«О жизни в IT и не только»: история тим-лида, который ведет канал на YouTube

“АйТиБорода” – канал для тех, кто работает с информационными технологиями, и стремится расширить область своих познаний. Автор и ведущий Алексей Картынник – тим-лид в компанииSoftTeco”. Блогинг на youtube для него хобби, но это не мешает ставить цель в 100 000 подписчиков к концу года.

Почему молодых программистов не берут на работу и как выучить этот английский? Бородач Алексей Картынник берёт интервью или рассуждает, глядя вам прямо в глаза, а точнее, прямо в глазок камеры, на которую он делает записи для своего канала.

Около года назад он представить не мог, что поклеит в спальне обои с космосом, купит микрофоны, аппаратуру и будет называть себя блогером. Но оказалось, что это один из самых простых и удобных способов выступать публично, и при этом быть слегка интровертом. Сейчас каналу полгода и он растет, набирая темпы.

 

«Я новенький, можно мне с вами?»

Я full-stack разработчик, но в последнее время в основном занимаюсь бэкендом – делаю всё то, что находится у сайтов “под капотом”: сложные вычисления, API и сервера мобильных  приложений. Мне 26 лет, и я попал в компанию год назад, когда закончился предыдущий контракт.

Моя основная технология – язык C# на платформе .NET, и при очередной смене работы мне было из чего выбрать: сейчас рынок разработчиков перегрет, много предложений, но мало хороших специалистов. Моя работа находится в шаговой доступности от дома, что стало одной из причин перехода. Но она была не главной.

Компанию SoftTeco я выбрал по многим критериям. В том числе из-за тёплой атмосферы – это было сразу видно по тому, как общались сотрудники на кухоньке: захожу в первый день, они все общаются, а у меня навязчивое ощущение, что я тут пока лишний, будто в семью вклинился. Через пару недель это ощущение прошло, и я гармонично вписался в коллектив. К слову, на собеседовании HR Оля ясно дала понять, что я не единственный возможный кандидат, что запомнилось не в негативном ключе, а в контексте серьезности подхода к подбору персонала.

Через недели две после моего прихода в компании начался курс по искусству публичных выступлений, компания наняла бизнес-тренера. Это был проект по развитию сотрудников под названием «ДНК-SoftTeco».

Перед первым занятием пришла рассылка о том, что набор закончен. И я понял, что не успел. Но случайно в письме написали о том, где и когда курс будет стартовать. Прихожу в аудиторию, смотрю – битком людей. Говорю: «Здравствуйте! Я новый сотрудник Лёша, можно мне с вами?» – и меня без вопросов взяли.

 

 

 

Канал – место, где не нужно преодолевать себя

На курс ходило одиннадцать человек. Нас учили теории: как держать себя на сцене, как расслабляться, требовали практику по своим темам. Моя была о том, чем стартапы полезны для разработчиков и почему в них надо участвовать, независимо от места работы. Мне помогли развить мою презентацию (что удивительно для аутсорс-компании), и в конце курса тренер попросил всех записать видео со своими выступлениями. Тут я впервые словил себя на мысли, что записать видео было бы прикольно и полезно.

После курса осталось ощущение, что надо выступать, но я себя не очень-то отношу к технарям, никогда не хотел выступать публично на технические темы. Есть программисты, которые, например, хорошо разбираются в Computer Science. А есть как я, кто владеет высокоуровневыми штуками, делает свою работу и не особо интересуется “техническим фаршем”, которым напичкана та или иная технология. К тому же у меня физическое образование, я не получал профильных базовых знаний в IT.

Но! С детства у меня неплохо получалось находить общий язык с людьми. А по сему, почему бы не про стартапы, softskills и про то, как мы живём в IT? Люди из IT не отличаются от других ничем, кроме зарплаты, но у нас тут много чего интересного!

К тому же канал – то место, где не нужно стоять и преодолевать свои комплексы, как это бывает на выступлениях перед публикой. Первое видео на канале было о том, как я стал программистом. Отдельная история о том, как я его записывал, но об этом чуть позже.

После я записал видео про собеседования, про LinkedIn и про составление резюме. А потом мой знакомый Виталик Вишневский, у которого за плечами более 15 лет опыта в IT, предложил пообщаться с ним на камеру, и так появились интервью. Мы поговорили о качестве кода, потом о менеджменте в IT… Ну а после этих видео крутые специалисты стали замечать мой канал и приходить на интервью (которых уже более 10).

 

Одно интервью обходится в 50 долларов

Задумавшись про канал, я решил назвать его «АйТиБро» и спросил у сестренки, которая младше меня на 10 лет, зайдёт ли это тем, кто придёт в профессию через 5 лет (на старте мне казалось, что именно подростки и молодые люди – моя целевая аудитория). Она сказала: «Да, круто!». Но потом всё же послушал товарища и назвался по-другому, «АйТиБорода». И меня уже некоторые называют «Борода», к чему я, надо сказать, привык.

Теперь о том, как я начинал снимать видео. Сначала я снимал на мобильник: брал телефон в железном чехле, засовывал в тиски, прикручивал к штативу от старого телескопа, брал строительную лампу на 1000 Вт и в таком пекле снимал видео (лампа жарила не по-детски!).

Позже мы с женой купили экшн-камеру, софт-боксы для подсветки, много микрофонов, в том числе радиомикрофон. Моя супруга вокалистка и тоже в теме видеоконтента, поэтому договориться было не сложно. Все видео от первого лица (я их называю “Говорящая Голова”) снимаю у себя в квартире.

Перед каждой записью я выставляю свет, настраиваю камеру, микрофон (звук записывается независимо от камеры). Потом свожу записи воедино, и это самое утомительное. Снимаешь час, обрабатываешь и сводишь ещё пять. Нарезка, коррекция звука, цветовая коррекция и вставка эффектов… Но пользователи YouTube хотят качественный контент.

Интервью я снимаю на оборудовании, которое беру в аренду. Первые интервью снимал в коворкинге ПВТ, но потом перешёл в Imaguru. Бывает, снимаю на базе нашей компании “SoftTeco”.

Одно интервью обходится примерно в 50 долларов – такова стоимость аренды двух хороших камер, объективов к ним и сопутствующего мелкого оборудования. Снимать мне помогают моя супруга и давний друг Миша – им отдельное спасибо. Ну а если ребята заняты, то я и сам могу, но это не легко – следить за камерами и за ходом беседы одновременно.

 

«Бывает, пишут ребята с заводов – обычные парни»

Подписчики обычно пишут: «Спасибо за контент». Я и не думал, что будут просто благодарить. Несколько человек писали о том, что хотят дать интервью, и приезжали ко мне из других стран (США, Германия). Часто ребята просят разобрать резюме, и я всегда даю советы. Кстати, пишут в основном в LinkedIn и Instagram.

Бывает, на связи выходят ребята с заводов, которые хотят переквалифицироваться, и это абсолютно обычные парни, ничем не хуже и не лучше тех, с кем я работаю.

Пару человек из Украины спрашивали, как уволиться из компании и остаться в хороших отношениях с начальством. Ведь почему уходят? Или закончился контракт и хочется чего-то нового, или просто предложили бОльшую зарплату. Второй вариант я, если честно, не приветствую.

Люди говорят спасибо и за то, что им удалось сменить работу. Это круто. Вроде ничего конкретно для этого человека ты и не делал, но помог. Меняю ли я мир к лучшему? Не знаю, но хотелось бы верить, что да…

Зачем я занимаюсь каналом? Я хочу отвечать на вопросы. У меня тот период, когда я испытываю потребность в обучении людей, чтобы учиться самому.

Ведь почему я пришёл в программирование? У меня было хобби, я делал сайты с 14 лет, но с настоящим программированием познакомился только на 4 курсе университета. Мне всегда нравился отклик пользователя, и по началу я его получал. Но со временем бэкенда в работе становилось всё больше и больше, а фидбека реальных пользователей всё меньше. И не удивительно –  бэкенд никто не видит. Может быть, это необходимость признания или тщеславие. Со стороны виднее.

Плюс, новичков нужно учить. Они приходят с техническими знаниями, но не знают элементарных нетехнических вещей: по каким процессам работают команды, как развивать навыки общения.

Через канал я хочу вырастить сообщество всесторонне развитых профессионалов. Также в планах проведение оффлайн-встречи и тематических митапов.

 

Планы на год: найти спонсоров и организовать оффлайн-встречу

Мои увлечения не редко были альтруистическими и частенько заканчивались потерей мотивации и закрытием. Такая участь настигла telegram-канал “IT-Страна” на его восьмом месяце жизни. На канал было подписано около 2 000 человек, и я каждый день постил на нём по 4-6 новостей из мира белорусского IT.

В какой-то момент это стало занимать много времени. Я начал искал менеджера, и откликнулась незнакомая девушка. Она написала: «Я могу быть менеджером, но скажи, зачем ты это делаешь?» Я не смог ответить.

После этого случая решил, что любое ресурсоемкое хобби канал рано или поздно должно начать приносить доход, чтобы поддерживать здоровую заинтересованность в развитии. Такого же мнения я придерживаюсь и относительно канала “АйТиБорода”

Но не путайте: канал в первую очередь не про деньги, а про то, что надо самообразовываться, и про то, как мы, обычные айтишники, живём и работаем. Чтобы люди не думали, что программисты – асоциальные индивиды с завышенной самооценкой.

После 10 тысяч подписчиков я планирую искать спонсоров. После 50 тысяч хочу организовать оффлайн-встречу, на которую позову гостей моих интервью и других айтишных ютуберов как из Беларуси (я лично знаю двоих), так и из других стран. Всего я насчитал около 90 русскоязычных youtube-каналов, так что выбрать есть из чего. По подписчикам план максимум – к концу года набрать 100 тысяч.

 

Напоследок, я хотел бы отметить, что в становлении канала мне всегда помогали люди. Сначала это была моя супруга. Мы вместе занимались съемкой музыкальных клипов на ее песни, где я принимал самое непосредственное участие. Именно супруга вложила мне в голову мысль о том, что видеоконтент – это не сложно.

Ну а в последствии мне очень помогла компанияSoftTeco”. Если бы не организованные ею курсы – вряд ли бы я решился создать канал. Конечно, как любая компания, SoftTeco ориентируется на зарабатывание денег. Но здесь много внимания уделяют сотрудникам, и это не просто слова на ветер.

Интересные, толковые инициативы от сотрудников приветствуются, компания помогает реализовать их. Компания не мешает и не вмешивается. Мне ни разу не поступали предложения наподобие: «Давай-ка на твоём канале пропиарим SoftTeco».

Чтобы вы понимали, кроме блога перед Новым годом мне пришла идея организовать турнир по Counter-Strike. И знаете что? Меня поддержали. Сорок человек, или почти 30% сотрудников компании, на протяжении двух недель по вечерам рубились в контру! Играли все – тестировщики, разработчики и даже директор.

К сожалению, такая поддержка со стороны руководства – до сих пор “unbelievable” и “out of reach” для многих белорусских IT-компаний. Чтобы чуть-чуть понять нашу атмосферу – вбейте в ютубе “softteco” и посмотрите последний ролик на нашем канале.

Это промо-ролик для клиентов, в съемках которого я принимал участие. И пусть пацан из ролика не мой сын, а девушка не моя жена, но в целом он действительно передает атмосферу в компании. Желаю, чтобы все смогли поработать в похожих условиях! Это круто. Это подкупает и подталкивает к новым свежим идеям.

 

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 3
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!