На всей планете живет около шести миллиардов людей (упс, уже чуть больше). Процентов десять homo sapiens знают, что такое интернет, а пользуются им - всего несколько сотен миллионов. Пару тысяч таких "яйцеголовых" живет в нашей стране.
Этих людей можно разбить на несколько групп по разным признакам. Например, по половым. Впрочем, это относится также ко всем нормальным людям, так что лучше произвести другую классификацию интернетчиков - по любимому поисковику. Выбор машины для поиска (search engine) у каждого индивидуален и глубоко интимен, хотя встречаются индивидуумы, которые живут активной поисковой жизнью с несколькими поисковыми машинами одновременно - в зависимости от настроения и ее (машины) способности удовлетворить текущие потребности. Активность поисковой машины зависит от времени суток и загрузки. Если она обслуживает много клиентов одновременно, то вполне естественно, что время выполнения запроса снижается.
Наша цель - сравнить этих привередливых красавиц и оценить их по твердой объективной шкале. Но этого мало. Мы еще хотим посмотреть, как изменилось поведение самых популярных из них. И сделать это можно с помощью результатов, которые полтора года назад при таком же тестировании получил Alex DIDROFF ("Мама, "Олейна" и поисковые системы", "КВ" №44/1999).
Для этого мы в точности повторим те же действия, какие 31 октября 1999 года совершил Алекс. Только обидно, что у нас нет данных, в какое время суток он тестировал серверы, а также услугами какого провайдера пользовался, поэтому исследование будет не совсем объективным, но все-таки любопытным.
Действия Алекса полуторагодовой давности можно легко восстановить с помощью "Архива статей" на сайте:
"Итак, приготовил бумагу и ручку, взял в руки часы с секундной стрелкой, загрузил все эти поисковики, ввел текст запроса - "журнал ТВ-Парк" (номер журнала не стал вводить, пожалел я их:-) и поехали".
Если у вас, читатели, нездоровое любопытство, и вам интересно, почему Алекс искал в интернете именно журнал "ТВ Парк", то я могу его (любопытство, а не Алекса) удовлетворить не хуже, чем поисковая машина на сайте "КВ". Дело в том, что его мама участвовала в лотерее и отправляла в Москву этикетки от масла, но номер "ТВ Парка" с результатами в Минске найти не удалось, так что добрый сын решил помочь азартной маме. Этот случай, описанный в газете "Компьютерные Вести", не имеет никакого отношения к нашей теме, но доказывает, насколько интернет внедрился в жизнь добропорядочных людей.
Но вот почему Алекс ввел в запросе название журнала с ошибкой - это объяснить сложно, может быть, он хотел усложнить поиск? Тут он ошибся, потому что Yandex игнорирует знак дефиса и в данном случае не имеет никакого значения, правильно или нет написано название. Остальные поисковики все-таки реагируют на отсутствие дефиса тем, что выдают практически аналогичные результаты, которые отличаются от эталонных лишь в ничего не значащих деталях. По крайней мере, ссылки на сайт присутствуют и там тоже в не меньшем количестве.
Также не имеет значения для нашего исследования, что сайт журнала недавно исчез - ни одна поисковая машина еще об этом не знает и по-прежнему хранит индекс всех страниц сайта. Очень интересный факт в смысле доказательства характерных недостатков поисковиков.
Итак, приступаем к работе… 25%… 50%… 75%… Готово!
Все заняло 20 минут - с 16.30 до 16.50. Дата исследования - 5 июля. Браузер Internet Explorer, версия 5.50.4134.0600. Провайдер - "БелПак", беспарольный доступ на 8w600100, коннект на 31200 (рекламировать провайдеров не будем, достаточно рекламы масла - и так уже слишком для одной статьи).
Результаты тестирования сводим в единую таблицу, которую вы можете изучать несколько секунд или несколько часов в зависимости от интереса к теме. Комментировать их бесполезно, потому что цифры комментариев не любят. Отметим только одно - количественные результаты отличаются как небо и земля, что связано, главным образом, с эволюцией самих поисковых машин. Причем видно, кого в какую сторону эта эволюция завела. А вот качественные результаты изменились только у "Яндекса".
Поисковая система | Время загрузки страницы с результатами (мин.сек) | Кол-во ссылок в результатах запроса | Наличие ссылки, ее номер в списке | |||
Ноябрь 1999 | Июль 2001 | Ноябрь 1999 | Июль 2001 | Ноябрь 1999 | Июль 2001 | |
Апорт www.aport.ru | 6.05 | 1.17 | 1121 | 38 сайтов (111 документов) | №№ 1, 2 - прямые ссылки | №№ 1, 2 - прямые ссылки |
ИнфоАрт* www.infoart.ru | 1.45 | - | 168 | - | №№ 1, 5 - прямые ссылки | - |
Рамблер www.rambler.ru | 2.50 | 0.44 | 1008 | 9 сайтов (13 документов) | Нет (на первой странице) | Нет (на первой странице) |
Яндекс www.yandex.ru | 1.44 | 0.12 | 233 | 1418 | №№ 2-10 - прямые ссылки | №№ 1, 2 - прямые ссылки |
* Использует поисковый механизм Aport
Анатолий АЛИЗАР