Интервью с Алексеем Андреевым
(Продолжение, начало в №24)
Cтарые проекты ты сейчас
поддерживаешь?
Не все. Мои первые проекты - очень личные, поэтому они как те ракеты, которые вышли на орбиту и теперь не знают, что им делать. По крайней мере, "Лягушатник" - он такой. Там сейчас активно работает только поэтическая игра "Ренгуру", в которую другие люди играют - для нее написаны скрипты, придуманы правила, и она идет без меня, как та автоматическая станция на орбите. А вот РадиоНЕТ обновляется периодически, на днях там появится интервью с Мишей Вербицким в цикле "Голоса Русского Интернета".
В "Газету.ру" ты попал с самого
начала?
Да, мы ее запускали. Я был там редактором, пишущим новости. Потом "Газета.ру" разбилась на две части, новости стали "Лентой.ру", а авторские разделы - "Вестями.ру". В "Ленте.ру" я остался редактором, а в "Вестях.ру" веду Time O'Clock.
Насколько я знаю, ведутся какие-то
переговоры о продаже
"Ленты.ру". Твои будущие планы
зависят от того, кому и как она
будет продана?
Я думаю, что принцип хорошей организации работы - это когда для большей части коллектива условия работы не ухудшаются от смены инвестора. То есть работа по финансированию проекта - это чья-то отдельная головная боль, она не должна заботить других членов команды, у которых - своя работа. Носик в этом смысле вполне грамотный руководитель, так что с точки зрения работы редакции вряд ли что-то ухудшится в "Ленте.Ру" и заставит кого-то уйти. Другое дело, что, как я уже говорил, год в Сети - это очень много для работы в проекте, который ты начинаешь. Теперь корабль запущен, все на мази. Остается либо податься в управленцы, либо чего-то новое придумать. Я не хочу, честно говоря, быть менеджером, мне это не интересно.
Не хочешь быть менеджером - это
позиция по жизни?
Не совсем. Просто мне в Интернете интересно искать и развивать новое, а не поддерживать и перепродавать уже работающее. Есть много идей, которые было бы интересно развить.
А как тебе новая "Газета.ру"?
Не скажу, что она стала хуже. Туда пришла профессиональная команда, состоящая из грамотных журналистов. Они делают свое дело. Может быть, у нас по отношению к ним было преимущество в технической подкованности. С точки зрения технической - у них сайт сделан значительно проще нашего, и даже во многом неграмотно. Но зато они по-своему профессионалы. Если захотят, наверное, смогут подняться в техническом плане - как люди нашей волны поднимаются до уровня журналистов.
В Time O'Clock ты собираешь Алексеев
Андреевых, ты с кем-нибудь вживую
встречался?
Я одного знаю, художника из Новгорода. Мы с ним в одном городе жили, в Чудове. Мне люди иногда пишут, что, вот, мы смотрели ваши рисунки. Я им отвечаю, что я, конечно, рисую, но моих рисунков в Интернете практически нет. Это был другой Алексей Андреев.
Тебя часто перепечатывают, воруют,
подписываются под твоими текстами.
Как ты относишься к плагиату? А к
авторским правам?
К плагиату я плохо отношусь. А к авторским правам отношусь хорошо... но с оговорками. Существуют разные вещи, по отношению к которым люди применяют одни и те же модели. Существует, грубо говоря, два полюса - с одной стороны, право на землю, а с другой - право на идею. И между ними куча промежуточных состояний. Понятно, что отношение ко всем этим вещам должно быть разное. Хотя бы потому, что разный тип конечного продукта. Ты не можешь на одном куске земли одновременно и строить бассейн, и пахать, и т.д. Поэтому возникают определенные законы, чтобы люди не дрались за эту землю. Возникает система собственности. Но затем появляются продукты с другими свойствами. Их можно размножать, причем копировать точно как программы или тексты. И здесь отношение "принадлежности", очевидно, должно быть не таким, как в случае с землей.
Например, меня бы удовлетворила такая система: если человек гарантирует точное копирование текста, включая атрибуты автора, то я бы ему разрешал брать мои тексты. Меня раздражает не то, что у меня что-то взяли с сайта без спроса. Если кто-то переносит мои тексты себе на сайт в точности и ставит ссылку на автора - я не против. Я от этого не теряю штаны. Автор, если он не дурак, научится продавать свои тексты даже в электронном формате. И поэтому с авторской точки зрения мне все равно, что происходит с текстом дальше, если качество сохраняется и подпись автора.
Но оно ведь не сохраняется! Даже в отношении электронных текстов! Несколько раз из ФИДО такие плюхи присылали - тексты нарезаны по-своему, обрываются на полуслове, народ присылает мне и спрашивает: "Что вы имели в виду?" Или у Мошкова в библиотеке один раз появился полнейший винегрет из моих текстов и без подписи вообще. Вот такое раздражает. И происходит как раз оттого, что люди берут чужое без спроса. Ведь кто, кроме автора, может текст поправить? Никто. Значит, опять начинается сетевой "испорченный телефон". В этом смысле я за копирайт. За то, что если человек не спросил у автора разрешения перенести что-то с его сайта к себе - значит, он вор. Написать одну строчку письма занимает меньше времени, чем перенести файл с сайта на другой.
Но если еще дальше идти по шкале, про которую я сказал - там возникает уже не только возможность копирования продукта, но еще и возможность развития. Идеология Open Source. Берешь программу и дописываешь. Опять совсем другой тип отношений, еще сложнее, чем с текстами. Наше общество к этому просто не готово еще - ни юридически, ни этически. В обществе отношение к такой "эфемерной" собственности - вообще полный бардак. Одни спокойно таскают тексты без спроса, а другие пишут и просят разрешения поставить ссылку со своего сайта на мой сайт. И те, и другие считают, что знают закон о копирайте.
Ты вообще помнишь, сколько
виртуальных персонажей ты
насоздавал?
Штуки три красивых. Случайных я не считаю. Красивые - которые произвели эффект. Например, в моей книжке "Жидкое стекло" есть 12 стихотворений, подписанных "Виктор Степной" (www.net.cl.spb.ru/frog/verlibr.htm). Это мои последние стихи, которые были написаны не так, как я писал раньше. Они участвовали в "Тенетах", где я сам (как "Андреев") занял довольно высокое место со своими старыми стихами. А вот "Степной" с его верлибрами оказался где-то на тридцатом. Но самое уникальное то, что моя "собственная" победа совершенно никого не прикалывала. Зато люди из бумажных журналов, литературные критики всякие, стали писать письма на адрес "Степного". Причем в таком духе, что, конечно, Андреев победил, но мы-то знаем, что Ваши стихи, Виктор, гораздо круче. Я получил очень много таких писем, и было забавно это слышать от людей, которые меня долгие годы ругали. А тут они стали предлагать мне помощь с публикацией, спрашивать, нету ли у меня еще. Даже Кривулин, когда я на питерском фестивале поэзии прочитал несколько стихов, удивленно посмотрел на меня и сказал, мол, "я уже это где-то видел...". Вот такая мистификация хорошая. Но были и круче.
Для виртуальных персонажей ты, в
основном, используешь Hotmail?
Нет, не только. Hotmail плох тем, что он точные IP-адреса прописывает в письмах. Можно сразу же вычислить, откуда человек пишет. Это, как известно, и сделал первый разоблачитель Мери Шелли - Антон Носик. Для хорошей анонимности надо использовать прокси-серверы, причем специально проверять, какие "следы" они оставляют, а какие заметают, поскольку они тоже разные бывают.
Мери Шелли приписывали кому угодно,
а как на самом деле?
Считается, что это коллективный персонаж. У этой истории был интересный поворот, когда на награждение "Тенет" в прошлом году за призом "Лучшая виртуальная личность" вышла Мери Шелли... в виде действительно очаровательной девушки, сказавшей нечто совершенно мэришелльское про порно и худло. Половина зала сразу стало спрашивать меня: "А это кто?" А чего спрашивать-то? Это она и была, Мэри.
Она сейчас что-нибудь делает?
Последнее, что делала Мери Шелли - раздел "Хулидол Таймс" на "Фак.ру" в прошлом году. А после этого - только "Паутина" (www.net.cl.spb.ru/cetera/konkurs/pautina.htm). Сейчас идет подготовка этого романа к публикации книжкой, хотя я не знаю, где именно ее издадут. Кстати, вот неплохой пример того, как сделать проект, посвященный будущему, о чем я вначале говорил. Не знаю, заметил ли кто, но роман за тот год, что висел на сайте, много раз менялся. Вначале была попытка собрать какие-то идеи, соединить их линиями, как точки на плоскости. Но кривая получалась совершенно кривая. А потом она стала сглаживаться, превращаться в попытку предсказания реального будущего. Это более сложный вопрос, потому что идеи - идеями, но на практике одни технологии пропадают, развиваются другие. Политика влияет, экономика и даже климат. В общем, это научная фантастика в лучшем понимании этого слова.
Беседовал Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы