С 1 января 2019 года белорусские IT-компании находятся в состоянии неопределенности в отношении «налога на Google» в Российской Федерации (РФ). Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ опубликовала несколько пояснений, которые повлекли за собой усложнение ситуации и поле для дискуссий в сфере уплаты налогов. В последнем письме ФНС от 25 апреля 2019 года №СД-4-3/7937@ изложил новые комментарии, уточняющие порядок уплаты налогов.
Никита Макаёв, консультант по международному налогообложению и корпоративным финансам компании Baker Tilly Bel ответил на наиболее часто возникающие вопросы и описал алгоритм действий, актуальный для белорусских компаний на данный момент.
В чем неопределенность?
Изменения в российском налоговом законодательстве определили, что компании, предоставляющие услуги в электронной форме лицам на территории РФ, с 1 января 2019 года будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) со стоимости оказанных услуг. Это влечет за собой и постановку в налоговых органах РФ.
Данные изменения вызвали ряд практических вопросов. Многие белорусские IT-компании успели стать на учет в налоговых органах РФ. Позже ФНС пояснило, что компании из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при оказании услуг лицам из РФ должны уплачивать НДС в своих странах, например, в Республике Беларусь. Тем самым ФНС в одностороннем порядке прокомментировала положения международных соглашений. Это вызвало вопросы о том, в какой стране все-таки платить НДС, где становиться на учет, как установить место реализации услуг в электронной форме, которые предоставлялись до 2019 года и т.д.
Каких компаний касается новое законодательство?
Любая компания, которая признается иностранной с точки зрения российского законодательства и оказывает услуги в электронной форме напрямую лицам в РФ, является плательщиком НДС с 1 января 2019 года.
Белорусские компании (BelCo) будут признаваться плательщиками, если местом оказания услуг будет признаваться территория Российской Федерации.
Таким образом, схема оказания услуг BelCo российскому лицу будет выглядеть следующим образом.
Сделки с какими контрагентами попадают под новое регулирование?
Любые сделки, отвечающие определению услуг в электронной форме. Отсутствует разница, каким контрагентам BelCo будет оказывать услуги: юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Какие налоги подлежат уплате?
Новое регулирование касается только НДС. Иные налоги подлежат уплате согласно соответствующему национальному и международному законодательству.
На какие услуги нужно обратить внимание?
В сферу действия регулирования подпадают «услуги в электронной форме». В российском законодательстве перечень таких услуг сформирован, но не всегда конкретен. К таким услугам относятся:
- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления и дополнительные функциональные возможности;
- рекламные услуги и площадки;
- технические, организационные, информационные и торговые площадки;
- поддержка сайтов;
- хранение и обработка информации;
- предоставление вычислительных мощностей;
- хостинг;
- ведение статистики и т.д.
В то же время реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях к таким услугам не относятся. Помимо прочего, не относятся услуги, когда речь идет о распространении программного обеспечения, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»). Из этого перечня исключаются и услуги, оказываемые по электронной почте.
В отношении «стандартных» для BelCo моделей работы (предоставление лицензий, уступка прав на программное обеспечение, услуги по разработке с последующей реализацией разработанных программ) данное требование будет актуальным в зависимости от способа предоставления прав на использование программного обеспечения и т.д.
Каков план действий для компании?
Для определения, в какой стране необходимо платить НДС по услугам, оказываемым BelCo, следует выполнить следующий порядок действий:
a. определить место реализации услуг. При оказании услуг BelCo российскому лицу напрямую следует применить положения Договора о ЕАЭС.
b. определить подпадают ли указанные услуги под термин «услуги в электронной форме», как это описано выше.
Таким образом, если местом реализации услуг признается РФ и услуги предоставляются в электронной форме, то BelCo подлежит налогообложению в РФ и постановке на учет по налоговых органах РФ.
Для анализа на соответствие критериям на сайте ФНС РФ есть тест, который может помочь определить необходимость уплаты НДС в РФ. В то же время тест не позволяет оценить территорию, где оказываются услуги и относятся ли услуги, предоставляемые BelCo, к электронным в понимании российского законодательства.
Как определить, где оказываются услуги?
ФНС РФ однозначно указал, что так как все «услуги в электронной форме» являются непоименованными в Договоре ЕАЭС, то местом оказания этих услуг для BelCo является Республика Беларусь и НДС должен уплачиваться в Беларуси.
Вместе с тем отмечаем, что некоторые из «услуг в электронной форме» однозначно поименованы в Договоре ЕАЭС. Например, под «рекламными услугами» в Договоре ЕАЭС понимаются рекламные услуги, оказанные с помощью любых средств и в любой форме. Местом оказания таких услуг признается территория покупателя услуг, то есть РФ.
Таким образом, по нашему мнению, несмотря на письмо ФНС в описанном случае, BelCo все равно должен становится на учет в налоговых РФ и уплачивать налоги в РФ.
Аналогичные положения в Договоре ЕАЭС могут быть применены для услуг по разработке компьютерных программ и баз данных, услуг по обработке информации и лицензионных договоров. В во всех этих случаях BelCo должен стать на учет в РФ и уплатить НДС.
Таким образом, каждая сделка должна быть проанализирована на предмет оказываемых услуг для корректного определения необходимости уплаты НДС в тот или иной бюджет.
А если работаем через агента?
В то же время, если BelCo будет оказывать услуги через комиссионера, агента, которые участвуют в расчетах, то обязанность по уплате налогов лежит на таких посредниках, так как они становятся налоговыми агентами с точки зрения российского налогового законодательства.
Таким образом, схема оказания услуг белорусской компанией (BelCo) российскому лицу будет выглядеть следующим образом.
Пример оказания услуг через посредника
Таким образом, при работе через посредника у BelCo не возникает необходимости проходить постановки на учет и уплаты налогов в РФ.
А если работаем через зарубежную «дочку»?
В случае, если реализует услуги «дочка» BelCo, то необходимо определить, в какой стране такая «дочка» зарегистрирована.
Если «дочка» зарегистрирована в странах ЕАЭС, то применяется алгоритм как для BelCo. В иных случаях, «дочка», как и агент, должна стать на учет в налоговых органах РФ при оказании любой услуги в электронной форме, перечисленной российским законодателем.
Какой алгоритм действий, если платить налоги требуется в РФ?
- Осуществить постановку на учет в российских налоговых органах.
Пройти регистрацию можно онлайн. Сервис доступен на двух языках – русском и английском. Заполнить заявление о постановке на учет можно по ссылке: https://lkioreg.nalog.ru/ru/registration
Помимо заявления, достаточно представить скан выписки из реестра юридических лиц (для BelCo – выписка из ЕГРЮЛиИП). Заверение перевода на русский язык или проставление апостиля на не требуется.
Если BelCo уже зарегистрирована в российских налоговых органах, то повторной регистрации не требуется.
- После постановки на учет BelCo получит данные для входа в другой сервис – «Личный кабинет иностранной организации».
Посредством Личного кабинета BelCo сможет сдавать налоговые декларации, уплачивать налог, переписываться с налоговым органом, направлять документы.
Какой срок для уплаты НДС?
Налоговым периодом является квартал. Соответственно, BelCo уплачивают НДС в российский бюджет по новому регулированию до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Что будет, если не стать (не успеть) на учет?
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе повлечет привлечение к ответственности в виде:
- штрафа в размере ок. 150 евро за несвоевременную постановку на учет;
- штрафа в размере 10% от доходов за ведение деятельности без постановки на учет, но не менее ок. 550 евро.
Обращаем внимание, что BelCo или «дочка» BelCo, его агент не встанет на учет в налоговых органах РФ, то обязанность налогового агента у покупателей (российских контрагентов) не возникнет независимо от отсутствии у них постановки на учет в налоговом органе.
А если налог заплатит российский контрагент?
Если покупатель (российский контрагент) самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы), то по указанным операциям налоговые органы РФ не будут требовать от BelCo повторной уплаты в бюджет НДС. Кроме того, налоговые органы РФ не будут требовать и отражения таких операций в налоговой декларации, а также перерасчета налоговых обязательств покупателя (Письмо AYC от 24.04.2019 г. # СД-4-3/7937@).
При этом в случае отсутствия операций, подлежащих отражению в налоговой декларации, BelCo, его «дочка» или агент представляют через личный кабинет декларацию по НДС с нулевыми значениями.
Можно ли уплатить налог с белорусского счета?
Для уплаты налога BelCo необязательно открывать расчетный счет в российском банке. Однако в случае желания возвратить излишне уплаченный налог такой счет открыть придется.
По какой ставке платить налог?
Ставка НДС при уплате в белорусский бюджет составляет 20%.
Ставка НДС для электронных услуг в РФ составит 16,67%.
Кроме того, напоминаем, что реализация на территории РФ исключительных прав на основании лицензионного договора по-прежнему освобождается от налогообложения НДС в РФ при выполнении некоторых условий. Указанное освобождение будет распространяться и на BelCo, подлежащих постановке на учет в российских налоговых органах.
Что будет далее?
Официальные комментарии со стороны Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на данный момент отсутствуют. В данной ситуации можно ожидать два пути действий:
- белорусские налоговые органы соглашаются с нынешней позицией ФНС в одностороннем порядке;
- компетентные органы обоих стран проведут переговоры по внесению изменений Договор ЕАЭС и урегулируют место оказание электронных услуг. Информация о таких переговорах уже присутствует в открытых источниках.