Авторские права II

Новый Закон об авторских и смежных правах

В статье "Авторские права" в "КВ"-30/1998 я рассматривал старый Закон об авторском праве и допустил ряд неточностей, требующих исправления. Организации эфирного или кабельного вещания не оповещают о своих правах знаком охраны смежных прав, а использование фрагмента произведения без согласия автора возможно только в информационных и т. п. целях.

Кроме этого, оформление статьи в виде ответов на вопросы дало повод полагать, что я брал интервью у г-жи Лемещенко. На самом деле беседа с опытным юристом вряд ли может протекать в форме популярного интервью, и в основу статьи была положена масса информации из самых разных источников, слишком многочисленных, чтобы их перечислять. Излагал я все это как простой пользователь, доступным и всем понятным языком, и впредь от этого стиля отказываться не собираюсь.

Ниже приведены некоторые статьи из нового Закона Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах.

Статья 6. Объекты авторского права

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

электронной (компьютерная программа, электронная база данных);

звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);

изображения (картина, рисунок, кино- , теле- , видео- , фотокадр);

объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).

2. Часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

3. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.

Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права

3. Компьютерные программы охраняются как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и код.

Базы данных или компиляция иных материалов в любой форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется непосредственно на сами данные или материалы без ущерба какому-либо авторскому праву, к сфере распространения которого относятся такие данные или материалы.

Статья 21. Воспроизведение компьютерных программ

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным.

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обеспечения совместной работы с другими программами при условии, что полученная при адаптации информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право.

Как видно из п.3 статьи 7 и из статьи 21, в новом Законе все стало на свои места.

Что же касается нового по структуре направления сэмплерной компьютерной музыки, то по пункту 2 статьи 6 получается, что сэмпл обладает признаками произведения, и в любом случае в качестве сэмпла часть произведения будет использоваться самостоятельно, однако требуется еще доказать, что этот сэмпл является частью отдельно взятого произведения. В Законе ничего не сказано об авторском праве на отдельно взятый звук (ноту) или букву из текста. И думаю, что в этом направлении когда-нибудь придется принимать решение. По крайней мере, опытные юристы должны понять, что представляет собой сэмплерная музыка.

Кристофер М. ИХИХО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 1998 год

Рубрика: 

Компьютер и право
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!