Многие белорусские наниматели заинтересованы в привлечении на работу иностранцев. Иногда это связано с нехваткой кадров, отсутствием необходимой квалификации и опыта среди белорусских работников. Иногда — с желанием расширить горизонты и привнести в свой бизнес что-то новое, ведь многие иностранные специалисты могут поделиться ноу-хау и бизнес-практикой, применяемой в их странах, что становится большим преимуществом перед конкурентами. О том, как принять на работу иностранного специалиста, KV.by рассказала Надежда Смахтина, юрист компании Legaltax.
Как принять на работу иностранного специалиста?
Процедура привлечения на работу иностранных работников для резидентов ПВТ и нерезидентов отличается. Если наниматель является резидентом ПВТ, он просто должен в течение 3 рабочих дней со дня заключения трудового договора уведомить об этом органы по гражданству и миграции. Упрощенный порядок найма иностранцев – преимущество, предоставленное Положением о ПВТ по известному Декрету № 8. Однако иностранец, работающий у резидента ПВТ, все также должен получить разрешение на временное проживание.
Нанимателям-нерезидентам ПВТ привлекать иностранца на порядок сложнее. Им нужно получить специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Рассмотрим данную процедуру подробнее.
Подача сведений о наличии свободных вакансий
Сперва в соответствующее управление по труду, занятости и социальной защите подаются сведения о наличии вакансий в компании. Поданные сведения размещаются в республиканском банке вакансий и должны находиться там не менее 15 рабочих дней, прежде чем вы сможете перейти к следующему этапу.
Срок в 15 рабочих дней подразумевает, что за это время наниматель может рассмотреть кандидатов, которые могут работать без получения специального разрешения. Если в течение этого срока подходящий работник не найден, а у вас есть на эту должность кандидат-иностранец, то тогда можно подавать документы в управление по гражданству и миграции (УГиМ).
Подача документов в УГиМ
В УГиМ подается следующий пакет документов:
- Заявление о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками (Заявление);
- Копию документа для выезда иностранца за границу и ее перевод;
- Платежное поручение об уплате госпошлины;
- Копию доверенности, если документы будет подавать представитель, а не лично руководитель. При этом представителю надо так же взять с собой оригинал доверенности, чтобы предъявить в УГиМ при подаче.
Заявлению стоит уделить самое пристальное внимание. В нем указываются сведения:
- о нанимателе;
- об иностранце, которого планируют принять на работу;
- наименование и код профессии;
- и самое важное - обоснование необходимости найма.
В обосновании нужно акцентировать, что на вакансию требуется уникальный специалист, а ваш кандидат как раз им и является. К такому обоснованию может относиться наличие международного опыта работы, знание иностранного рынка, на который нацелена ваша организация, владение иностранными языками, уровень образования. Расскажите, какую пользу и выгоду это принесет для организации.
Нюансы. При подготовке документов обратите внимание, что заявление оформляется на фирменном бланке организации. Код профессии должен составлять 7 цифр и соответствовать общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия». Само же заявление подписывается руководителем организации или представителем. Если заявление будет подписано представителем, то приложите к документам доверенность.
На платежном поручении об уплате госпошлины должен стоять штамп банка (синий штамп) и подпись уполномоченного банковского работника. Поэтому даже если вы уплатили госпошлину дистанционно, все равно обратитесь в отделение банка для правильного оформления платежного поручения. Размер госпошлины для получения специального разрешения составляет 5 базовых величин (135 бел.руб.).
В течение 15 дней УГиМ принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче специального разрешения. В случае, если вам отказали по формальным признакам (например, некорректно указали код профессии), заявление можно подать повторно после устранения замечаний. При этом, как правило, повторно сведения о вакансиях подавать не нужно. Когда разрешение получено, следующим шагом будет регистрация трудового договора.
Регистрация трудового договора в УГиМ
После получения специального разрешения наниматель и иностранный работник заключают трудовой договор. В течение месяца со дня заключения договор должен быть зарегистрирован.
Для этого в УГиМ подается два экземпляра трудового договора. Если у сотрудников УГиМ нет никаких замечаний к содержанию, они его регистрируют, а на договор проставляют соответствующий штамп (как правило, регистрация занимает не более 7 дней).
Трудовой договор составляется на русском или белорусском языке, а также на родном или понятном работнику. В договоре указывается номер специального разрешения, на основании которого работник принимается на работу. По содержанию трудовой договор с иностранцем основывается на Трудовом кодексе РБ.
Однако существуют и некоторые дополнительные требования, которые предъявляются к содержанию договора. Они предусматривают:
- порядок заключения трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь;
- основные гарантии трудящимся-иммигрантам при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь;
- налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов;
- права и обязанности трудящихся-иммигрантов;
- права и обязанности нанимателя Республики Беларусь.
Нюансы. В трудовой договор с иностранцем необходимо включить условие о том, что договор прекращается при аннулировании специального разрешения, или то, что трудовой договор может быть продлен только при продлении имеющегося либо получении нового специального разрешения.
Касательно условий переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта, наниматель и работник самостоятельно устанавливают, кто из них берет на себя такие расходы.
Но лучше проверить наличие международных соглашений между Республикой Беларусь и страной иностранного гражданина, так как иногда там содержатся обязательства сторон по оплате тех или иных расходов.
Перечислим несколько таких соглашений в качестве примера:
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь;
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан;
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь и Украины, работающих за пределами своих государств.
Пример: в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Украиной медицинское обслуживание работников-украинцев будет осуществляться за счет нанимателя на равных условиях с белорусами. Расходы по проезду работников и членов их семей от местожительства до пункта назначения, расходы по перевозке личного имущества на территорию Республики Беларусь и те же расходы после окончания трудового договора несет работодатель, за исключением случаев расторжения контракта по инициативе работника. То есть, если вы нанимаете на работу украинца, то перечисленные расходы в договоре нельзя будет отнести на работника даже по соглашению сторон.
Напоминаем и о сроке трудового договора – он не может превышать срок, на который выдано специальное разрешение. Вся процедура найма работника с учетом регистрации трудового договора займет примерно 2 месяца.
В случае, если специальное разрешение аннулировано или истек срок действия, либо договор с иностранным работником расторгнут, разрешение необходимо вернуть в УГиМ в течение 5 рабочих дней.
Комментарии
Нюансы. А про россиян почему ничего не написано?