономике в сельском хозяйстве (Гродненский государственный аграрный университет) задания на... создание Web-страниц, язык HTML, принципы IP-адресации? Проведя перед этим три лекции и толком не научивши бедных студентов даже тому, как включать-выключать компьютер... Не говоря уже о том, что эти студенты в глаза ни разу не видели ни одной Web-страницы и интернета вообще.

Как вы думаете, чему учат в Гродненском государственном университете будущих экономистов по дисциплине "Основы информационных технологий", или как их там?.. Думаете, им преподают пользование распространеннейшей и везде нужной сегодня экономистам и бухгалтерам программой "1С-Предприятие"? Или их учат, как отчет об анализе товарооборота в Excel`е рассчитать? Дудки!

Вот некоторые вопросы контрольных работ для этих несчастных экономистов, не наученных даже пользоваться файл-менеджерами:

  • Глобальные компьютерные сети: коммуникация пакетов и коммуникация каналов.
  • Архитектура систем телеобработки информации.
  • Сетевая архитектура, унифицированные и функциональные уровни, протоколы и интерфейсы ЛВС.
  • Экспертные системы и их архитектура.
  • СУБД: язык описания данных, язык манипулирования данными, структурированный язык запросов, словарь данных, мониторы телеобработки.

Товарищи преподаватели и составители учебных программ! Люди добрые! Вы что, извиняюсь, совсем уже... эээ... того-с? Давать язык SQL будущим экономистам... У меня просто нет слов, одни междометия...

А как вам нравится, когда будущих юристов грузят темами вроде "топология локальных вычислительных сетей", "виды сетевых протоколов", "реляционная, иерархическая и сетевая модели баз данных"? Или то, что будущим экономистам да менеджерам в БГЭУ дают... языки программирования (почему-то BASIC), не научив их даже компьютером пользоваться!

Что может дать "чайнику" компьютерная подготовка такого рода? Одно дело, когда в группе нашлась пара-тройка отстающих студентов, не могущих усвоить материал. И другое дело - когда за помощью прибегает 2/3 группы с совершенно ошалевшими глазами и распечаткой подобных вопросов в руках.

Положа руку на сердце: скоростное штудирование "галопом-по-Европам" разных там "систем телеобработки информации", "структурированных языков запросов к базам данных", основ Web-программирования - какое желание вызывает у человека, слабо представляющего, что такое файл, видевшего компьютер пару-тройку раз издалека?

Будет ли достигнута цель курса обучения? Какое чувство возникнет у обучаемого? Интерес к этой науке, осознание ее полезности и желание непременно освоить и использовать в практической жизни и работе такой удобный инструмент, как компьютер? Или же отвращение к предмету, суеверный ужас и трепет перед компьютеризацией, желание поскорее получить "зачет" (подсунув написанную кем-то другим работу) и забыть "изученный" компьютерный курс обучения как кошмарный сон?

Так что, товарищи преподаватели и методисты, не превращайте в профанацию компьютерную подготовку непрограммистских специальностей в ВУЗах. Пересмотрите компьютерные дисциплины для них в сторону подготовки грамотных, опытных пользователей. Научите их хотя бы элементарному: это операционная система, файл-менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, архиваторы, электронная почта, пользование интернетом, минимальное системное обслуживание компьютера. Научите до автоматизма.

Нет, мои призывы не приведут к снижению планки обучения. Наоборот, повысят ее. От того, что вы будете "грузить" будущего экономиста, только что увидевшего компьютер, языком SQL - он его все равно знать не будет. А вот элементарные основы пользования ему не привьются.

И будет он потом, опустив глаза в пол, говорить: "Я текстовый файл переписать с диска на диск, открыть и распечатать не умею. Зато нам рассказывали в университете про какие-то там мониторы телеобработки, или как их...".

Александр ЗАЯЦ АКА Дед Пихто,
A_Zayats@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2004 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя Юра
Я больше чем уверен, что автор совершенно не знает о чем говорит! Сам как студент утверждаю, что большинство из сказанного заранее придуманная лошь! Вина в "незнании" лежит только на самих студентах. Мне самому приходится часто помогать студентам разных специальностей, и я понял только одно - если человек чего-то непонимает, то он пытается обвинить в этом того кто его учит или программу по которой он учится! На экономическом факультете нормально изучается и Word и Excel и MSAccess, и там работают нормальные преподаватели, и те кто хотят знать компьютер - знают его прекрастно. Вопрос в том, что многие студенты зачастую считают что им это совершенно не надо, а потом понимая обратное, когда уже очень поздно, начинают "скланять" систему образования.

PS Товарищь автор статьи, следующий раз поразмышляйте над тем что Вы пишете и убедитесь в достоверности информации!

Аватар пользователя Студент
Большинство сказанного в статье - правда! На нашем факультете (в БНТУ) все, от экономистов до технарей занимаются по одинаковым программам по информатике. Как специалист в компьютерной области могу сказать, что темы, предлагаемые программой обучение действительно сложные. Изучать стеки протоколов TCP/IP, топологии сетей, программирование на разных языках приходится абсолютно всем, но львиная доля студентов до мышки дотрагивается с большим волнением и дрожащей рукой, а потом этой же самой мышкой чего-то во FrontPege'е пытается отформатировать. Но я не берусь судить систему образования, понятно, что назрел некий кризис, но как из него выйти не так уж очевидно. Многие видят выход в том, чтобы отказаться от навязывание студентам в ВУЗах конкретных знаний, а просто развивать человека вцелом и учить думать, насколько это правильно судить не берусь.

То, что программы слишком сложные это еще не беда, я, например, был рад изучать все то, что предлагалось, НО!!! Не один преподаватель не знал больше чем я, и это не хвастовство! Я не мог развиваться настолько, чтобы потом можно было применить полученные знания. А зачастую мы, студенты (на практических занятиях), рассказывали преподавателям о протоколах, портах, топологиях, роутинге, маршрутизации и тому подобном, а преподаватели с интересом слушали нас.

А еще я так и не понял идеи: почему мы сначала учили все сложное и за месяц; а потом, на последующих курсах, все упростилось настолько, что стало непонятно: почему нам спустя два года, после того как учили строить интерфейсы к базам данных, потом стали объяснять с самого начала про типы данных? И так каждый год, все начинается с начала, конечно, я слышал, что повторение мать учения, но есть же предел. Получилось так, что те, кто с самого начала разобрался в изучаемых технологиях и языках вынуждены были выслушивать давно пройденные, освоенные, элементарные темы, а те, кто и раньше ничего не понимал, и теперь клевали носом на лекциях или смотрели широкими непонимающими глазами на преподавателя, рассказывающего о том, как объявить переменную.

Аватар пользователя Юра
Я не знаю точно что творится в БНТУ, но за ГрГУ говорить могу. Поскольку автор упоминал этот университет, я оспариваю его высказывания, так как приведенные им факты не являются действительностью.
Аватар пользователя Михаил
Я думаю, что автор правильно поднял вопрос. Компьютерные технологии - наука молодая и быстро развивающаяся, поэтому, видимо, учебный процесс еще толком не установился.

А, на счет, ГрГУ не верю я Юре, что там тихо и спокойно.

Аватар пользователя Юра
А я и не говорю что всё "тихо и спокойно". Я утверждаю, что сами студенты делают из мухи слона! Хотел бы я поглядеть в глаза том студенту, который сказал что в университете их не учат Excel-ю и Word-у.

Вопрос то может и правильный, но поднят он с неверными фактами однозначно.

Аватар пользователя Mercury
Мне кажется, что учить пользоваться компьютером в вузах вообще глупая идея. Ведь никто не учит людей пользоваться телевизором или как звонить по телефону?! Чтобы человек умел пользоваться компом надо чтобы он у него был постоянно под рукой.

Больше должно волновать то, что не в каждой семье есть компьютер

Аватар пользователя Патологоанатом
а кто преподаёт студентам "информационные технологии"? либо дедушки, учившиеся на IBM 360/370, либо бывшие студенточки, не нашедшие для себя лучшего места, чем ассистенткой на кафедре или OS-пиранткой, у которой из практического опыта только несколько лабораторных в этом же ВУЗе...народ надо менять (c)
Аватар пользователя Fedor78
Сам работал в ВУЗе и могу сказать что проблема не так однозначна как её представляют.

1.Программы по информатике иногда составляют люди, которые иногда отстают от этих самых технологий.

2.Преподаватели (но не все) мало работаю над собой, т.е. программы переписываются одни и те же из года в год.

3.Иногда компьютерная техника оставляет желать лучшего.

4.Студенты думают что им всё обязаны дать.

5.Большинство студентов экономических ВУЗов говорят зачем мне это надо, мол это мне не пригодится и т.д.

6.Когда меняются преподы, то студенты вообще говорят что им ничего не давали.

7.Преподаватели, которые проработали больше 5-7 лет на одной теории и не занимались практикой вообще теряют квалификацию. Пример одного профессора по ИТ, который не мог вставить дискету в дисковод и звал ассистента. Он вообще хотел преподавать ИТ на бел.яз. Хорошо что его выгнали.

8.Мне иногда приходилось объяснять одному студенту 5 раз одно и тоже. А потом иногда говорят что преподы.

9.Ещё. Программы (общие) утвердаются в Министерстве образования. Иногда там вообще ничего понимать не хотят.

Это только краткий перечень.

Аватар пользователя mike
Вообще статья забавная. Но еще забавнее постинги Юры из Гродно. Если его компограмотность такая же, как и постингов...

>>Чтобы человек умел пользоваться компом надо чтобы он у него был.

ОК, но с оговоркой, что это условие необходимое, но недостаточное, ведь геймить - тоже пользоваться. Впрочем, если припрет - человек научится. Свежий пример. Звонит молодая инженерша из Марьиной Горки (там второй год крутится моя софтина, телефон на экране), просит похелпать, мол, потерялось соединение с базой данных; ей в БНТУ что-то рассказывали, да то ли забыла, то ли не знала. Вперемежку с эпитетами в адрес высшего образования рассказываю, что надо сделать. Звонит опять, просит приехать. Рассказываю еще короче и посылаю куда подальше. Так нашла и литературу и проч., короче, все сама сделала. Одним словом, чтобы плавать, надо лезть в воду.

Аватар пользователя Питон
> Мне иногда приходилось объяснять одному студенту 5 раз одно и тоже. А потом иногда говорят что преподы.

Судя по стилю изложения, проблема была не у студента :)))

Страницы