Соцсети — это неотъемлемая часть нашей жизни. Они настолько прочно интегрировались в наше пространство, что некоторые считают даже неприличным позвонить, если можно написать. Сегодня речь пройдет именно про социальные платформы: куда они движутся, что предлагают пользователям и как изменяются мы узнаем на примере «Одноклассников».
Директор по развитию бизнеса Алексей Кашеваров в эксклюзивном интервью KV.by рассказал о новшествах для пользователей, поделился внутренней «кухней» соцсети и обнародовал интересные статистические данные.
Белорусские «Одноклассники» в цифрах
Знаете ли вы, что месячная аудитория «Одноклассников» в Беларуси — это 2,7 млн пользователей? То есть практически каждый третий-четвертый житель страны ежемесячно заходит в OK. При этом средний возраст аудитории уверенно держится в районе 26-35 и 36-45 лет. Более того, не только Беларусь и Россия активно пользуются соцсетью — немалое количество пользователей зарегистрировано и в США (880 тыс.), и в Великобритании (300 тыс.) и даже в Германии (более 1 млн 300 тыс). В Беларуси почти 64% зарегистрированных аккаунтов — женские, однако намечается тенденция к выравниванию по гендерному признаку.
Ядро аудитории OK, или пользователи, составляющие наиболее широкую группу пользователей платформы, — это люди в возрасте от 26 до 35 лет. Второй и третьей группами, наиболее широко представленными на площадке, являются пользователи в возрасте от 36 до 45 лет и пользователи от 18 до 25 лет соответственно. При этом только 4% от общего числа составляют пользователи в возрасте 56-65 лет. Так что ОК – это соцсеть не только для тех, кому за пятьдесят.
В духе общей тенденции (актуальной для всех площадок, не только соцсетей) аудитория «Одноклассников» все чаще использует для общения смартфоны. Хотя часть ПК-пользователей, конечно, никуда не исчезнет, однако мобильную переориентацию можно назвать уже свершившимся фактом.
— Алексей, зачем, на ваш взгляд, белорусские пользователи приходят в «Одноклассники»?
— Ради поиска и установления контактов, конечно, уже почти никто не приходит. Некоторые могут прийти с целью найти знакомых, но увлекаются каким-то направлением и остаются уже с той темой, с теми пабликами, что их интересуют. Более того, большая открытость и дружелюбность — качества, в значительной мере присущие пользователям ОК в том числе и в вашей стране.
— Какие главные нововведения и апдейты площадки были реализованы за последний год? Какими кейсами и историями вы гордитесь особо?
— За последнее время у нас было много интересных историй. Например, «Одноклассники» запустили инструмент, который позволяет привлечь внимание аудитории соцсети к продукту даже в офлайне. Механика продвижения заключается в том, что на упаковке товара размещаются условия акции, уникальный код и брендированная ссылка на страницу, группу или приложение в ОК.
Так же совместно с инвестиционным подразделением Mail.Ru Games Ventures запустили OK Instant Games Cup — чемпионат для разработчиков мобильных HTML5 игр.
Не обошли стороной и геймеров. Трансляции всех матчей и специального прешоу The International 2018, показанные компанией «Телеспорт», собрали в соцсети более 22 млн просмотров, уникальная аудитория турнира при этом составила 12 млн пользователей.
Самым популярной трансляцией стал финальный день TI8, который собрал более 6 млн просмотров.
Также яркими активностями стали:
- трансляции с прошедшей зимней Олимпиады и свадьбы принца Гарри и Меган Маркл совместно c BBC;
- трансляции из городов России, где проходили матчи в рамках ЧМ по футболу;
- создание витрины благотворительных фондов;
- перезапуск платформы голосовых и видеозвонков под управлением искусственного интеллекта.
— Некоторые сервисы соцсети на данный момент недоступны для белорусского пользователя. Почему так происходит?
— Да, часть сервисов пока недоступна белорусской аудитории, но в будущем они заработают и, как мне кажется, будут очень востребованными: как, например, переводы денег между пользователями. Мы также работаем с локальными сервисами, делаем их релевантными для конкретной страны. Первоначально все наши решения запускаются в России, а потом масштабируются исходя из потребностей и возможностей.
— Не боятся ли «Одноклассники», что аудитория уйдет в мессенджеры?
— Когда мессенджеры появились и стали набирать популярность, мы следили за тем, как реагирует аудитория. На практике же оказалось, что мессенджеры и соцсети сосуществуют и уживаются друг с другом очень хорошо. Пользователи не уходят, потому что контентную историю полноценно в мессенджеры не перевести. Сейчас среднестатистический пользователь проявляет активность в нескольких соцсетях и мессенджерах.
Причем происходит своего рода эволюция: человек меняет модель своего поведения в зависимости от средства общения. «Одноклассники» более развлекательны, чем тот же Facebook, где сложилась бизнес-атмосфера, а личное практически не фигурирует, поскольку многие делают ставку на общение по рабочим вопросам. В OK же пользователь с радостью делится семейными фотографиями, снимками из отпуска.
Отдельно стоит сказать про собственный мессенджер ТамТам. Изначально он создавался под переписку в OK и был частью самой соцсети. Чуть позже он перерос в самостоятельное приложение с развитой экосистемой: каналами, публичными чатами и стикерами.
— Какое будущее ждет соцсети в связи с активным появлением в них новостных страниц, пабликов и даже групп новостных агентств?
— Мне кажется, всегда будет существовать баланс, в том числе и в потреблении новостного контента. Он будет все больше распространяться там, где «живут» пользователи — то есть непосредственно в соцсетях. Конечно, появляется проблема фейковых историй, и с ними необходимо бороться. Кстати, один их инструментов обеспечения доверия к страничке в соцсети — это официальный статус. Для чего он используется? Чтобы убедить пользователя, что информация, которую они видят, взята из проверенного источника.
— Что в соцсети есть для продвижения какого-нибудь маленького магазина или даже семейного бизнеса?
— В последнее время мы сделали фокус на потребности малого и среднего бизнеса, предоставляем все более разнообразный инструментарий для продвижения внутри сети. Появился нативный инструмент продвижения с низким порогом входа: для старта нужно иметь всего 250 российских рублей. Это удобно и позволяет присмотреться к возможностям для роста.
Также мы запустили обучающий портал «ОК для бизнеса», на котором мы бесплатно обучаем SMM, рассказываем об эффективном продвижении бизнеса и о том, как найти свою аудиторию. Активно используются и такие инструменты в группах, как «товары». Для маленького бизнеса это возможность создать страничку своего магазина и принимать заказы непосредственно через нее. Для среднего это позволяет вести прием и оформление полноценных заявок и заказов, превращаясь в отдельный канал для получения продаж.
— Какими соцсетями вы пользуетесь?
— Я присутствую сразу в нескольких социальных сетях. Но основное время провожу в ОК. Получаю контент и развлечения именно здесь, а еще общаюсь с друзьями и по работе. Остальные сети служат для связи с теми людьми, которые не пользуются «Одноклассниками», чтобы общаться с ними в любом удобном для них формате. Мне, например, очень часто звонит мама в самих «Одноклассниках» — то есть не по мобильному, а именно через соцсеть.
— В соцсетях есть люди, которые занимаются противоправной деятельностью. Яркий пример — группы смерти. Что в «Одноклассниках» предпринимается для противодействия таким явлениям?
— У нас существует три уровня мониторинга. Функционирует нейросеть, которую мы обучили искать контент и автоматически находить открытые публикации и комментарии, которые нарушают правила. При этом есть штат модераторов, который перепроверяет найденный нейросетью контент и мониторит информационное поле на предмет новых угроз. И, конечно, работает «народный модератор». Мы мотивируем людей самостоятельно анализировать, смотреть и вступать в специальное приложение, обращать внимание на контент, который не должен присутствовать в соцсети по регламенту. Кроме того, идет постоянная работа с правообладателями: по их запросу мы оперативно удаляем контент, который нарушает их права.
— Как «Одноклассники» защищают пользовательские данные?
— Хранение и защита конфиденциальных данных пользователей — одна из важных ценностей для всех социальных сетей. Мы уделяем безопасности много внимания. Кроме того, наша деятельность соответствует новому европейскому законодательству по защите прав пользователей (GDPR). Работаем во всех юрисдикциях, соблюдаем законы всех стран, в которых присутствуем. Для тех, кто не хочет дополнительного внимания, реализована возможность сделать закрытый профиль.
— И вопрос, который хочется задать представителю любой крупной компании: может ли простой человек с определенным набором качеств попасть к вам на работу?
— Да. Мы очень много сотрудничаем с университетами, студентами. У нас есть специальная программа обучения для студентов. Мы ищем «звездочек» и лучших на всех рынках, устраиваем конкурсы и открытые хакатоны, в которых может поучаствовать любой, в том числе студент, школьник или уже оформившийся специалист. Лучших, конечно же, приглашаем на работу в «Одноклассники».
Горячие темы