Стать хорошим специалистом еще не значит стать профессионалом. Казалось бы, если ты отличный программист, то и карты тебе в руки - обязательно будешь профи в своей сфере. На деле же все не так просто. Очень много спецов с трудом прокладывают себе путь в профессиональном мире. Некоторые так и не достигают вершин профессии, застревая на третьих ролях, в местах с неинтересной работой и низкой зарплатой. Почему? Они умеют делать очень многое, кроме одного: строить свою карьеру. Может быть, эта статья даст пару ценных идей тем, кто испытывает затруднения в своем профессиональном становлении.
Рост специалиста, и информационные технологии здесь не исключение, происходит не в пустыне, а в социальном контексте. И беда многих хороших программистов заключается в том, что они, замечательно владея языком программирования и навыками общения в Сети, не всегда могут найти общий язык со своими работодателями, не владеют навыками социального общения. Как в известном анекдоте. Женщина подходит к рыдающему на улице мальчику: "Ты чего плачешь?". "Я-а потеря-а-ался-а!", - хнычет тот. "Ну, не плачь, мы найдем твой дом. Ты адрес свой помнишь?". "Да, помню!", - радостно восклицает мальчик. "Хорошо. Какой же твой адрес?". "Www.vova.ru!".
Хорошая ориентация в специфике своей профессии еще не гарантирует вам место в профессиональном мире. И это характерно не только для программистов. Практика показывает, что специалисты самых разных профессий допускают ошибки или не умеют вести себя в ситуациях трудоустройства и профессионального продвижения.
И их не в чем винить. Нас не обучали премудростям карьеростроительства. А где этому научишься? Только на собственном опыте. При этом набьешь десяток шишек и пропустишь пару классных возможностей. Чтобы использовать свой шанс, хорошо бы иметь в своей профессиональной программе пару "скриптов" для таких случаев.
Суть в том, что успех прямо зависит от того, как мы думаем и действуем. Люди считают, что им не везет с работой, или верят, что "у нас" условия не те. Однако дело не в условиях и везении, а в умении обходиться с условиями и управлять своим везением. Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда. Некоторые действия, хотя и выглядят правильными, не дают ожидаемых результатов. От таких действий (способов мышления) нужно отказаться. Изучайте и вырабатывайте успешные мыслительные и поведенческие стратегии. И эти "скрипты" надо увязать с особенностями современного рынка труда. Тогда вас ждет успех.
А рынок труда - он и есть рынок. Покупатель (он же работодатель) выбирает то, что по душе именно ему. А люди страдают той же болезнью, что и товары: хотят нравиться всем без исключения. Возможно, вы будете удивлены, но первое, что надо сделать для успешного продвижения себя на рынке, это определиться, что вы, собственно, собой представляете. Прежде чем привлечь чье-то внимание и реально предложить свои услуги, потребуется ясно объяснить людям (а прежде - самому себе), что же вы предлагаете. При этом кто вы, часто важнее, чем ваша специализация, поскольку ответ на первый вопрос уже подскажет работодателю, способны ли вы облегчить ему жизнь. Здесь личностные черты и социальные навыки бывают полезнее профессиональной искушенности.
Помню, как директор компании подбирал себе секретаря. Многие кандидатуры, предложенные агентством, были отвергнуты, а это были специалисты и со знаниями, и с опытом. На вопрос "почему", тот ответил: "Понимаете, все хорошо в них: опыт, навыки, но... Нет блеска в глазах!". Он, понятно, имел в виду не цвет глаз, а энтузиазм и целеустремленность работника.
Вторая особенность рынка труда - это превосходство фирм и специалистов, проявляющих собственную активность в предложении товаров, услуг и... самого себя. Ждать, что на тебя свалится хорошая работа - бездарно. Ее, родимую, нужно найти, проявляя и изобретательность, и творчество. Буквально вчера я говорил со знакомой, которая полгода(!) не может найти работу. Я спросил: "А что ты делала все это время? То есть, действительно, какие действия и даже поступки совершила, чтобы обеспечить себе счастливую жизнь?". Оказалось: пару раз ходила в службу занятости да поглядывала в газеты в поисках объявлений. Гениально! А сколько способов поиска работы знаете вы? Три? Десять?! Я с ходу насчитал больше тридцати. Дерзайте! Ну а я, даст Бог и редактор, поделюсь теми, что знаю, в следующей статье.
Здесь же хочу сказать еще об одной особенности рынка (труда) и успешном поведении, связанном с этой особенностью. Преуспевают на современном рынке те, кто ведет планомерный и качественный маркетинг, продвигая свои товары и услуги и завязывая контакты с потребителем. Самореклама - вещь довольно забавная. Не все специалисты способны давать качественную рекламу себе и своей работе. Например, когда я на собеседовании задаю кандидату вопрос: "Почему мы должны взять на работу именно Вас?", кандидат либо тушуется: "Ну-у, я не зна-аю, я же не могу хвалить самого себя...", или дает себе рекламу совсем не в том свете, который был бы привлекателен для работодателя. Например: "Мне сейчас очень нужна работа, я хотел бы работать у вас". Запомните, на этом рынке, где ваш труд (знания, навыки) выступает как товар, а работодатель является, своего рода, покупателем, вы сможете выиграть (получить хорошую работу), если будете постоянно представлять себя так, чтобы покупатель увидел свою выгоду в том, чтобы иметь в штате такого специалиста, как вы.
Олег СИЛЯВСКИЙ,
психолог, эксперт по кадрам,
директор Центра профессионального
тренинга "Практикум".
Комментарии
Страницы
2-30. См. п.1
если б вместо целой статьи оставили только то, что в цитате, ничего бы для читателя не потерялось. похоже автор не понимает, что проблема не методах поиска работы, а в самих людях.. если человек дурак, то как его не учи, соображать он лучше не сможет..
Че за нескладуху сморозили?
Уже с полгода это несварение желудка в "ушах" глаза мозолит.
Вот только грустно от чего-то. Больно уж тяжело мне досталась эта наука, прежде, чем я сам смог назвать себя программистом. А тут...
А если серьёзно, то сейчас уже не возможно сказать, что тот человек хороший программист только потому, что знает язык. Язык это всего лишь средство общения. Мы все на земле, почти обязательно, знаем какой нибудь язык. Но сколько из нас Пушкиных, Шекспиров и т.д. Нет же, конечно не обязательно всем подниматься до таких вершин. Но речь то шла о языке. И если вам нечего сказать и с мыслительным процессом у вас напряжёнка, то никакой язык вам не поможет. А вот в остальном наши понятия уже явно изменились. Вряд ли теперь возможно быть универсальным хорошим программистом. Области применения компютеров развернулись в глубь и ширь.Материал для изучения программирования в каждой области черезвычайно обособился и объёмы его выросли до гигантских размеров. Вряд ли даже гениальный хакер быстренько переквалифицируется (хотя не с чего)и напишет даже простенькую бухгалтерскую прогу. Вряд ли игрушечник быстренько слепит серьёзную базу данных. Так же, как и программер с приличной бухгалтерской подготовкой или с приличным опытом проектирования баз данных скуки ради или для разнообразия не сделает даже близко похожее на Qвак.И это только кусочки. И здесь роль играет не знание языков, а глубокое изучение своей области, своего инструментария, опыт работы в эитх областях. Это касается и классических областей применения компьютеров, так и более современных IN технологий. А вот заказчики или работодатели этой простой вещи не понимают. И мне откровенно весело, когда я читаю "Требуется на о-о-о-чень высокооплачиваемую работу молодой человек(мужчина), имеющий фундаментальные знания VC++, Oracle, владеющий интернет технологиями, SQL, имеющий навыки в проектировании баз данных в возрасте до 23(!) лет". Я это почти полностью процетировал. Этот шедевр месяца четыре назад в КГ, кажется, был. И нуждалась в этом потенциальном Нобелевском лауреате какая-то строительная фирма! А вообще-то с возрастом поосторожней бы заказчикам надо быть. Одно дело бегать пыль с компов сдувать и поддерживать технику и ПО в рабочем состоянии. Или широко улыбаться клиентам в каком-нибудь CD_Mamont. И другое дело предприятие и его база данных. Или бухгалтерско-экономические системы. Точнее их разработка. Тут в 23 то года только начало пути будет.
А теперь к началу. Прежде чем, кто-то осмеливается заявить о себе, что он хороший программист и проффессионал - расскажите нам в какой области вы достигли этих вершин и какими работами вашими это подтверждается. А то институтов, университетов и академий у нас много, но по рынку не очень то увидишь наши шедевры. Слава богу хоть Golden Soft имеется, а то всё остальное завозное. Как собственно и заводов, и колхозов, и т.д. Но это уже занос.
Поэтому наверно и статей таких больше становится на КВ.
Я с buzoter полностью согласен, но все же в специализированных фирмах встречается более продуманный подход.
Самая ценная мысль, читанная у всех них - точно решить, что конкретно вы хотите от работы. И все.
А вообще лучщий способ зарабатывать деньги - продавать способы их заработка :) Чем и занимаются психологи-консультанты.
Страницы