Культура обмена знаниями важна для многих компаний. Это сложное и многогранное понятие, и оно невозможно без подходящих инструментов, фиксации знаний, онбординга и многого другого. В этой статье мы хотим рассказать о том, как мы наладили взаимодействие и сотрудничество в компании SaM Solutions.
С чего все началось
В SaM Solutions мы всегда старались создавать такие условия, чтобы сотрудники могли легко и удобно общаться, обмениваться информацией и знаниями. За 2019 год компания значительно выросла, мы открыли второй офис в Минске. Появились некоторые трудности в обмене знаниями: стало сложнее встречаться и общаться, а часть людей в своих технических направлениях и вовсе разделилась между офисами.
Мы стали часто получать фидбэк о том, что сотрудники мало общаются в рамках своих технических направлений и недостаточно владеют информацией о проектах, которые есть в компании. Также внутренние митапы проводились хаотично. Эти факторы стали триггером для того, чтобы объединить все активности на уровне компании. Так, летом 2019 года появился внутренний проект SaM MeetApp.
Что такое SaM MeetApp: суть и задачи
Мы разработали приложение SaM MeetApp (iOS, Android, Web) как платформу для обмена знаниями между сотрудниками и как максимально комфортную среду для коммуникации.
Поскольку во главу угла мы всегда ставим людей, мы понимали, что платформа может взлететь, только если она будет решать и удовлетворять проблемы и потребности сотрудников. Так сложилась концепция проекта — «от сотрудников к сотрудникам».
Перед нами стояли весьма амбициозные задачи:
- создать платформу для обмена знаниями и проведения митапов;
- сформировать технические сообщества внутри компании;
- вовлечь сотрудников в процесс непрерывного обмена знаниями;
- повысить узнаваемость и привлекательность компании в IT-среде.
Основы культуры обмена знаниями
Сообщества
Технические сообщества помогают выстраивать горизонтальные связи в компании, укрепляют доверие коллег друг к другу, а также формируют среду постоянной взаимопомощи и развития. Мы выделили пять сообществ внутри компании: .NET, Frontend, Java, QA и BA/PM.
За каждым из сообществ закреплен чиф (главный специалист) из числа самых опытных и компетентных технических специалистов. Данный сотрудник отвечает за развитие и обучение коллег по своему профилю.
Именно чифы являются драйверами сообществ и проводниками идей. Они помогают составлять планы всех обучающих активностей, стимулируют обмен знаниями и активно участвуют в этой практике, организуют митапы.
Темы мероприятий
Мы проводим опросы, собираем фидбэки после каждого проведенного мероприятия, читаем чаты сообществ и смотрим, что «болит» у сотрудников, чтобы лучше понимать, на что обращать внимание. Каждый сотрудник может предложить тему митапа. Если тема актуальна, то начинается процесс подготовки.
У нас была гипотеза, что простое человеческое общение внутри коллектива и команд подтолкнет сотрудников делиться знаниями по рабочим вопросам. Неформальное общение с коллегами ускоряет распространение знаний и создает атмосферу доверия, благодаря которой гораздо легче вовлечь человека в рабочий процесс. Поэтому, параллельно с техническими мероприятиями, мы стали проводить встречи, посвященные путешествиям, психологии и другим темам, выбранным и предложенным самими сотрудниками.
Спикеры
Мы поощряем любого сотрудника пробовать свои силы и выступить с докладом. За свои выступления спикеры получают приятные корпоративные сувениры и приоритетную возможность участвовать во внешних обучающих конференциях за счет компании.
Если по какой-либо теме нет внутреннего эксперта, то мы ищем внешнего спикера. На наши онлайн-встречи мы приглашали спикеров из США, Великобритании, Дании, Украины и России. Один из таких вебинаров по Java был выложен в Youtube в общий доступ (ролик собрал более сотни лайков и им активно делились в Java-сообществах).
Продвижение
Мы помогаем каждому спикеру сделать яркую афишу и оформить презентацию. Анонсы митапов рассылаются по электронной почте и размещаются в приложении SaM MeetApp. После проведенных мероприятий мы делаем пост-релизы. Организация вебинаров не требует больших финансовых вложений, но позволяет узнавать о best practices из первых уст. Сотрудник может и не работать с какой-либо технологией, но сходить на встречу и понять, стоит ли вникать глубже в тему.
Чего мы добились
- Разработали мобильное приложение SaM MeetApp для организации митапов и обмена знаниями внутри компании, которым активно пользуется более 45 % сотрудников.
- Создали пять активных сообществ внутри компании. В сообщества .NET и Java входит более 200 инженеров.
- Регулярно и системно проводим митапы. Проведено более 70 митапов и предложено более 90 тем для обсуждения. Стало появляться больше позитивных оценок сотрудников друг о друге.
- Более 25 сотрудников попробовали себя в роли спикеров. Мы стали чаще выступать на внешних конференциях. Один из наших разработчиков получил престижное звание Sitecore MVP 2020 (Most Valuable Professional). Почетный титул Sitecore MVP получают только высококвалифицированные специалисты, которые развивают технические сообщества, делятся своими знаниями через публикации и доклады на технических конференциях.
Какие выводы мы сделали
- Внутренние митапы помогают наладить обмен знаниями внутри компании, способствуют поддержанию мотивирующей среды для профессионального роста сотрудников
- Людям нравятся «фоновые» активности, к которым они могут подключиться по мере своей загрузки или посмотреть в записи
- Офлайн и онлайн-форматы эффективно дополняют друг друга
С марта 2020 наша компания перешла на удаленный формат работы. Помимо регулярных технических митапов мы стали проводить онлайн-встречи, посвященные самоорганизации, продуктивности, психологии, искусству и другим темам, которые интересны нашим сотрудникам. В условиях «удаленки» проведение митапов и развитие технических сообществ стало важным с точки зрения поддержания командного духа и адаптации новичков.
Комментарии сотрудников SaM Solutions
Влад Ольховик, BA/PM:
«В приложении SaM MeetApp сотрудники могут предлагать темы для митапов и голосовать за наиболее интересные. Мы поощряем любого сотрудника пробовать свои силы и делать доклады.
Когда тема набирает достаточное количество голосов и чиф видит, что тема «горячая» — мы помогаем спикеру, если он наш сотрудник, подготовиться к митапу. А если мы не можем найти человека среди наших сотрудников по теме — приглашаем со стороны.
Отмечу важный момент: наш проект SaM MeetApp — это не только мобильное приложение и веб-версия, но и площадка для формирования дружеских отношений. Большую часть времени коммуникация проходит в рамках какого-либо одного проекта, и общения с другими коллегами недостаточно. Наши митапы — это встречи увлеченных людей, на которых всё завязано на таланте и интересе каждого конкретного человека. Митапы открыты для всех сотрудников компании, независимо от их профиля. Так, например, тестировщики посещают митапы джавистов, а на встречах фронтенд-разработчиков периодически можно встретить «дотнетчиков».
А так как наше приложение является одним из каналов коммуникации с нашими работниками, то мы держим их в курсе происходящего в компании при помощи данного инструмента: анонсируем мероприятия и важные события из жизни компании, рассказываем о победах и достижениях наших сотрудников».
Сергей Нестеренко, Сhief QA:
«Формирование сообщества специалистов в компании важно, так как практика показывает, что в рамках группы людей, объединенных общим интересом, целое всегда становится больше суммы своих частей. Когда две световые волны точно накладываются одна на одну, то сила света не вдвое больше, чем от одной волны, а вчетверо. Примерно также обстоит дело с людьми, которые, объединившись в группу, начинают действовать, как слаженный механизм.
В мире современных технологий все развивается настолько быстро, что для поддержания должного профессионального уровня необходимо пропускать через себя огромные объемы информации. Но огромные объемы информации, к сожалению, еще и означают девальвацию ее качества.
Допустим, один человек способен изучить один-два новых инструмента в неделю или прочитать десяток статей. Если он будет делать это изо дня в день, то в течение года окажется, что он узнал намного меньше, чем десять человек, которые объединились в группу, и делали то же самое, но каждую неделю делились между собой информацией. Во-первых, они отфильтровывали заведомо некачественный контент, во-вторых, делились друг с другом качественным, экономя другим участникам сообщества время и силы.
Кроме информационной составляющей, в таком профессиональном объединении начинает прослеживаться четкая психологическая мотивация поддерживать свой уровень, чтобы не отставать от остальных участников».
Вадим Папко, Сhief .NET:
«Технологии не стоят на месте. Более того, движутся семимильными шагами. Сегодня .NET удивляет нас новинками практически еженедельно. Часто это проходит мимо разработчиков (нехватка времени, много информационного шума, личное время для отдыха и т.д.). Внутренние же митапы, как правило, поднимают это на поверхность и в рамках рабочего времени. Ты находишься в верном информационном шуме.
Хороший пример — соленые огурцы. Если взять банку с солеными огурцами и положить туда на несколько часов свежий огурец, то он станет малосольным. Так и митапы — ты можешь быть занят в это время, можешь законнектиться и в фоне слушать, а можешь позже посмотреть в записи и после задать вопросы спикеру в общем чате.
Также внутренние митапы — это стартовая площадка для тех ребят, кто более мотивирован и желает делиться своими навыками и опытом, выступая на различных юзер группах, конференциях, вебинарах. Именно так я и начинал, что позволило мне начать выступать на международной сцене и, более того, стать одним из немногих Sitecore MVP Technologist 2020 в Беларуси.
Во время глобальной пандемии мы перешли в онлайн-формат. Стало намного проще организовывать не только внутренние митапы, но и приглашать зарубежных спикеров. За этот год нам удалось пригласить 3 международных спикера. И это очень круто!
Планы на 2021 год: больше интересных митапов и новых спикеров, больше мотивации, выход на международную сцену, проведение хакатонов (надеюсь) и дальнейшее развитие нового проекта .NET Lab — лаборатории, в рамках которой любой желающий, а также ребята, которые временно без коммерческих проектов, могут выбрать для себя любую активность, такую как:
- подготовка доклада на внутреннем митапе;
- участие во внутренних проектах;
- участие в R&D проектах;
- менторство;
- сертификация.
Горячие темы