Ученые настолько ушли с
головой каждый в свое, что они
не видят ни одного явления, в
целом, включая собственные
исследования. Принцип полноты картины Среди ученых реальный мир зачастую считается частным случаем. Наблюдение Хонгрена |
У меня есть знакомые, которых я иногда консультирую, занимающиеся репетиторством по информатике, помогающие студентам самых различных специальностей самых разных белорусских ВУЗов в выполнении контрольных работ по различным компьютерным дисциплинам. Поэтому я имею хорошую возможность сравнить, что студентам преподают по части компьютеров и как преподаваемое соотносится с получаемой специальностью. И когда сравнишь, сразу становится понятно, откуда взялся анекдот "Как вспомню, какой из меня инженер, - так к врачу страшно идти"...
Становится понятно, почему, когда говоришь экономисту: "На диске таком-то, в таком-то каталоге лежит *.doc-файл с таким-то названием, скопируйте его на свой диск и распечатайте" - следует немая сцена со звоном челюсти, брякнувшейся о пол. А если челюсть вдруг не выпала, следует реплика: "Откуда я знаю, как это делать? Я не программист". А уж о пользовании архиваторами я даже не заикаюсь. Такие "дебри" просто недоступны огромному количеству новоиспеченных специалистов с высшим образованием, которые, вроде бы, проходили компьютерную подготовку совсем недавно.
Занимаясь со студентами дополнительно и давая им то, что не удосужились дать в учебном заведении, мне стало ясно, почему такое происходит.
"Товарищи ученые, доценты с кандидатами!" (с) В.Высоцкий. Что же это вы творите, сердешные? Как вы составляете программы обучения информатике, с какого дикого перепугу? В наше время специалист с высшим образованием по некомпьютерной специальности - врач, инженер, экономист, агроном и т.д. - должен быть хорошим пользователем компьютера. Для него не должна составлять проблем элементарщина наподобие: набрать и отформатировать текст в Word`е, рассчитать таблицу в Excel`е, скопировать файл с диска на диск, пользоваться электронной почтой и т.д. А уж найти в интернете материалы, полезные в своей профессии, - человек, имеющий любое высшее образование, должен уметь чуть ли не с закрытыми глазами. В общем, компьютер для специалистов даже некомпьютерных специальностей должен быть удобным инструментом, здорово помогающим в профессиональной деятельности, а не игрушкой для избранных фанатов, требующей еще аж целого программиста для совершения элементарных операций!
А что может предложить вузовская компьютерная подготовка, чтобы помочь человеку стать грамотным пользователем ЭВМ? Вы чему его учите, товарищи составители учебных программ?
Вы должны из него сделать, в первую очередь, грамотного пользователя. А вы? Не научивши человека элементарным практическим азам, проскочив этот этап и начав сваливать на его бедную голову тонны "высоких материй", - вы его ничему не научите, вас просто не поймут. Более того, вы отбиваете у него и охоту, и возможность что-то осваивать и во что-то вникать в вашем предмете.
Как вам, дорогой читатель, нравится чья-то "гениальная" идея давать будущим агрономам, зоотехникам, ветеринарам и специалистам по экономике в сельском хозяйстве (Гродненский государственный аграрный университет) задания на... создание Web-страниц, язык HTML, принципы IP-адресации? Проведя перед этим три лекции и толком не научивши бедных студентов даже тому, как включать-выключать компьютер... Не говоря уже о том, что эти студенты в глаза ни разу не видели ни одной Web-страницы и интернета вообще.
Как вы думаете, чему учат в Гродненском государственном университете будущих экономистов по дисциплине "Основы информационных технологий", или как их там?.. Думаете, им преподают пользование распространеннейшей и везде нужной сегодня экономистам и бухгалтерам программой "1С-Предприятие"? Или их учат, как отчет об анализе товарооборота в Excel`е рассчитать? Дудки!
Вот некоторые вопросы контрольных работ для этих несчастных экономистов, не наученных даже пользоваться файл-менеджерами:
- Глобальные компьютерные сети: коммуникация пакетов и коммуникация каналов.
- Архитектура систем телеобработки информации.
- Сетевая архитектура, унифицированные и функциональные уровни, протоколы и интерфейсы ЛВС.
- Экспертные системы и их архитектура.
- СУБД: язык описания данных, язык манипулирования данными, структурированный язык запросов, словарь данных, мониторы телеобработки.
Товарищи преподаватели и составители учебных программ! Люди добрые! Вы что, извиняюсь, совсем уже... эээ... того-с? Давать язык SQL будущим экономистам... У меня просто нет слов, одни междометия...
А как вам нравится, когда будущих юристов грузят темами вроде "топология локальных вычислительных сетей", "виды сетевых протоколов", "реляционная, иерархическая и сетевая модели баз данных"? Или то, что будущим экономистам да менеджерам в БГЭУ дают... языки программирования (почему-то BASIC), не научив их даже компьютером пользоваться!
Что может дать "чайнику" компьютерная подготовка такого рода? Одно дело, когда в группе нашлась пара-тройка отстающих студентов, не могущих усвоить материал. И другое дело - когда за помощью прибегает 2/3 группы с совершенно ошалевшими глазами и распечаткой подобных вопросов в руках.
Положа руку на сердце: скоростное штудирование "галопом-по-Европам" разных там "систем телеобработки информации", "структурированных языков запросов к базам данных", основ Web-программирования - какое желание вызывает у человека, слабо представляющего, что такое файл, видевшего компьютер пару-тройку раз издалека?
Будет ли достигнута цель курса обучения? Какое чувство возникнет у обучаемого? Интерес к этой науке, осознание ее полезности и желание непременно освоить и использовать в практической жизни и работе такой удобный инструмент, как компьютер? Или же отвращение к предмету, суеверный ужас и трепет перед компьютеризацией, желание поскорее получить "зачет" (подсунув написанную кем-то другим работу) и забыть "изученный" компьютерный курс обучения как кошмарный сон?
Так что, товарищи преподаватели и методисты, не превращайте в профанацию компьютерную подготовку непрограммистских специальностей в ВУЗах. Пересмотрите компьютерные дисциплины для них в сторону подготовки грамотных, опытных пользователей. Научите их хотя бы элементарному: это операционная система, файл-менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, архиваторы, электронная почта, пользование интернетом, минимальное системное обслуживание компьютера. Научите до автоматизма.
Нет, мои призывы не приведут к снижению планки обучения. Наоборот, повысят ее. От того, что вы будете "грузить" будущего экономиста, только что увидевшего компьютер, языком SQL - он его все равно знать не будет. А вот элементарные основы пользования ему не привьются.
И будет он потом, опустив глаза в пол, говорить: "Я текстовый файл переписать с диска на диск, открыть и распечатать не умею. Зато нам рассказывали в университете про какие-то там мониторы телеобработки, или как их...".
Александр ЗАЯЦ АКА
Дед Пихто,
A_Zayats@tut.by
Комментарии
Страницы
PS Товарищь автор статьи, следующий раз поразмышляйте над тем что Вы пишете и убедитесь в достоверности информации!
То, что программы слишком сложные это еще не беда, я, например, был рад изучать все то, что предлагалось, НО!!! Не один преподаватель не знал больше чем я, и это не хвастовство! Я не мог развиваться настолько, чтобы потом можно было применить полученные знания. А зачастую мы, студенты (на практических занятиях), рассказывали преподавателям о протоколах, портах, топологиях, роутинге, маршрутизации и тому подобном, а преподаватели с интересом слушали нас.
А еще я так и не понял идеи: почему мы сначала учили все сложное и за месяц; а потом, на последующих курсах, все упростилось настолько, что стало непонятно: почему нам спустя два года, после того как учили строить интерфейсы к базам данных, потом стали объяснять с самого начала про типы данных? И так каждый год, все начинается с начала, конечно, я слышал, что повторение мать учения, но есть же предел. Получилось так, что те, кто с самого начала разобрался в изучаемых технологиях и языках вынуждены были выслушивать давно пройденные, освоенные, элементарные темы, а те, кто и раньше ничего не понимал, и теперь клевали носом на лекциях или смотрели широкими непонимающими глазами на преподавателя, рассказывающего о том, как объявить переменную.
А, на счет, ГрГУ не верю я Юре, что там тихо и спокойно.
Вопрос то может и правильный, но поднят он с неверными фактами однозначно.
Больше должно волновать то, что не в каждой семье есть компьютер
1.Программы по информатике иногда составляют люди, которые иногда отстают от этих самых технологий.
2.Преподаватели (но не все) мало работаю над собой, т.е. программы переписываются одни и те же из года в год.
3.Иногда компьютерная техника оставляет желать лучшего.
4.Студенты думают что им всё обязаны дать.
5.Большинство студентов экономических ВУЗов говорят зачем мне это надо, мол это мне не пригодится и т.д.
6.Когда меняются преподы, то студенты вообще говорят что им ничего не давали.
7.Преподаватели, которые проработали больше 5-7 лет на одной теории и не занимались практикой вообще теряют квалификацию. Пример одного профессора по ИТ, который не мог вставить дискету в дисковод и звал ассистента. Он вообще хотел преподавать ИТ на бел.яз. Хорошо что его выгнали.
8.Мне иногда приходилось объяснять одному студенту 5 раз одно и тоже. А потом иногда говорят что преподы.
9.Ещё. Программы (общие) утвердаются в Министерстве образования. Иногда там вообще ничего понимать не хотят.
Это только краткий перечень.
>>Чтобы человек умел пользоваться компом надо чтобы он у него был.
ОК, но с оговоркой, что это условие необходимое, но недостаточное, ведь геймить - тоже пользоваться. Впрочем, если припрет - человек научится. Свежий пример. Звонит молодая инженерша из Марьиной Горки (там второй год крутится моя софтина, телефон на экране), просит похелпать, мол, потерялось соединение с базой данных; ей в БНТУ что-то рассказывали, да то ли забыла, то ли не знала. Вперемежку с эпитетами в адрес высшего образования рассказываю, что надо сделать. Звонит опять, просит приехать. Рассказываю еще короче и посылаю куда подальше. Так нашла и литературу и проч., короче, все сама сделала. Одним словом, чтобы плавать, надо лезть в воду.
Судя по стилю изложения, проблема была не у студента :)))
Страницы