Перевод сотрудников на удаленную работу в условиях карантина по COVID-19 — это серьезный вызов для службы безопасности компании. Вся политика защиты организации требует серьезной трансформации, нацеленной на изменение технических средств и методологий контроля и защиты удаленных рабочих мест сотрудников. Важной составляющей является работа с клиентами и партнерами в целях сохранения уровня их доверия к компании.
Предупредить риски
Работая удаленно, сотрудники имеют возможность по неосторожности предоставить доступ к ценной информации компании.
В целях предупреждения данных рисков:
- Формируется рабочая группа специалистов по безопасности для обеспечения проверки технических заданий на содержание конфиденциальной информации с полномочиями осуществлять необходимую коррекцию прежде, чем руководитель подразделения получит их для распределения между сотрудниками своего подразделения.
- Заключаются дополнения к контрактам либо отдельные договора о неразглашении конфиденциальной информации (NDA), где четко прописываются все риски и взыскания с сотрудников, применимые в случае нарушения договора.
- Используются специальные технические средства для мониторинга за рабочим оборудованием в целях отслеживания действий сотрудников (копирование информации на внешние носители, передача информации заинтересованным лицам, несоблюдение правил безопасности и другие случаи). Здесь также могут быть полезны программы по «фотографии» рабочего дня.
- В домашней обстановке сотрудники нередко проявляют беспечность и становятся источником утечки информации. Поэтому важно их проинструктировать по соблюдению безопасности при удаленной работе. По завершению инструктажа сотрудник должен подписать документ о том, что прошел инструктаж. Необходимо информировать персонал о нарушениях инструкций, которые выявлены в процессе мониторинга рабочего места, и принимать меры к нарушителям.
Оформить законодательно
Одним из важных вопросов при переводе сотрудников на удаленную работу является юридическое оформление ответственности персонала.
К сожалению, стандартный трудовой договор составлен из весьма обобщенных формулировок (касательно неразглашения конфиденциальной информации) и не годится для ситуаций массового перевода сотрудников на удаленную работу. Поэтому необходимо заключить отдельный NDA с персоналом.
Перед тем, как заключать NDA, следует провести информационную разъяснительную работу на предмет обеспечения безопасности при удаленной работе и роли в этом NDA. При составлении договора прописываются все риски, с которыми может столкнуться компания при разглашении конфиденциальной информации сотрудником. Также описываются меры взыскания при невыполнении условий договора. Последствия за несоблюдение условий должны быть четко прописаны в договоре.
Использование VPN-сетей
Если организация не использует корпоративную VPN-сеть, то при переводе сотрудников на удаленную работу данная мера совершенно необходима, поскольку она сразу разграничивает ответственность и распределяет риски. Используя VPN, компания может выбирать ресурсы, к которым имеет доступ сотрудник, и может постоянно отслеживать активность персонала.
Сохранить доверие клиентов
Не менее важно донести информацию до клиентов, что отправляя сотрудников на удаленную работу, вы в состоянии обеспечить конфиденциальность информации, которой они делятся с организацией. Благодаря внедрению таких мер:
- информирование сотрудников о правилах безопасности;
- оформление NDA;
- фильтрация заданий через специальную группу службы безопасности;
- работа в VPN;
- мониторинг через программы для отслеживания удаленных рабочих мест (чекины в Slack о приходе и уходе с работы и другие меры).
Стоит отметить, что клиенты в большинстве случаев имеют свою службу безопасности, и те задания, которые вы получаете в работу, проходят через их систему контроля за информацией. Поэтому вопрос, как найти баланс между адекватностью и безопасностью в условиях перевода сотрудников на удаленную работу, вполне решаем между компаниями.
Даже если вы столкнулись с претензией, что ваша компания ответственна за утечку информации клиента, не нужно паниковать. Проведите внутреннее расследование, соберите нужную документацию. Такие дела в судах тянутся не один год. В 90% случаев судятся не юридические лица, а компания и сотрудник.
Выбрать меры
Существует реальная возможность предупредить риски, связанные с утечкой или разглашением конфиденциальной информации при переводе сотрудников на удаленную работу. Здесь важно понимать, что в данной ситуации пересмотр политики безопасности в сторону ужесточения — это не крайняя, а необходимая мера.
При этом следует найти баланс между интересами сотрудников, компании и клиентов, чтобы сохранить производительность и востребованность продукта на должном уровне.
Вы можете:
- изучить возможности перевода сотрудников на удаленную работу;
- выбрать из вышеперечисленных методов те, которые подходят для вашего бизнеса;
- протестировать их в течение определенного времени на небольшой группе персонала;
- проанализировать результат;
- внедрить в свой бизнес.
Комментарии
Ну, в плане общих рекомендаций для сферического
конякомпании в вакууме - все верно. ;)Странно, SearhInform не находится по тексту. ;)
Я бы вообще в этой связи рассмотрел BYOD vs CYOD vs COPE в плане ИБ на удаленке.
Причем с дифференцированным подходом по сотрудникам. В том плане, что
- тот же BYOD надо заслужить;
- значимости информации, которой владеет тот или иной удаленщик;
- значимости удаленщика для конторы;
- еще что-то...
При уже нормально настроенной безопаске по месту, варианты перевода на удаленку не сильно сложные.
- сотруднику в дом просто затаскивается его рабочий комп + VPN. С запретом юзать "для себя". Ну, там же все равно
SearhInformDLP уже стоит. ;) Но возможны тормоза.- терминальный доступ с личного компа без проброса всякого типа USB. Терминальный сервер где-то да поднят...
- еще что-то.
Кстати, а ведь уже куча рекламы типа "за день переведем Ваш бизнес на удаленку". На cnews том же, в спаме есть. Кто в курсе - что реально делают?
У меня уже давно настроен VPN на циске.